Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: случаи и нюансы осуществления таких закупок

Участнику закупок
Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Из всех представленных в 44-ФЗ видов закупок особенной является закупка у единственного поставщика. Отличается от своих «собратьев по цеху» она тем, что отсутствует момент соперничества, а, значит, поставка осуществляется в кратчайшие сроки. Заказчикам нравится этот вид неконкурентных торгов малым количеством этапов. По статистике закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ занимают 2-е место, уступая лидерство лишь электронным аукционам. В статье рассказываем о случаях, когда заключается контракт с единственным поставщиком.

Что такое закупка у единственного поставщика?

В качестве единственного поставщика (ЕП) при проведении таких неконкурентных закупок выступают организации или физические лица. При этом порядок проведения процедуры упрощен, заказчикам не нужно соблюдать этапы, свойственные, например, электронным аукционам или открытым конкурсам в электронной форме.

В 44-ФЗ нет положений, обязывающих заказчиков проводить закупки у единственного поставщика, т.е. способ определения исполнителя они должны выбирать на свое усмотрение. Исключением будут те случаи, когда конкурентные торги признаны несостоявшимися.

В каких случаях проводится?

Случаи, при которых контракт может быть заключен с единственным поставщиком, перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Важный момент! До 31 декабря 2023 года включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, перечисленным в ч.1 ст.93 44-ФЗ вправе устанавливать иные случаи заключения прямых контрактов с единственными поставщиками, а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях (ч.1,2 ст.15 46-ФЗ от 08.03.2022).

В качестве примера приведем те, которые используются заказчиками чаще всего:

  • торги на приобретение товаров, работ или услуг, которые являются продуктом деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п.1 ч.1 ст.93);
  • закупки, стоимость которых не более 600 тыс. руб. При этом общая стоимость таких закупок в год не должна превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. (п.4 ч.1 ст.93);
  • выполнение работ по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (кроме поставок сжиженного газа), по подключению к инженерно-техническим ресурсам по регулируемым в соответствии с российским законодательством тарифам), по хранению и ввозу/вывозу средств наркотического и психотропного воздействия (п.8 ч.1 ст.93);
  • приобретение товаров, работ или услуг для устранения следов аварии, чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, непреодолимой силы; для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи (п.9 ч.1 ст.93);
  • случаи, при которых открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок не состоялись (п.25 ч.1 ст.93).

Разберем некоторые виды закупок у единственного поставщика.

Условия проведения

Заказчик вправе отдать контракт на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ единственному поставщику, если его цена не превышает 600 тыс. руб. или 10% совокупного годового объема закупок заказчика (если 10% > 2 млн. руб.) и не должен составлять более 50 млн. руб.

Эти ограничения не действуют на закупки для реализации муниципальных целей сельских поселений.

Пример. В ноябре текущего года заказчик заключает контракт на поставку офисной техники в кабинеты сотрудников на сумму 200 тыс. руб. В декабре этого же года он вправе приобрести необходимый товар у единственного поставщика при условии, что сумма каждого контракта — не более 600 тыс. руб.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не берется во внимание при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовая стоимость закупок у единственного поставщика не выйдет за границы 2-х млн. руб. или 10% и составит при этом не более 50 млн. руб.

Малые закупки используются заказчиками чаще всего, так как схема их проведения достаточно проста:

  • Во-первых, не требуется все их прописывать в плане-графике, информация указывается в виде одной общей суммы за год.
  • Во-вторых, не нужно готовить извещение о предстоящей процедуре.
  • В-третьих, такие закупки не нужно заносить в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

Остановимся на случаях, когда заказчики обязаны провести закупку у единственного поставщика.
Если в соответствии с п.24, 25 ч.1 ст.93 44-ФЗ конкурентная процедура не состоялась, так как поступила только одна заявка или только одна заявка соответствовала требованиям, то заказчик должен организовать закупку у единственного поставщика.

Важный момент! Если невозможно провести процедуру для ЕП (например, совокупный годовой объем уже закрыт), заказчик может провести аукцион в электронной форме, открытый конкурс, а также запрос котировок.

В каких случаях требуется согласование с контрольными органами?

Заключение прямых контрактов – это право заказчика, но в некоторых случаях является обязанностью.
Если закупку признали несостоявшейся на основании п. 24, 25 ч.1 ст.93 44-ФЗ, то контракт с ЕП заключается по согласованию с контрольным органом (п.4 ч.5 ст.93).

