Сведения о проведении предстоящих закупок можно найти на различных ресурсах в интернете, но приоритетными являются те, которые размещены в Единой информационной системе.
В новой статье рассказываем для чего нужен ЕИС, как зарегистрироваться пользователю и делаем обзор основных разделов портала.
Что собой представляет ЕИС?
Из названия статьи понятно, что ЕИС – это официальный сайт госзакупок. Аббревиатура ЕИС расшифровывается как Единая информационная система. Сайт можно найти в интернете по адресу www.zakupki.gov.ru. Система была введена в обиход, чтобы предотвратить коррупционные схемы, которые, к сожалению, нередко встречаются в сфере госзаказа.
До 1 января 2016 г. действовала старая версия сайта и располагалась она по адресу www.old.zakupki.gov.ru. Сейчас страница по этой ссылке не отвечает, т.е. такого сайта больше не существует.
На портале ЕИС размещаются сведения о закупках, их легко можно найти и ознакомиться с информацией: о заказчике, цене контракта, сроках исполнения и т.д. Материалы доступны к просмотру любому желающему и на бесплатной основе.
Причем, если Вы, например, еще не участвуете в торгах, а только хотите промониторить свою нишу (пользуется ли спросом Ваш товар, сколько закупок проводится по Вашему направлению, много ли у Вас конкурентов и др.), то регистрация в ЕИС и наличие специальной электронной подписи не требуется.
Если же Вы решили стать поставщиком и расширить свой бизнес еще одним каналом продаж (участие в торгах), то регистрация и электронная подпись обязательны. Об этих условиях расскажем немного позже.
Все граждане РФ могут найти информацию об интересующих закупках, за исключением тех, которые содержат государственную тайну (ЕИС не предоставляет сведения о них).
В настоящее время государственные заказчики могут создавать свои сайты и на них размещать сведения о процедурах. Но вся информация обязательно должна быть продублирована и отражена в Единой системе. При расхождении данных на различных интернет ресурсах за единственно верную берется платформа ЕИС.
До 1 января 2019 г. закупки делились на «бумажные» и электронные, и заказчики самостоятельно решали в каком виде провести мероприятие, а после 1 января все закупки стали проводиться в электронной форме.
Информация обо всех поставщиках собрана в единой базе – Реестре участников закупок. Чтобы найти сведения об участнике, нужно ввести номер его реестровой записи в поисковую строку. Также найти участника можно по наименованию (ФИО), ИНН или ОГРН. Контроль Реестра возложен на Федеральное казначейство РФ. Ведомство осуществляет его оформление и ведение.
Все участники закупок должны быть соответствующим образом зарегистрированы в ЕИС, иначе участие в торгах по 44-ФЗ будет невозможно. Система взаимодействует с 9-тью электронными торговыми площадками, на которых проводятся торги. После регистрации поставщика на сайте www.zakupki.gov.ru электронные площадки автоматически авторизуют его на своем ресурсе.
Сведения, содержащиеся в ЕИС
Рассмотрим, какую информацию можно найти в ЕИС. Для наглядности мы сделали скриншоты некоторых разделов.
В разделе «Закупки» содержатся все проводимые заказчиками закупки, сведения обновляются в режиме реального времени.
Если Вам нужно найти конкретную закупку, то это можно сделать по ее идентификационному коду, наименованию (или ИНН) заказчика, названию процедуры и т.д.
Также система предлагает удобный сервис по расширенному поиску (цена контракта, способ выбора исполнителя, этап проведения и т.д.), достаточно только настроить соответствующие фильтры. Любой пользователь без труда разберется в нехитрой форме.
Раздел «Контракты и договоры» — это база, в которой собрана следующая информация:
- Реестр контрактов (44-ФЗ;
- Реестр договоров (223-ФЗ);
- Реестр договоров о проведении капитального ремонта (ПП РФ-615);
- Дополнительная информация о контрактах (44-ФЗ);
- Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов (44-ФЗ).
В разделе «Планирование» находятся следующие сведения:
- Планы-графики закупок (44-ФЗ);
- Планы закупки (223-ФЗ);
- Обязательное общественное обсуждение закупок (44-ФЗ);
- Запросы цен, товаров, работ, услуг (44-ФЗ);
- Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ);
- Положения о закупке (223-ФЗ);
- Типовые положения о закупке (223-ФЗ).
