Деятельность заказчиков при проведении закупок имеет множество этапов: от планирования процедуры до внесения сведений об исполненном контракте в соответствующий реестр. Именно о реестре контрактов и об изменениях в статье 103 44-ФЗ, которая регламентирует этот вопрос, мы решили рассказать в новой статье.
Информация будет полезна не только заказчикам, но и поставщикам и тендерным специалистам, потому что она поможет, например, сделать качественный анализ бюджетной организации или узнать о благонадежности исполнителей.
- Что такое реестр контрактов, и каких видов бывает?
- Нормативно-правовая база
- Как найти реестр контрактов
- Какие сведения вносятся в реестр контрактов в 2021 году?
- Как действуют заказчики?
- Срок внесения контракта в реестр контрактов по 44-ФЗ в 2021 году
- Как внести изменения в реестр контрактов?
- Что изменилось в реестре контрактов в 2021 году?
- Что изменилось в 2020 году
- Какая польза для поставщиков от информации, содержащейся в РК?
Что такое реестр контрактов, и каких видов бывает?
Согласно контрактному законодательству все закупки должны проводиться открыто и прозрачно. Соблюдать эти принципы помогает включение сведений в реестр контрактов (сокращенно – РК), чтобы любой интересующийся поставщик мог с этой базой ознакомиться, причем бесплатно.
Кроме 44-ФЗ реестр контрактов ведется еще и в рамках проведения торгов по 223-ФЗ. Но в данной статье мы подробно поговорим именно о государственном сегменте, а коммерческие закупки оставим на другой раз.
Реестр контрактов по 44-ФЗ – это сведения, размещенные в публичном доступе на сайте Единой информационной системы, которые содержат информацию о заключенных, исполненных, измененных и расторгнутых контрактах в рамках госзаказа. Причем в этот свод не попадают контракты, заключенные с единственным исполнителем по п.4 и 5 (исключение – ч.12 ст.93), п. 23, 42, 44, 45, 46 (если исполнитель — физлицо) и п.52 ч.1 ст.93 44-ФЗ, а также закупки, содержащие государственную тайну.
В связи с этим выделяют два вида реестров – открытый и закрытый. В последнем отражаются сведения о контрактах, имеющих государственную тайну.
Обе эти информационные базы ведутся аналогичным образом, если говорить о перечне передаваемых данных и порядке их направления заказчиками. Отличие только в том, что открытый свод доступен для публичного просмотра и ведется на сайте ЕИС в электронном формате.
Особенность же закрытого реестра в том, что доступ к нему для простых пользователей закрыт, поэтому он не публикуется. Вестись он может как в бумажном виде, так и в электронном (на встроенных или цифровых носителях).
Открытый реестр можно найти на сайте ЕИС (подробную инструкцию дадим ниже). Обязанность по его ведению возложена на Федеральное казначейство – орган, который принимает сведения от заказчиков, проверяет их и размещает на официальном Портале закупок.
Нормативно-правовая база
Реестру контрактов в 44-ФЗ посвящена 103-я статья, которая регулирует ключевые стороны этого вопроса (кто является исполнительным органом, какие сведения передавать, в какие сроки должны укладываться заказчики и Федеральное казначейство и т.д.). То есть это основное положение, которое должны знать и использовать в своей деятельности заказчики. Помимо него еще разработано Постановление Правительства РФ № 1084.
Знание этих норм помогут заказчикам действовать компетентно и не допускать ошибок при направлении данных для РК.
Как найти реестр контрактов
Как и обещали, переходим к инструкции по поиску этой информации. РК размещается в ЕИС. Чтобы его найти, откройте сайт www.zakupki.gov.ru и в разделе «Контракты и договоры» выберите строку «Реестр контрактов 44-ФЗ»:
Или просто кликните по этой ссылке.
Искать нужную запись можно как в быстром поиске, так и в расширенном варианте.
Для быстрого поиска введите на выбор:
- полный или частичный номер реестровой записи контракта;
- идентификационный код закупки (ИКЗ);
- наименование бюджетной организации;
- номер контракта;
- наименование объекта торгов.
В расширенном варианте реестровую запись можно отыскать также по:
- номеру закона;
- цене;
- объему авансирования;
- уровню бюджета;
- этапу (исполнение, завершено, прекращено, аннулировано);
- географическому местонахождению заказчика;
- коду ОКТМО;
- дате заключения;
- сроку исполнения;
- источнику бюджетных средств;
- идентификатору и т.д.
Чтобы перейти в расширенную форму, выберите раздел «Все параметры», как это показано на рисунке ниже:
Перейти на расширенные параметры поиска можете также по ссылке.
Какие сведения вносятся в реестр контрактов в 2021 году?
Контрактное законодательство обязывает заказчиков добавлять в данный информационный свод сведения практически обо всех заключаемых ими контрактах, за исключением тех случаев, которые мы перечислили в 1-ом разделе статьи.
