- составление и публикация извещения и документации;
- получение предложений от участников;
- оценка поступивших заявок и отбор участников;
- рассмотрение первых частей заявок;
- рассмотрение вторых частей;
- подведение итогов и размещение протокола;
- разъяснение результатов торгов.
В статье подробно рассмотрели каждый этап. Материал будет интересен не только заказчикам, но и поставщикам.
- Подготовка извещения и закупочной документации
- Отличие открытого конкурса в электронной форме от остальных процедур
- Определение потенциальных исполнителей
- Рассмотрение первых частей заявок
- Рассмотрение вторых частей заявок
- Подведение итогов
- Разъяснение результатов
- Заключение контракта
- Причины несостоявшегося электронного конкурса
Подготовка извещения и закупочной документации
В ст. 48 44-ФЗ дается определение открытого конкурса в электронной форме (сокращенно — ОКЭФ) и инструкция по его проведению. Информацию о проводимом мероприятии получает неограниченный круг лиц, а требования для всех участников являются едиными.
Электронный конкурс отличается от электронного аукциона:
- Критериями оценки. При проведении аукционов единственным критерием является цена. А в конкурсных процедурах большее значение уделяется нестоимостным показателям (наличие богатого опыта по аналогичным работам, квалификация сотрудников, наличие необходимой техники и оборудования).
- Наличием переторжки. Оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок и необходимую документацию после окончания срока подачи окончательных ценовых предложений, после составления протокола (ч.8 ст.48 44-ФЗ).
Здесь следует сделать отступление и рассказать о переторжке простыми словами для тех, кто не понимает, о чем идет речь:
Переторжка – это возможность для участника уменьшить свое ценовое предложение. Как только открытый конкурс стал проводиться в электронном виде, переторжка стала обязательным его этапом. С ее появлением у заказчиков появилась возможность закупать товары, работы или услуги по самой выгодной стоимости.
К проведению переторжки заказчик не имеет никакого отношения. О дате ее проведения поставщики узнают от оператора ЭТП. Процедура проводится на следующий рабочий день после истечения времени оценки первых частей заявок.
Пять фактов, которые нужно знать о переторжке:
- Проводится в течение 1 часа.
- Время назначается по часовому поясу заказчика.
- Один участник может снизить цену только 1 раз.
- Не обязательно улучшать свое предложение о цене.
- Если кандидат не улучшил свою цену, то в зачет принимается цена из третьей части заявки на участие в закупке (ч.9 ст.48).
По окончанию переторжки оператор в течение 1 часа формирует протокол и отсылает заказчику вторые части заявок.
Вернемся к нашей статье… Итак, критерии оценки, наличие этапа переторжки и остальную важную информацию готовит и утверждает ответственное лицо заказчика в документации по электронному конкурсу.
Если в компании заказчика нет собственного отдела по закупкам, то для подготовки конкурсной документации может быть привлечена специализированная организация (ч.1 ст.40 44-ФЗ). Сторонние специалисты готовят все материалы для проведения закупки, но сами участвовать в ней не имеют право (ч. 5 ст.40).
Итак, мы сказали, что для проведения конкурса готовится закупочная документация. Но наряду с ней заказчик разрабатывает еще два документа: извещение о проведении открытого электронного конкурса и проект контракта. Без этих 3-х составляющих проведение конкурса невозможно. При проведении конкурентных электронных процедур заказчик публикует извещение в ЕИС не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок. Исключением является электронный запрос котировок – не менее 4 рабочих дней.
Извещение составляется в соответствии с нормами ст.42 44-ФЗ и на усмотрение заказчика размещается на любых информационных ресурсах, где с ним может ознакомиться любой желающий.
Заказчик может внести изменения в извещение не позднее чем за 1 рабочий день до истечения времени подачи заявок (ч.4 ст.42). Нельзя менять объект открытого конкурса в ЭФ и повышать сумму обеспечения заявок.
Отличие открытого конкурса в электронной форме от остальных процедур
Если взять электронный аукцион или запрос котировок, то здесь главным критерием будет цена. Выигрывает участник, предложивший наименьшую цену. А при проведении конкурса цена играет второстепенную роль.
Например, заказчику нужно провести важную дорогостоящую закупку. Чтобы реализовать ее по максимуму, он решает организовать открытый конкурс в электронной форме. В закупочной документации он прописывает необходимые критерии, которым должны соответствовать участники. При этом на критерий квалификации претендента он отводит 70%, а цене – всего лишь 30%.
Процентную величину заказчик устанавливает в соответствии с ПП РФ № 2604 от 31.12.2021 г. Более значимому для заказчика критерию присваивается большая величина.
Критериев может быть и три, и четыре, и пять. Все зависит от сложности процедуры и желания заказчика. Но чем больше критериев, тем легче потом запутаться в подсчетах.
Заявка получает определенное количество баллов по итогу рассмотрения и оценки заявок. То есть победителем может стать не тот участник, который предложил наименьшую цену, а тот, кто набрал больше баллов.