Раздел «Каталог» представляет собой список наименований товаров, работ и услуг, предназначенных для реализации государственных и муниципальных нужд. В разделе опубликованы несколько перечней, куда вошли медицинские изделия, лекарственные препараты, научное оборудование, электрооборудование, мебель, канцелярские товары, финансовые услуги и т.д. Всего 26 рубрик. Товары, которые не вошли ни в один перечень, собраны в рубрике «Прочее».
В разделе «Документы» собрана законодательная база, касающаяся сферы закупок, а также информация, необходимая для работы на портале:
- Законодательство в сфере закупок:
— НПА по 44-ФЗ;
— НПА по 223-ФЗ;
— Национальный режим;
— Разъяснения законодательства;
- Нормативно-методическая информация, предусмотренная для размещения в ЕИС;
- Техническая информация;
- Сведения о банках и финансовых организациях;
- Материалы для работы в ЕИС.
В разделе «Новости» публикуются актуальные события, которые происходят в мире закупок. Здесь же система информирует пользователей о предстоящих регламентных работах и времени их окончания.
Мы рассмотрели 6 разделов, в которых информация дается в сгруппированном виде. Но можно открыть раздел, в котором вся информация содержится на одной странице. Он так и называется — «Все разделы».
Также для удобства в системе есть разделение материалов, для разных категорий пользователей: для поставщиков, заказчиков и контролирующих структур.
Помимо названных выше статей здесь можно ознакомиться с:
- Реестром недобросовестных поставщиков;
- Реестром жалоб и предложений;
- Отчетностью заказчиков по контрактам;
- Тарифами электронных площадок;
- И многим другим.
В ЕИС работает служба технической поддержки. Пользователи могут обратиться в нее при возникновении вопросов по процедуре регистрации или по работе портала. Специалисты службы работают круглосуточно, с ними можно связаться по телефонам горячей линии, указанным здесь же.
На этой же странице, но только ниже размещены телефоны и эл. почты всех 9-ти электронных площадок. По вопросам работы ЭТП, можно воспользоваться этими номерами.
Создатели ЕИС постоянно работают над улучшением официального сайта. Пользователи могут оставлять свои пожелания по работе системы.
Для удобства и экономии времени на странице ЕИС сформирован раздел «Часто задаваемые вопросы». Поэтому прежде чем звонить на горячую линию техподдержки, полистайте эту страницу. Возможно, ответ на Ваш вопрос находится здесь.
Немного ниже на странице сайта можно найти Мастер по автоматической настройке вашего компьютера для работы в ЕИС. С помощью данного мастера система установит необходимое ПО и произведет автоматическую настройку браузера. Лучше всего для участия в торгах и полноценной работы в ЕИС использовать браузер Internet Explorer.
Рядом с Мастером находится плагин «Независимый регистратор». Эту программу необходимо использовать для регистрации всех действий, которые происходят на площадках во время торгов.
Например, Вы не смогли принять участие в торгах, потому что на площадке произошел сбой. Запись можно впоследствии использовать в качестве доказательства.
Еще ниже расположена «Информация для пользователей». Здесь собраны сведения из вышеназванных разделов и добавлен перечень банков, уполномоченных на открытие спецсчетов для поставщиков. Как мы знаем, участие в торгах без спецсчета невозможно, поэтому банк для его открытия можно выбрать из списка.
Ниже официальный сайт предлагает раздел «Статистика». В нем даются сведения о количестве потраченных регионами денежных средств на закупки. Для участия в торгах эти сведения ценности не представляют, но, может быть, кому-то окажутся полезными.
В самом низу страницы ЕИС (его еще называют «подвалом сайта») есть ссылки на официальные ресурсы различных ведомств, в том числе и на Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Что обеспечивает ЕИС?
Интегрированная с другими информационными порталами Единая информационная система своим функционалом призвана обеспечивать:
- размещение материалов о предстоящей процедуре, а также все ее этапы от начала и до конца;
- доступ к необходимой информации надзорным ведомствам;
- возможность направить заявку на участие в торгах в электронном виде;
- достоверность всех опубликованных в системе сведений и контроль за их правдивостью.
Регистрация в рамках 44-ФЗ
Преимуществом регистрации на портале закупок является то, что это абсолютно бесплатно для пользователя.
Регистрация действует 3 года, но потом ее можно продлить. Администратор личного кабинета должен побеспокоиться о перерегистрации заранее. Сделать это можно в период с 6 месяцев до 3 месяцев до окончания регистрации. За 3 месяца до конца периода участник не сможет направлять новые заявки. Однако особенно волноваться по этому поводу не стоит, потому что система сообщит о необходимости продления заблаговременно (за 4 месяца до окончания срока регистрации), поэтому упустить сроки невозможно.