В РК вносятся следующие позиции:
- название закупающей организации (например, учреждение здравоохранения, дошкольное образовательное учреждение, ПФР, Центр занятости населения и т.д.);
- источник поступления денежных средств для проведения государственных торгов;
- способ выбора контрагента;
- сроки формирования итогов выбора исполнителя с указанием реквизитов документа, являющегося основанием для подписания контракта;
- дата подписания контракта;
- объект торгов, стоимость и время исполнения обязательств, страна, где продукция была изготовлена или информация о производителе;
- данные контрагента (наименование, адрес, ИНН, ОКПО и другие необходимые сведения);
- сведения о корректировках контракта и условия, которые были исправлены, а также причины таких исправлений;
- копия контракта, заверенная заказчиком с помощью электронной подписи (ЭП);
- комплект документов и сведений, подтверждающих исполнение обязательств (акты, УПД, накладные, платежные поручения);
- объем неустойки, рассчитанный в случае некачественного исполнения работы;
- результаты экспертизы (в случае проведения таких действий соответствующими организациями);
- данные о расторжении контракта (обязательно указываются причины и основания расторжения) с документальным подтверждением;
- идентификационный номер процедуры;
- решение о врачебной комиссии (если это необходимо);
- информация о предоставлении гарантийных мер (отражение в госконтракте недостаточно, нужно будет поставить отметку в ЕИС);
- и другая информация, изложенная в Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084.
Как действуют заказчики?
Для заказчиков разработана специальная система «Электронный бюджет», которая помогает им формировать сведения для направления их в РК. Все формы документов подписываются электронной подписью. Причем заказчик может как отсканировать бумаги, загрузить их в систему и подписать ЭП, так и сформировать и подписать электронные документы (что значительно проще).
За истинность и полноту предоставленной информации отвечает руководитель контрактного отдела закупающей организации. Если он нарушит в этой части законодательство, то получит штраф в размере 20 тыс. руб. согласно ст.7.31 КоАП РФ.
Материалы и сведения о контрактах направляются в РК в соответствии с правилами, изложенными Минфином в своем Приказе от 19 июля 2019 г. № 113н. В нем подробно рассказывается об этапах, которые должен соблюсти заказчик. В качестве примера рассмотрим уже исполненные обязательства.
Составляя материалы для отправки в РК, заказчику необходимо указать номер документа о приемке продукции. Например, товарной накладной соответствует код 01, акту приемки товара – 06, акту приемки работ – 12 и т.д. Затем необходимо указать реквизиты документа о приемке.
Кроме этого добавлению в реестр подлежат и сведения о:
- объеме полученного товара или исполненной работы;
- валюте, которая применялась при оплате за исполненные обязательства;
- стоимости выполненных работ;
- реквизитах платежного документа;
- сумме оплаты;
- размере излишне переведенных средств;
- прекращении обязательств контрагента.
Важный момент! Если поставщик не исполнил свои обязательства, и контракт был вынужденно расторгнут, то заказчик вправе предложить выполнить его участнику, занявшему в торгах 2-е место. Делается это через ЕИС и с соблюдением определенных правил.
Если для внесения обеспечения исполнения контракта (ОИК) использовалась банковская гарантия (БГ), то дополнительно в РК нужно направлять следующие сведения:
- номер реестровой записи из реестра банковских гарантий;
- сумма, которая подлежала уплате в качестве ОИК;
- дата и номер уведомления банка об отказе в удовлетворении требования или реквизиты платежного документа, если согласился предоставить БГ.
Срок внесения контракта в реестр контрактов по 44-ФЗ в 2021 году
Согласно обновленным правилам заказчику дается 5 рабочих дней на предоставление сведений. В такой же срок нужно успеть отчитаться в РК, если в контракт вносились изменения.
После исполнения или расторжения контракта у заказчика есть 5 дней на включение этой информации в реестр.
Федеральное казначейство должно в 3-дневный срок осуществить проверку предоставленных материалов, например, указан ли один и тот же ИКЗ во всех документах, не превышен ли лимит финансового обеспечения, предоставлены ли все нужные сведения, не противоречат ли друг другу материалы об исполнении обязательств и условия принимаемого к учету бюджетного обязательства.
Как внести изменения в реестр контрактов?
В разделе «Материалы для работы в ЕИС» на сайте Единой системы в помощь заказчикам дается инструкция, как вносить правки в РК.
Откройте реестр и на главной странице выберите строку «Исполнение», затем кликните по строке «Внести изменения» для интересующей записи. Если здесь уже находится подготовленный ранее проект изменений, то система сообщит об этом и перекинет в поле для его редактирования.
Чтобы перейти к редактированию, нужно нажать «Продолжить».
