Система тендерных продаж: как сделать тендеры постоянным источником дохода

Участнику закупок

Одни участники приходят в тендеры, чтобы просто попробовать и попрыгать по верхам. Другие приходят в тендеры, чтобы выстроить полноценную систему продаж и остаться здесь надолго. Последний вариант самый логичный и правильный. Если работать в этой сфере долго и планомерно, то со временем нарабатывается опыт, появляется конкурентное преимущество и деловая репутация. На подкасте Тендерного клуба рассказали, как превратить системность в стабильный заработок в тендерах.

Ведущий подкаста
Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Ведущий подкаста
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн школы "Азбука тендеров"

Почему в тендерах нужна системность?

Если действовать хаотично, то результата не будет вообще, либо результат – это случайная погрешность. Просто прийти в тендеры, чтобы попробовать – ни к чему не приведет.

Если говорить про серьезный подход с целью долгосрочной работы и постоянного заработка, то без системности здесь не обойтись.

Системность при участии в тендерах – это стратегический инструмент для развития бизнеса в долгосрочной перспективе.

  1. Конкурентное преимущество. Системный подход позволяет эффективно управлять всеми аспектами участия в тендерах. Включает в себя аналитику, разработку конкурентоспособных предложений, оптимизацию ценообразований, подготовку заявок. Все в комплексе.
  2. Улучшение результатов. Системный подход помогает в улучшении результатов. Мы можем структурировать процессы, оптимизировать ресурсы и повышать эффективность участия в тендерах. Путем системного анализа своих результатов участия в предыдущих тендерах можем увеличивать вероятность победы в следующих тендерах.
  3. Минимизация рисков. Системный подход позволяет минимизировать риски. Путем правильной организации, структурирования, можно избегать ошибок, связанных с неправильной подготовкой заявки, недостаточным анализом рынка, недостаточной подготовкой предложения. Если мы тщательно прорабатываем документацию, смотрим на заказчика, конкурентов, то на начальном этапе можем увидеть неточности, ошибки, подводные камни, и в будущем их обходить стороной.
  4. Репутация и долгосрочные отношения. Системный подход помогает строить репутацию надежного поставщика/подрядчика. Серьезность способствует формированию длительных взаимоотношений с заказчиками, партнерами. И в дальнейшем приводит к постоянному потоку новых заказов тендеров в будущем.

Ключевые элементы системы тендерных продаж

Мы выделили 5 ключевых элементов, но на самом деле их больше.

Аналитика. Без этого элемента в тендерных продажах двигаться невозможно. Что в себя включает:

  • анализ спроса – есть ли спрос на наши товары, работы или услуги;
  • анализ ниши – для понимания ситуации в конкретном направлении (по всей России или по региону);
  • анализ планов и планов-графиков закупок – для понимания, какие закупки будут проводиться в течение всего календарного года;
  • анализ заказчиков – на какого заказчика мы выходим;
  • анализ поставщиков – с кем нам придется конкурировать, кто будет принимать участие в закупке, кто побеждает, с какой ценой и к чему нужно быть готовым;
  • анализ связей между заказчиками и поставщиками – насколько часто одни и те же поставщики участвуют в закупках и побеждают;
  • анализ документации (анализ ТЗ, анализ проекта контракта);
  • анализ рентабельности участия;
  • анализ результатов собственного участия – важно вести учет показателей на всех этапах (количество участий, побед, отклонений, конверсия и т.д.).

Подготовка предложений:

  • необходимо разбираться в нормативно-правовых актах, которые регулируют процесс закупок;
  • быть точным и внимательным при подготовке заявки (любая ошибка может стать причиной для отклонения заявки);
  • готовить заявку в соответствии с требованиями извещения и документации.
    Лучшие условия:
  • подбор товаров/ материалов под требования ТЗ;
  • поиск производителей и поставщиков;
  • проверка контрагентов;
  • запрос коммерческих предложений;
  • переговоры/ выбор лучших условий/ уторговывание цены;
  • ценообразование и логистика.

Регулярность:

  • подготовка, подача заявок и участие в торгах на постоянной основе;
  • увеличение конверсии на каждом этапе тендерной воронки.

Долгосрочные отношения:

  • участие в тендерах – это не спринт, а марафон (участие вдолгую);
  • качественное и своевременное исполнение обязательств по контракту;
  • выстраивание долгосрочных отношений с заказчиками (заказчик = клиент); закупку нужно рассматривать с точки зрения, что мы должны помочь заказчику получить нужный товар, работу, услугу в установленные сроки, и чтобы заказчик захотел с нами поработать в следующий раз.
  • формирование базы постоянных клиентов; и здесь есть разные форматы сотрудничества: подготовка КП для заказчика, консультация по ТЗ/предмету закупки, закупка у единственного поставщика.

Воронка тендерных продаж

Тендерная воронка неразрывно связана с аналитикой и помогает четко настраивать бизнес-процессы.

Если наглядно изобразить все этапы воронки тендерных продаж, то можно увидеть свои ошибки и недоработки и быстро их устранить.

Простая воронка:

  1. Поданные заявки.
  2. Принятые заявки.
  3. Выигранные заявки.

Сложная воронка:

  1. Нашли тендеров.
  2. Отобрали/ просчитали тендеров.
  3. Подготовили заявок.
  4. Приняли участий.
  5. Победили.
  6. Заключили контрактов.
  7. Получили выручки.
  8. Получили прибыли.

Зная свои показатели тендерной воронки и конверсию, вы можете построить обратную воронку – это планирование на основе анализа тендерных участий.

Экстенсивная стратегия. Расширение количества участий в закупках. Берем не качеством, а количеством. Мы просчитали воронку в обратном порядке, и понимаем, что вместо 100 тендеров, нам нужно обрабатывать 500 тендеров.

Такая стратегия подходит не всем, потому что:

  1. Ниши могут быть сезонные, специфичные, ограниченные по месту исполнения.
  2. Тендерный специалист не справляется с большим количеством участий, приходится привлекать еще специалистов.
  3. На большое количество тендеров может не хватить ресурсов.

Интенсивная стратегия. Данная стратегия направлена на улучшение стратегии.

  1. У такого подхода есть свои особенности:
  2. Глубокий анализ спроса, заказчиков, других компаний.
  3. Точечное участие в процедурах, где шансы на победу выше.
  4. Поиск ниши с минимальной конкуренцией.
  5. Внедрение профессиональных инструментов.
  6. Переподготовка сотрудников или подключение экспертов.
  7. Тендерные продажи – это системность и работа вдолгую. Это марафон, а не спринт.
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Телеграм-чат
На этом будем заканчивать. В комментариях пишите, какие бы вы еще хотели темы, чтобы мы разобрали. Подписывайтесь на гостевой чат Тендерного клуба в Телеграм. У нас общаются участники закупок, тендерные специалисты, руководители и сотрудники компаний, эксперты по госзакупкам. А каждую среду проводим прямые эфиры и делимся последними новостями из сферы госзакупок.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.