В соответствии с п.1 ПП РФ от 30.06.2020 № 961 согласие необходимо, если НМЦК более:

  • 1 000 ₽ при осуществлении закупки в случаях, когда признали несостоявшимся электронный конкурс или электронный аукцион по п. 3-6 ч. 1. ст. 52 Закона № 44-ФЗ, а также при закрытых процедурах;
  • 250 млн. ₽ при осуществлении муниципальных и региональных закупок (кроме закупок, перечисленных в последнем пункте перечня);
  • 500 млн. ₽ при осуществлении федеральных закупок (кроме закупок, перечисленных в последнем пункте перечня).

При проведении заказчиками совместного конкурса или аукциона каждый из них обязан самостоятельно согласовать с ведомством прямой контракт с ЕП. Речь идёт о превышении НМЦК (п.5 ч.1 ст.25 44-ФЗ).

Если не состоялся электронный запрос котировок, то, согласно п.4 ч.5 ст.93 44-ФЗ, согласовывать такой контракт не нужно.

Согласно п. 13 Правил № 961, контролирующий орган не согласует заключение контракта, если:

  • неверно выбран способ закупки;
  • закрытую процедуру осуществили без согласования с ФАС;
  • к участникам предъявлены требования с нарушением 44-ФЗ;
  • в описании объекта закупки ограниченное число участников;
  • сокращено время на подачу заявок;
  • неправомерно отклонили заявку или признали её не соответствующей требованиям тендерной документации;
  • неправомерно отказали участнику в допуске к участию в закупке;
  • поступившая от ЕП заявка или указанная в пп. «е» и «ж» п.7 Правил № 961 информация не соответствуют требованиям;
  • единственный поставщик не проходит по требованиям.

Согласно п. 12 Правил № 961, если контролеры найдут нарушения в условиях контракта, то в согласовании не откажут, но выдадут предписание с действиями, которые необходимо выполнить заказчику.

Форс-мажор

На практике заказчики часто отдают контракт единственному поставщику, мотивируя свое решение обстоятельствами непреодолимой силы. Тут следует понимать, какие обстоятельства являются форс-мажором, а какие – нет.

Определение форс-мажоров дается в гражданском законодательстве, а именно в ст.401 ГК РФ: они носят характер чрезвычайности и предотвратить их невозможно.

Другие случаи, например, недобросовестно исполненный контракт или плохая погода, при которой выполнение работ невозможно, к ним не относятся.

Для понимания рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

В бюджет заказчика поступили государственные деньги для проведения конкурентных процедур, но год уже заканчивается, и времени на организацию закупки не остается. Может ли он подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ?

Согласно этому положению заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, если нужно приобрести товары, работы или услуги для устранения следов аварий, чрезвычайных происшествий, обстоятельств непреодолимой силы. Но это возможно при условии, что проведение конкурентных процедур не целесообразно.

В свою очередь, нехватка времени не является чрезвычайным или непредотвратимым фактором. Поэтому такое решение заказчика нарушает закон.

В судебной практике и практике ФАС финансирование организаций в конце отчетного периода не признается обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал, что произошла чрезвычайная ситуация или авария на подконтрольном ему участке. Вправе ли они подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место быть, но на момент заключения контракта они отсутствуют, то заказчик не может отдать контракт единственному поставщику. Так как сама по себе ситуация появления чрезвычайных обстоятельств не говорит об объективном наличии таких обстоятельств.

В судебной практике при рассмотрении подобных дел решения выносятся исходя из того, действовали ли обстоятельства непреодолимой силы (авария) на момент заключения контракта.
В данном случае заказчику правильно будет не рисковать, а провести конкурентную процедуру.

Пример 3. Контракт после аварии

После аварийной ситуации, которая произошла на подконтрольном участке заказчика, прошло довольно много времени. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы?

Если в то время, которое упустил заказчик, можно было провести конкурентную процедуру, то при заключении контракта с единственным поставщиком надзорные ведомства расценят его поступок как нарушение закона.

Заказчик вправе отдать контракт единственному поставщику при закупке работ, необходимых для устранения следов аварии, иных чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но это возможно при условии, что использование конкурентных процедур нецелесообразно.

Поэтому если после возникновения аварийной ситуации прошел довольно длительный срок, то заключать контракт с единственным поставщиком нельзя, контрольные органы расценят это как неправомерные действия со стороны заказчика.