В настоящее время все закупки проводятся в электронном виде, что значительно ускоряет процесс проведения торгов и экономит время всем сторонам мероприятий.
Помимо регистрации в системе понадобится еще и электронная цифровая подпись (ЭЦП). Согласно контрактному законодательству она должна быть усиленной квалифицированной. Без нее пользователь не сможет открыть свой личный кабинет в ЕИС и осуществлять все необходимые действия на электронных площадках.
Электронная подпись – это специальный цифровой ключ, в котором закодирована информация об организации или физическом лице (ФИО, ИНН, ОГРН, СНИЛС, границы полномочий).
Заказать рутокен можно в любой компании, которая занимается выдачей таких подписей, их можно найти в интернете. Например «СКБ Контур». Стоимость ЭЦП с возможностью участия в закупках на 8-ми стандартных площадках (9-я является специализированной), например, для предпринимателя обойдется в 6-7 тыс. руб. Срок действия – 1 год.
После того как ЭЦП будет у Вас на руках, можете начинать регистрироваться в Единой системе.
Все действия происходят в личном кабинете пользователя, поэтому нужно нажать кнопку «Войти». Система предложит заполнить соответствующую форму и отправить сведения на проверку.
После проверки сертификата электронной подписи пользователь будет зарегистрирован на портале.
Весь процесс займет от одного до нескольких дней (с учетом приобретения электронной подписи). Мы описали схему регистрации кратко и не стали углубляться в нюансы. Если у Вас возникнут вопросы или будут происходить технические сбои, то можете воспользоваться нашей услугой по регистрации в ЕИС.
Как узнать учетный номер?
В Единой системе содержатся сведения о зарегистрированных организациях, они собраны в специальном Реестре. Чтобы найти информацию об организации, выполните следующие действия:
- Откройте раздел «Все разделы».
- На открывшейся странице найдите пункт «Организации».
- Нажмите на строку «Реестр зарегистрированных организаций (44-ФЗ, 223-ФЗ).
4. В строку поиска введите наименование, ИНН или ОГРН организации.
Каждой организации присваивается уникальный учетный номер. Чтобы его найти, нужно зайти на страницу найденной организации и отыскать строку «Идентификационный код заказчика (ИКУ)». Здесь же обозначен и код по Сводному реестру.
Преимущества
В этом разделе нашей статьи расскажем о положительных моментах Единой системы и сделаем выводы из всего сказанного.
Главной особенностью современной версии ЕИС является то, что все этапы закупок стали полностью автоматизированы: от публикации извещения до подведения итогов. Этим новая система кардинально отличается от старого портала, действовавшего до 1 января 2016 г.
Заказчики и поставщики, которые помнят предыдущий сайт, сходятся во мнении, что работать в новых реалиях стало проще.
Единая информационная система существует в неразрывной связи с электронными площадками. Информация, расположенная на ЭТП, полностью отражена в ЕИС. Ознакомиться с ней может даже незарегистрированный пользователь и не имеющий электронную подпись. Доступность всем желающим регламентирована в ч.4 ст.4 44-ФЗ.
Заказчики в свою очередь отмечают простой и удобный порядок предоставления данных благодаря электронному формату процесса. Формирование отчетности вручную значительно сократилось.
С 1 января 2017 г. информация, которая публикуется в ЕИС структурирована и распределена по разделам. В связи с этим поиск документации стал проще и оперативнее. Раньше заказчики должны были направлять в систему отсканированные бумаги. Это затрудняло поиск потенциальным поставщикам.
Благодаря публикации планов-графиков и планов закупок участники могут планировать свою работу на ближайший год.
Кураторы официального Портала закупок ежедневно работают над повышением эффективности и производительности интернет ресурса. Система постоянно обновляется и улучшается. Интерфейс пользователя становится удобнее.
Перечислим, какие функции должна обеспечивать ЕИС:
- взаимодействие с другими платформами и размещение информации о закупках;
- доступ к информации без необходимости дополнительного входа в личный кабинет;
- направление заявок на участие в торгах дистанционно;
- использование усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания документов;
- применение ОКПД2 и ОКВЭД2;
- предоставление функционала для представителей малого и среднего бизнеса (МСП);
- доступ контролирующим ведомствам и органам аудита к материалам, опубликованным в системе.
- достоверность всех размещенных в ЕИС сведений.