Низкоконкурентные ниши в тендерах: что это такое, как их искать и на что стоит обращать внимание?

Участнику закупок
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Поиск ниши с низкой конкуренцией в тендерах может быть сложной задачей, но существует несколько подходов, о которых расскажем в статье.

Низкоконкурентные ниши в тендерах

Некоторые предприниматели и руководители компаний думают, что в тендерах уже все занято, и нет смысла в них участвовать. Но это не так.

Около 40% закупок по 44-ФЗ признаются несостоявшимися по разным причинам. Самые распространенные из них:

  • поступила только одна заявка, которая не соответствует требованиям документации;
  • не поступило ни одной заявки.

Соответственно, если вы умеете искать и отфильтровывать закупки, а также заполнять заявки на «сложные» закупки, то у вас больше шансов принять участие в торгах с низкой конкуренцией.

Тендерные продажи – это бизнес, а в любом бизнесе есть конкуренция. Вопрос в том, как найти в тендерах нишу с минимальной конкуренцией и получить максимальную прибыль.

Ниши делятся по количеству участников торгов:

  • 1-2 участника – низкая конкуренция;
  • 3-7 участников – средняя конкуренция;
  • более 7 участников – высокая конкуренция.

Много участников заявляется на «простые» тендеры: канцтовары, бумага для принтеров, уборка помещений, спил деревьев и др. В результате цена на таких торгах очень сильно падает, и победителю приходится исполнять контракт за небольшую плату.

К низкоконкурентным нишам относятся «сложные» тендеры – уникальные товары, товары с эксклюзивным товарным знаком, инновационные технологии, строительство крупных объектов.

Чек-лист по поиску низкоконкурентной ниши в тендерах

  1. Анализируйте (заказчиков, конкурентов, тендерную документацию).
  2. Ищите по регионам и расширяйте географию поиска.
  3. Обращайте внимание на сезонность некоторых видов работ.
  4. Участвуйте в «сложных» закупках.
  5. Получайте разрешения, допуски, лицензии, чтобы отстроиться от конкурентов.
  6. Рассматривайте смежные ниши и «веерное» участие.
  7. Работайте так, чтобы заказчик захотел отдать вам прямой контракт.
  8. Не забывайте про электронные магазины ЗМО.

Ниже рассмотрим подробнее каждый пункт. А также как искать низкоконкурентные ниши в госзакупках и на что обращать внимание.

Как искать?

Анализ заказчиков и конкурентов

Чтобы оценить конкуренцию в тендерах, нужно проанализировать завершенные закупки у заказчика и посмотреть, сколько участников заявлялось на торги.

Анализ можно выполнять вручную на сайте ЕИС: настроить параметры поиска, найти документацию по завершенной процедуре, сопоставить данные.

Опытные специалисты пользуются платными сервисами с модулями аналитики, например, «Тендерплан».

Аналитический отчет позволяет оценить ваши возможности участия в тендере и найти для себя процедуру с минимальной конкуренцией.

Анализ тендерной документации

Анализ тендерной документации помогает оценить условия сделки. Каждый тендер имеет свои особенности, о которых можно узнать в документации.

Обращайте внимание на:

  • требования к участникам и заявкам;
  • сроки поставки;
  • стоимость работ;
  • условия контракта;
  • обеспечительные меры (заявки, контракта, гарантийных обязательств).

Некоторые поставщики на этом этапе сходят с дистанции, и то торгов доходят единицы. При правильном подходе вы сможете дойти до конца и победить в закупке с минимальной конкуренцией.

Зависимость от региона

Если в вашем регионе не проводятся интересные для вас тендеры, то расширьте географию поиска. Возможно, в соседнем городе заказчикам требуется реставрация объектов культуры или обслуживание высокотехнологичного оборудования.

Если заказчик находится от вас слишком далеко, то учитывайте расходы на поездку, доставку материалов, проживание и питание работников.

Некоторые виды услуг не зависят от местонахождения заказчика. Например, не покидая свой город, вы можете дистанционно исполнить контракт по созданию сайта, продвижению. Приемка таких контрактов тоже осуществляется дистанционно с помощью электронной подписи и актирования в ЕИС.

Сезонность

Если вы занимаетесь сезонной деятельностью, то зарабатывать в тендерах сможете только в определенный период.

Например, зимой востребована уборка снега и приобретение снегоуборочной техники. Весной – озеленение территорий, высаживание молодых деревьев. Летом – покос травы.