Рассматривая такие дела, арбитражные суды выносят решения, ориентируясь на тот факт, мог ли заказчик успеть провести конкурентную закупку сразу после возникновения аварийного происшествия.

Порядок проверки контролирующим органом

При проведении закупок по п.6, 9, 34, 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ заказчик должен известить о своем действии надзорное ведомство в течение 1 рабочего дня, как только был заключен контракт. Информация о такой процедуре передается в ФАС, местным или городским властям, ответственным за контроль таких процедур, чтобы они были в рамках закона.

Одновременно с уведомлением направляется копия подписанного сторонами договора с обоснованием его заключения.

В законодательстве нет четких инструкций по осуществлению контроля, но, как правило, надзорные органы придерживаются следующего порядка:

  1. Уведомление заказчика поступает специалисту контролирующего ведомства, который изучает его и оценивает действия заказчика на соблюдение норм 44-ФЗ.
  2. По итогам рассмотрения готовит служебную записку.
  3. Если действия заказчика полностью соответствуют контрактному законодательству, то все в порядке. Надзорный орган в этом случае не обязан его информировать о ходе процедуры.
  4. При выявлении нарушений контролирующий орган проводит внеплановую проверку, о которой заказчику будет сообщено заранее.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

Согласно контрактному законодательству заказчик обязан рассчитать и обосновать стоимость контракта, если закупки проводятся по п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Обоснование цены обязательно нужно указывать в тексте контракта, который заключается с единственным поставщиком.

Особенности некоторых случаев осуществления закупок у ЕП

Разберем несколько нюансов осуществления закупок у ЕП.

Согласно Указу Президента РФ № 558 определение поставщика по п.2 ч.1 ст.93 порядок определения поставщика необходимо дополнить этапом обоснования предложения и соответствующей экспертной оценкой.

Предложение об определении ЕП должно включать в себя следующую информацию:

  • предмет процедуры и его описание;
  • обоснование о нецелесообразности применения конкурентных торгов;
  • обоснование предложения о выборе ЕП;
  • наименование заказчика;
  • информация о потенциальном поставщике и обоснование его определения;
  • обоснование срока проведения работ;
  • материалы проверки будущего исполнителя на соответствие требованиям контрактного законодательства;
  • сведения о субподрядчиках;
  • сведения об обеспечительных мерах контракта;
  • информация о поступлениях в бюджет на осуществление закупки.

Эксперты готовят необходимое заключение на каждое предложение об определении единственного поставщика с выводами нескольких ведомств: Минфина, Минэкономразвития и ФАС. Так подтверждается правомерность цены контракта, его соответствие нормам договора о евразийском экономическом союзе и необходимость проведения неконкурентной процедуры.

По п.4 и 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ заказчики могут приобретать товары через электронные магазины.
Термина «электронный магазин» в законодательстве не существует, но он широко используется разными заказчиками.

Схему осуществления таких закупок через электронные магазины можно представить следующим образом (для участника, заказчика и оператора электронной площадки):

  1. Кандидат готовит предварительное предложение (описание товара с учетом КТРУ, минимальное и/или максимальное количество (в зависимости от региона), цена (включая доставку, налоги, сборы, с учетом региона), место поставки, страна происхождения, минимальный и/или максимальный срок поставки с учетом объема и региона, информация и документы об УЗ. Срок действия предложения — не более 1 месяца = заявка на закупку.
  2. Заказчик размещает в ЕИС извещение (описание товара из КТРУ, начальная цена единицы товара (с учетом доставки, налогов, сборов), объем, срок, место поставки, требования к УЗ и др. из ст. 42 + проект контракта, обоснование цены контракта).
  3. Оператор ЭП в течение 1 часа отбирает из предварительных предложений не более 5-ти с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют требованиям извещения к товару и участнику, присваивает им порядковые номера и направляет заказчику.
  4. Заказчик в течение 1 рабочего дня рассматривает заявки, присваивает порядковые номера допущенным заявкам, готовит протокол, отсылает его оператору ЭП, который размещает протокол на ЭП и в ЕИС.
  5. Заключение контракта с участником, предложившим наименьшую цену в соответствии с порядком, установленным ст.51 44-ФЗ:
  • 1 рабочий день заказчику на размещение проекта контракта;
  • 1 рабочий день участнику на подписание контракта;
  • 1 рабочий день заказчику на подписание контракта (но не ранее 2 рабочих дней после размещения протокола в ЕИС).

