С чего все началось?
Напомним, как Валентина Матвиенко предложила наложить мораторий на 44-ФЗ. По словам Председателя Совфеда, 44-ФЗ изначально был задуман для наведения порядка в сфере госзакупок:
«Те, кто воровал и отдавал подряды своим «карманным» компаниям, они и в рамках 44-ФЗ находят пути. А добросовестные поставщики и подрядчики страдают».
Цель моратория на 44-ФЗ:
«Дать право регионам в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов. Конечно, это не отменяет контроля правоохранительными органами… Нельзя из-за теоретических подозрений останавливать машину освоения федеральных бюджетных средств и развития страны».
Подготовка предложения по мораторию на 44-ФЗ для рассмотрения в Правительстве РФ была поручена Николаю Журавлеву, заместителю Председателя Совфеда.
В Совете Федерации предлагают дать возможность заказчикам использовать более быстрые способы выбора исполнителей по 44-ФЗ и проводить закупки в сжатые сроки.
Проще говоря, заказчики смогут проводить более простые и быстрые процедуры вместо длительных аукционов:
- запросы котировок;
- закупки малого объема через электронные магазины.
В чем замысел?
Идея инициативы о наложении моратория на госзакупки заключается в ускоренной реализации проектов развития инфраструктуры, а для этого нужно пересмотреть некоторые положения 44-ФЗ с учетом происходящих в стране событий.
Что нужно понимать?
- Мораторий касается закупок по строительству, осуществляемых в рамках 44-ФЗ.
- Временно приостанавливаются отдельные положения закона – до окончания спецвоенной операции.
- Цель – обойти длительное доведение и освоение бюджетных средств и быстрее выполнять госзаказ.
В ходе своего выступления Матвиенко акцентировала всеобщее внимание на том, что средства на социальные объекты осваиваются долго – после 1 июля у заказчиков остается на это всего полгода. А в результате недополучают детские сады, школы, дорожая отрасль.
Разные мнения
С предложением председателя Совфеда согласились некоторые губернаторы и депутаты Госдумы.
В частности, депутат Госдумы Александр Аксененко подчеркнул пробелы контрактной системы, прослеживаемые в строительном сегменте – пока готовятся документы и проводится закупка, уходит очень много времени, и цены за это время успевают вырасти.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев отметил, что после введения моратория на госзакупки решения о проведении работ будут приниматься быстрее.
В связи с событиями в стране нужна гибкость системы и реализации государственных нужд, — подчеркнул глава Нижегородской области Глеб Никитин.
Инициативу Совета Федерации поддержали не все.
В Минфине отметили, что 44-ФЗ полностью справляется со своими задачами во время СВО. Механизмы контрактной системы отвечают условиям сегодняшнего дня:
- есть возможность осуществлять закупки в ускоренном режиме – конкурентными или неконкурентными процедурами (решение принимают власти регионов исходя из своих потребностей);
- региональные власти вправе заключать контракты с единственными поставщиками, если этого требует ситуация;
- выполнение работ ведется в рамках полученных заказчиками бюджетных средств;
- есть малые закупки, например, запрос котировок, на проведение которого требуется всего 6 рабочих дней;
- исполнители получают оплату в сжатые сроки – 7 рабочих дней;
- применяется импортозамещение и поддержка СМП, СОНКО, ФСИН.
Министерство отдельно остановилось на возможностях для строительного сегмента:
- выбор исполнителей в конкурсах и аукционах происходит в течение 26 и 18 календарных дней, соответственно:
- есть процедуры «под ключ» — проектирование и строительство объекта в рамках одной закупки.
Чего ждать?
Задача по подготовке предложения о моратории на госзакупки была возложена на заместителя председателя Совфеда Николая Журавлева.
Валентина Матвиенко запланировала встречу с премьер-министром Михаилом Мишустиным, чтобы обсудить вопросы о наложении временного моратория на 44-ФЗ.
Журавлев приоткрыл, какие предложения готовят в Совете Федерации:
- привести в общий формат действия регионов по работе с единственными поставщиками, включая разработку механизмов контроля и привлечения нарушителей к ответственности;
- дать возможность госучреждениям выбирать быстрые и простые способы определения исполнителей (запросы котировок);
- временно приостановить многоэтапные закупки (аукционы);
- убрать некоторые ограничения для ЗМО через электронные магазины (закупки с полки);
- быстрее выбирать поставщиков через реестр добросовестных поставщиков и проводить процедуры до поступления целевых средств в региональные учреждения.
Окончательное решение по инициативе изначально планировалось на 8 февраля. Но потребовались доработки, и сроки отодвинули до 15 марта.
Предложение обсуждается в Госдуме с целью разработать законопроект с 3-мя ключевыми блоками:
- продлить временные положения, которые зарекомендовали себя во время пандемии;
- наложить временные ограничения на некоторые нормы контрактной системы;
- внедрить порядок быстрого и упрощенного проведения закупок.
Резюме
С одной стороны, мораторий на госзакупки в 2023 году – это необходимая мера в условиях СВО. С другой стороны, нужно сохранить конкурентность и прозрачность процедур и не довести до распространения коррупции.
Также следует учесть скачки цен на строительные материалы и уход с рынка иностранной продукции. Требуются механизмы, которые упростят взаимодействие заказчиков и поставщиков, и позволят быстрее закупать ТРУ у российских компаний без бюрократических проволочек.
Мы будем отслеживать информацию о моратории на госзакупки и добавлять в статью актуальную информацию.
Отличная идея.Давно пора принимать такие решения,от этого выиграют только добросовестные поставщики
В большей степени от этого выиграют «карманные» поставщики.