В разделе «Тип изменения» в поле «Общая информация» нажмите «Изменение контракта». Если нужно добавить документы, то прикрепите их, а затем нажмите кнопку «Сохранить». Далее будет произведена автоматическая проверка информации, и если будут найдены несоответствия, то система просигнализирует пользователю об этом.
Что изменилось в реестре контрактов в 2021 году?
С 1 января 2021 г. начал действовать Приказ Минфина от 20.07.2020 г. № 144н, который обновил порядок подготовки материалов и обмен сведениями между закупщиками и исполнительным органом для ведения РК. А именно в обиход были введены некоторые новые коды и наименования способа выбора контрагента.
С 8 марта 2021 г. заработал Приказ Минфина от 21.01.2021 г. № 5н, который детализировал ведение РК в части формирования информации и обмена сведениями между закупщиками и исполнительным органом. Было установлено, что по новым правилам, подготавливая информацию об источнике предоставления бюджетных средств, нужно дополнительно прописывать код объекта капитальной постройки или объекта недвижимого имущества, который формируется в системе «Электронный бюджет».
В том числе код объекта необходимо отражать при заключении контракта на покупку недвижимого имущества, составление проектов или выполнение инженерных изысканий, выполнение строительных работ, реконструкции или капремонту, сносу объектов капстройки (включая и линейные) и контракты жизненного цикла, предметом которых является проектирование, реконструкция, строительство, капитальный ремонт объекта капитальной постройки.
С 1 апреля 2021 г. заказчики вправе приобретать продукцию по ч.12 ст.93 44-ФЗ, но на стоимость одного такого контракта наложен лимит – 3 млн. рублей. В рамках таких процедур при направлении информации в РК заказчики должны руководствоваться п.3 Правил ведения реестра.
Что изменилось в 2020 году
В 2019 году законодатели обязали закупщиков отражать страну, в которой товар был произведен, при подаче сведений в РК. Однако на протяжении 2019 г. никакой контроль заказчиков не велся. Только в 2020 г. Федеральное казначейство начало проводить проверки по факту указания страны происхождения товара. Новый порядок Казначейство описало в своем Письме № 14-00-08/26496.
Страну происхождения товара необходимо указывать в реестре контрактов, если для закупки применялась ст.14 44-ФЗ о национальном режиме в части установленных запретов и ограничений.
С 22.04.2020 г. сведения о стране производства продукции включаются для работ по строительству, реконструкции, капремонту и сносу, только если для их исполнения требуется приобретение товара за счет предоставленного финансирования.
С 1 мая 2020 г. был обновлен порядок автоматической проверки на соответствие кодам целевых статей расходов (КЦСР), отраженных в реестре. У заказчиков не получится добавить информацию в реестр, если будет обнаружено расхождение с информацией из извещения о закупке и из плана-графика.
С апреля 2020 г. действуют правки для п.16 Приказа Минфина от 19 июля 2019 г. № 113н. Согласно этим корректировкам детализация данных об источниках предоставления денежных средств в части КЦСР обязательна также в реестре контрактов в разделе «За счет бюджетных средств» для бюджетных и частных организаций.
Если заказчик проводит торги на строительство, реконструкцию, капремонт, снос каппостройки, а контракт предусматривает поставку товара, то этот товар подлежит включению в реестр. При условии, что товар учитывается в бухгалтерской отчетности в качестве отдельной статьи расходов бюджетных средств.
В РК направляются сведения о наименовании, параметрах, объемах, единице измерения, стране происхождения и стоимости единичной расценки по каждой позиции. Названные правила действуют для контрактов, заключенных по результатам торгов, проведенных после 01.01.2020 г.
Какая польза для поставщиков от информации, содержащейся в РК?
Пользоваться реестром контрактов и правильно анализировать полученную информацию важно как для поставщиков, так и для тендерных специалистов. Это позволит сделать выводы о благонадежности заказчика, изучить ранее проведенные закупки, посмотреть, кто уже работал с данным заказчиком и т.д. То есть в итоге мы узнаем не только о бюджетной организации, но и о потенциальных конкурентах.
Для поставщиков умение пользоваться РК ценно тем, что с помощью данной базы можно сформировать документ, подтверждающий собственную добросовестность. Эти сведения пригодятся, если в ходе каких-то торгов поставщик снизил цену закупки на 25% или более (антидемпинговые меры), и заказчик требует подтвердить благонадежность.
Реестр контрактов – это общедоступная информационная база, к которой при необходимости может обратиться любое заинтересованное лицо и ознакомиться с ранее заключенными контрактами между поставщиками и бюджетными организациями.
Заказчики пользуются реестром при анализе цен на рынке, для перенимания опыта коллег, при анализе контрагента.
А гибкая система поиска в ЕИС (быстрый и расширенный вариант) поможет без труда отыскать ту или иную реестровую запись, например, зная только ИНН заказчика.
Нужен