С 1 апреля 2021 г. появилась возможность закупать посредством электронных магазинов только товары (при условии цены такой закупки – до 3 млн. руб.) Данная формулировка вытекает из самого 44-ФЗ, а именно ч.12 ст.93.

И заказчики, и поставщики должны указывать наименование и характеристики товара из каталога ТРУ.
Согласно ч.12 ст.93 заказчикам нужно будет готовить следующие документы для закупок до 3-х млн. руб.:

  • извещение (п.3 ч.12 ст.93);
  • проект контракта (п.4 ч.12 ст.93);
  • обоснование (ч.4 ст.93).

С 1 апреля 2021 г. у заказчиков, которые приобретают товары у ЕП по п. 4 и 5 ст.93, появилось право выбора, как закупать товары: в соответствии с действующим порядком или по новым правилам:

  • до 600 тыс. руб. без электронных магазинов на электронной площадке (за исключением ЕАТ «Березка», региональных и муниципальных электронных магазинов);
    или
  • до 3 млн. руб. в электронных магазинах на электронных площадках. Условия:
  • закупка товаров;
  • НМЦК не более 3 млн. руб.;
  • годовой лимит таких закупок без изменений.

При этом закупка работ и услуг будет осуществляться в соответствии с ныне действующим порядком.

Изменения в 2023 году

П.8 ч.1 ст.93 44-ФЗ:

Согласно новому положению заказчики вправе заключать прямые контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

П.61 ч.1 ст.93 44-ФЗ:

В перечень случаев заключения прямых контрактов добавили основание для закупок у едпоставщика услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники.

Ч.65.3 ст.112 44-ФЗ:

До 31 декабря 2023 стороны по согласованию могут изменять существенные условия контракта с едпоставщиком по мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, изложенные в п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

Преимущества и недостатки прямых контрактов

Плюсы и минусы
Часто заказчики уже знакомы с поставщиком по прошлым контрактам и поэтому уверены в его силах.
Риск того, что поставщик откажется от контракта, минимален.
Из-за упрощенной схемы проведения процедуры заказчики экономят свое время и легко готовят простой набор документов.
Закупки у единственного поставщика не требуют больших расходов, так как поставщика определять не нужно, он один.
Заказчик не может значительно уменьшить стоимость контракта, как, например, при электронном аукционе.
Вследствие того что не ведется конкурентная борьба, заказчик не может выбирать лучшее предложение из нескольких, как, например, при открытом конкурсе в электронной форме.
Федеральная антимонопольная служба пристально следит за этим видом неконкурентных процедур, потому что среди недобросовестных заказчиков распространена коррупционная составляющая при расходовании государственных денег. Например, заказчики выдвигают своего претендента на контракт и за это получают от него благодарность в виде «отката». Выбирая закупку у единственного поставщика, заказчики должны быть готовы к суровым проверкам со стороны надзорных органов и осознавать всю ответственность, которая наступит в случае превышения полномочий.

Заключение

  1. Выбор неконкурентной процедуры – это право, а не обязанность заказчика. Но есть случаи, когда заключать контракт с единственным поставщиком обязательно.
  2. Заказчик не должен забывать об ограничениях, обязан знать нормы контрактного законодательства, понимать ответственность, которая наступит в случае нарушений.
  3. Перед тем как подписать контракт, поставщик должен внимательно его прочитать, уточнить непонятные моменты, взвесить все «за» и «против».
  4. Сторонам важно, чтобы при заключении контракта были соблюдены все условия и ограничения, в противном случае такие отношения будут признаны незаконными.
Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Телеграм-чат
Если у вас остались вопросы, то задавайте в комментариях к статье. Подписывайтесь на гостевой Телеграм-чат Тендерного клуба – здесь можно общаться с более опытными коллегами или делиться своим профессионализмом с новичками. На нас подписаны поставщики, представители заказчиков, эксперты госзакупок и специалисты из смежных областей. А каждую среду проводим онлайн-встречи и делимся последними новостями из сферы госзаказа.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Алексей

    Добрый день!
    Подскажите, может ли поставщик отказаться от подписания контракта, после получения согласование на заключение контракта от контролирующих органов?
    Грозит ли это занесением в РНП?

    Ответить
    1. azbukatenderov

      Согласование заключения контракта с ЕП с контрольным органом в сфере закупок осуществляется в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона. В данном случае, если Ваша заявка была единственной или единственной, которая была допущена, то отказаться от заключения контракта Вы не можете.

      Ответить