«Сложные» закупки

Не все предприниматели готовы участвовать в «сложных» закупках, т.к. не хотят разбираться в документации, для них непонятны требования заказчиков, их отпугивают объемные техзадания.

Соответственно, в «сложных» тендерах будет ниже конкуренция и выше заработок.

К «сложным» закупкам относятся:

  • инновационные и технически сложные товары;
  • строительство объектов;
  • обслуживание электротехники;
  • уникальная продукция.

Если у вас слишком специфичные товары, то это плохо для тендеров. Заказчики не будут нуждаться в ваших услугах или очень редко будут проводить такие закупки. Вы не сможете регулярно зарабатывать на продаже специфичных товаров или услуг.

Разрешения и допуски

В некоторых закупках заказчики проводят серьезный отбор участников. Например, если для аукциона определяющим фактором является цена, то при проведении конкурса заказчики могут потребовать:

  • наличие лицензий (для лицензируемых видов деятельности);
  • членство в СРО (саморегулируемой организации);
  • опыт выполнения аналогичных работ (подтверждается исполненными контрактами из реестра контрактов):
  • квалификация работников;
  • наличие финансовых и материальных ресурсов;
  • национальный режим (запреты, ограничения и условия допуска импортных товаров);
  • преференции (например, для российских производителей).

В конкурсах участвовать сложнее, чем в электронных аукционах и котировках. Если у вас есть соответствующие разрешения, допуски, опыт, ресурсы, то вы сможете найти для себя тендеры с минимальной конкуренцией.

Смежные ниши и «веерное» участие

Возможно, вы продаете слишком востребованный товар, и обойти конкуренцию с этим товаром очень сложно. В этом случае рассмотрите смежные ниши или «веерное» участие.

Например, вы продаете краску и картриджи для принтеров. Попробуйте посмотреть в сторону обслуживания и ремонта принтеров. Если у вас есть выходы на официальных дилеров, то вы сможете покупать у них комплектующие и запчасти по выгодной цене.

«Веерное» участие – это участие в тендерах, которые напрямую не связаны с вашим видом деятельности. Например, если у вас сезонный бизнес, то в период «затишья» можете поискать в других направлениях.

«Веерное» участие следует рассматривать как временный вариант, потому что невозможно охватить все и сразу. Опытные участники выбирают для себя 2-3 направления, в которых хорошо разбираются и конкурентоспособны.

Прямые закупки

Прямые закупки (или закупки у единственного поставщика) относятся к неконкурентным способам определения исполнителя контракта. Заказчик не проводит торги, а отдает контракт определенной компании.

Стать единственным поставщиком непросто. Информация о таких процедурах не размещается в ЕИС.

Чтобы стать единственным поставщиком, нужно:

  • регулярно участвовать в конкурентных процедурах и всегда быть на виду у заказчиков;
  • соглашаться на просьбы заказчиков помочь с формированием НМЦК или составлением техзадания;
  • качественно выполнять свои обязательства, чтобы заслужить доверие заказчика, и он захотел бы отдать вам прямой контракт.

Прямые закупки – это закупки до 600 тыс. ₽ по п.4 и 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ. А в рамках ч.12 ст.93 заказчик вправе осуществлять на электронной площадке закупку у единственного поставщика до 5 млн. ₽.

Электронные магазины

Традиционно поставщики знают про сайт ЕИС и ищут закупки только на 8-ми федеральных ЭТП. Но нужно смотреть шире. Сейчас приобретают популярность магазины закупок малого объема (ЗМО). Самая известная платформа – это ЕАТ «Березка».

Есть еще Портал поставщиков Москвы, РТС-маркет, ОТС-маркет и др. Они интегрированы с ЕИС. На таких платформах исполнитель выбирается по результатам короткой котировочной сессии.

Заключение

Тендерные продажи основываются на принципе конкуренции, и вас не должно это отпугивать. Конкуренция – это хорошо, потому что она помогает вам:

  • развивать и масштабировать свой бизнес;
  • повышать качество своих товаров, работ и услуг;
  • предлагать лучшие условия;
  • использовать новые подходы и ниши;
  • прокачивать навыки тендерных продаж.
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Телеграм-чат
Мы рассмотрели основные подходы к поиску низкоконкурентных ниш в тендерах. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье. Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграм-чате. У нас общаются поставщики, руководители компаний, заказчики, тендерные специалисты. А по средам проводим «живые» эфиры, на которых делимся последними новостями из сферы госзакупок.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.