Определение потенциальных исполнителей
Информация об электронной площадке, на которой планируется проведение конкурсной процедуры, указывается в извещении (п.4 ч.1 ст.42 44-ФЗ). Заказчик выбирает одну ЭТП из восьми:
- ЕЭТП
- «РТС-тендер»
- «Сбербанк-АСТ» (с недавнего времени «Сбер А»)
- «Электронные торговые системы»
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»
- «Российский аукционный дом»
- «ТЭК-Торг»
- ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»)
Претенденты на получение контракта направляют заявку, состоящую из 3-х частей в соответствии с ч.2 ст.48 44-ФЗ. Участникам дается 15 рабочих дней на подачу заявки после того как было опубликовано извещение (со дня размещения).
По истечении времени подачи заявок на электронный конкурс заказчик получает первые их части от оператора ЭТП. Далее материалы рассматриваются членами закупочной комиссии, которая специально была для этого создана. Итоги данного этапа вносятся в соответствующий протокол, который передается оператору электронной площадки. Срок отправки протокола оператору – в тот же день, когда были рассмотрены и оценены первые части заявок (ч.3 ст.48 44-ФЗ).
Затем специалисты заказчика начинают работать со вторыми частями заявок. Итоги рассмотрения и анализа протоколируются, а сам протокол направляется оператору ЭТП в тот же день, когда производилась оценка вторых частей заявок (ч.11 ст.48).
Протокол публикуется в ЕИС, а утвержденные результаты с окончательными ценами претендентов оператор направляет заказчику.
Члены комиссии по закупке повторно изучают предложения и протоколы, после чего формируют состав участников, допущенных до торгов, присваивая им порядковые номера. Результаты работы вносятся в итоговый протокол (ч.13 ст.48).
Составление протоколов происходит на основе принятого решения о допуске или обоснованного отклонения и о начислении баллов согласно прописанным в документации критериям. Протоколирующие документы подписываются каждым членом закупочной комиссии.
Важный момент! Комиссия имеет право отстранить участника на любом этапе проведения электронного конкурса по 44-ФЗ за предоставление им ложной информации (ч.5, 12 ст.48). Если специалисты заказчика нашли расхождение сведений, то в обосновании указывается, что именно в заявке участника не соответствует действительности и сверяют полученную информацию с положениями документации.
Если по конкурсной документации что-то непонятно, то участники вправе направить запрос на разъяснение положений. Он подается на ЭТП, после чего оператор пересылает его заказчику. Подавать такой запрос можно при условии, что до конца срока подачи заявок остается не менее 3-х дней.
У участника есть право на 3 запроса, поэтому рекомендуем сразу подумать над всеми непонятными моментами и сформулировать их максимально в одном обращении.
Заказчик обязан отреагировать на поступивший запрос в течение 2-х рабочих дней. Вносить корректировки в документацию о мероприятии заказчик может не позднее чем за один рабочий день до истечения времени подачи заявок. При этом время приема заявок должно быть продлено таким образом, чтобы еще оставалось минимум 10 дней.
Рассмотрение первых частей заявок
В соответствии с ч.3 ст.48 44-ФЗ члены конкурсной комиссии должны изучить и оценить первые части заявок в течение 2-х рабочих дней после того как срок подачи заявок закончился.
Как только все первые части заявок будут проработаны комиссией по закупке, готовится протокол, в котором указываются сведения в соответствии с ч.6 ст.48 44-ФЗ:
- идентификационные номера, закрепленные за каждой заявкой;
- дата, место и время их рассмотрения;
- порядок оценки допущенных заявок, если в документации указан показатель «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
- допущен или нет претендент на исполнение контракта.
Участнику может быть отказано в дальнейшем прохождении согласно ч.5 ст.48. Причиной отказа может быть:
- Непредоставление необходимой информации или предоставление ложной информации, которая требуется для участия в ОКЭФ.
- Несоответствие участника условиям и требованиям к первым частям заявок, которые указал заказчик.
- Указание конкретных сведений о претенденте, направившем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.
Рассмотрение вторых частей заявок
В состав второй части заявки на электронный конкурс должны входить:
- наименование участника, адрес, телефон, ИНН участника, учредителей, лица, исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа;
- документальное подтверждение соответствия продукции нормам законодательства РФ (копии);
- декларация о соответствии единым требованиям в соответствии со ст.31 44-ФЗ;
- документальное подтверждение на право получения преимуществ (например, для СОНКО);
- документальное подтверждение соответствия продукции положениям ст.14 44-ФЗ о национальном режиме (если данное требование указано в конкурсной документации);
- документы, служащие для выставления баллов по критериям (кроме информации о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки).
осле оценки первых частей заявок конкурсная комиссия переходит к рассмотрению вторых частей. Срок оценки вторых частей заявок регламентирован – не позднее 2-х рабочих дней после получения вторых частей заявок, но не позднее срока их рассмотрения, установленного в извещении (ч.11 ст.48 44-ФЗ).
После оценки первых частей заявок конкурсная комиссия переходит к рассмотрению вторых частей. Срок оценки вторых частей заявок регламентирован – не позднее 2-х рабочих дней после получения вторых частей заявок, но не позднее срока их рассмотрения, установленного в извещении (ч.11 ст.48 44-ФЗ).
Результат рассмотрения и оценки специалисты заказчика вносят в протокол (п.2 ч.11 ст.48 44-ФЗ):
- сведения о каждом претенденте на контракт;
- информация о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поступивших в рамках электронной процедуры по 44-ФЗ;
- какими критериями руководствовалась комиссия при анализе предложений потенциальных исполнителей;
- соответствует/не соответствует кандидат установленным в конкурсной документации требованиям.
Предложение участника отклоняется комиссией за нарушение положений закона о контрактной системе. Участника дисквалифицируют за (ч.12 ст.48):
- непредоставление или предоставление ложной информации и документов;
- несоответствие установленным в конкурсной документации требованиям (ч.1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
- не предоставление заказчику соответствующих документов, когда в документации указывается запрет на основании ст.14 44-ФЗ о национальном режиме.
Подведение итогов
После размещения итогового протокола в ЕИС открытый конкурс в электронной форме считается завершенным. Сотрудники организации заказчика составляют протокол на следующий день после того как оператор электронной площадки направил окончательные предложения о цене всех кандидатов.
В протоколе подведения итогов указывается информация обо всех лицах, участвующих в процедуре, об их допуске или отстранении, о соответствии заявок установленным критериям, о порядке анализа и оценки предложений участников и о присвоении номеров по убыванию (1-й номер присваивается наиболее привлекательной для заказчика заявке).
Заявкам, которые были проверены на соответствие требованиям и были допущены к торгам, присваиваются идентификационные номера.
За самым выгодным предложением закрепляется № 1. Однако если два и более участника подали одинаковые ценовые предложения, то № 1 присваивается тому, кто прислал предложение первым.
В электронном конкурсе 44-ФЗ побеждает тот кандидат, который раньше остальных прислал заказчику самое выгодное предложение, и оно соответствует всем требованиям и условиям конкурсной документации.
Разъяснение результатов
После окончания электронной процедуры участники могут воспользоваться своим правом — запросить у заказчика разъяснение ее итогов. Заказчик обязан ответить на поступивший запрос в течение 2-х рабочих дней.
Заключение контракта
Контракт по результатам открытого электронного конкурса заключается с победителем на электронной площадке.
Со дня публикации итогового протокола заказчику дается 2 рабочих дня на размещение в ЕИС проекта контракта. А исполнитель в течение 5 рабочих дней после размещения проекта контракта должен его подписать. Но если у победителя есть какие-либо замечания по проекту, то он направляет заказчику протокол разногласий (его можно подать только 1 раз!) в течение 5 рабочих дней, после того как заказчик разместил проект контракта. Заказчик должен отреагировать на него в течение 2-х рабочих дней (считается со дня подачи).
Существует 2 варианта развития событий (ч.4 ст.51 44-ФЗ):
- заказчик соглашается с замечаниями и в течение 2-х рабочих дней дорабатывает контракт, после чего снова размещает его в ЕИС. А исполнитель подписывает его в течение 1 рабочего дня;
- заказчик не соглашается с замечаниями и в течение 2-х рабочих дней направляет исполнителю документ с причинами отказа. Исполнитель в течение 1 рабочего подписывает контракт.
Что касается сроков заключения, то контракт должен быть подписан не ранее чем через 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов (ч.1 ст.51 44-ФЗ). Контракт будет заключен, как только все стороны его подписали.
Бывают случаи, когда победитель признается уклонившимся от исполнения контракта.
На это есть две причины:
- Выигравший контракт участник не перечислил денежное обеспечение контракта и не предоставил независимую гарантию.
- Не подписал контракт.
Статус «уклониста» присваивается участнику документально, и заказчик обязан направить информацию о нем в ФАС в течение 3-х рабочих дней с даты присвоения данного статуса. А право заключить контракт переходит к участнику под номером 2 (из итогового протокола).
Причины несостоявшегося электронного конкурса
Причин, по которым ОКЭФ может не состояться, всего шесть (ч.1 ст.52 44-ФЗ):
- Поступила только одна заявка на участие в конкурсе.
- Только одна заявка соответствовала требованиям конкурсной документации.
- Не поступило ни одной заявки.
- Комиссия заказчика отклонила все поступившие заявки.
- Все участники закупки, не отозвавшие заявку, признаны уклонившимися от заключения контракта.
- В соответствии с ч.9, 10 ст.31 44-ФЗ заказчик отказался заключать контракт с участником, чья заявка была единственной, или только заявка одного участника соответствовала требованиям.
Как поступить заказчику?
- Добавить ко времени подачи заявок еще 10 дней.
- Если не поступило новых заявок, то внести в плановую документацию необходимые корректировки и провести определение исполнителя другим способом.
- Отдать контракт на исполнение единственному поставщику (п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ).
Приятно читать. Информация грамотно и ясно расписана.
Андрей, спасибо за обратную связь. Для нас это очень ценно.
Единственная статья которую прочла от начала до конца. Хронологично, детально, локально!
Рита, спасибо за Вашу обратную связь.