Критерии выбора поставщика: что нужно знать, чтобы найти надежного поставщика?

Практика закупок
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Выбор поставщиков – одна из ключевых тем для бизнеса и компаний, которые занимаются продажей/перепродажей товаров. На этом же принципе строится работа посредников, которые снабжают предприятия необходимой продукцией. Надежного поставщика найти не так просто, т.к. никто не разбрасывается их контактами. В статье рассмотрели основные критерии, которые помогут найти хорошего контрагента и построить с ним сотрудничество вдолгую.

Кому нужно уметь искать надежных поставщиков?

Заказчики в тендерах

В роли заказчиков выступают государственные учреждения, коммерческие организации, частные компании. Для реализации собственных нужд и получения выгодных условий они проводят тендеры. Например, в аукционах главным критерием выбора поставщика является низкая цена. А при проведении открытых конкурсов заказчики смотрят на опыт участников. В 44-ФЗ (государственные закупки) подробно описаны критерии, по которым заказчики отбирают исполнителей для госконтрактов. В этом плане 223-ФЗ (корпоративные закупки) более гибкий: заказчики вправе прописывать критерии к соискателям в Положении о закупке, исходя из собственных нужд.

Снабженцы

Снабженцы – это посредники, которые помогают различным организациям закупать необходимую продукцию и оборудование. Например, предприятию нужны станки по деревообработке, но руководителю некогда заниматься поиском оборудования. Он делегирует эту задачу снабженцу, который подберет станки надлежащего качества и по хорошей цене.

Участники закупок

В закупках можно участвовать даже не имея собственный товар. Главное, найти поставщика с подходящим товаром и договориться с ним о цене и условиях поставки. На начальном этапе нужно произвести расчеты, чтобы понять, по какой цене вы готовы закупать продукцию, и при этом получить прибыль после ее продажи.

Магазины

Обеспечением магазинов занимаются производители и торговые представители. Магазины заинтересованы в надежных партнерах, которые поставляют качественный товар. В противном случае в торговой точке упадет потребительский спрос, и просядут продажи. В основном, это относится к магазинам товаров повседневного спроса: продукты питания, одежда, хозяйственные принадлежности, средства гигиены.

Критерии выбора поставщика

Рассмотрим критерии, которые помогут вам выполнить правильный поиск поставщиков товара.

Определить ассортимент

Сразу составьте список товаров с подходящими характеристиками. Вы должны четко понимать, что хотите приобрести. Если занимаетесь снабжением предприятий, то запросите такой список у менеджера или напрямую у директора.

Закупаемая продукция зависит от сферы деятельности предприятия и его местонахождения. Если это магазин, то нужно определиться с ценой и качеством товара, а также – кто целевой покупатель.

Например, пенсионер из региона с небольшой пенсией вряд ли купит дорогостоящую трехслойную туалетную бумагу, т.к. ему такая покупка будет не по карману. А в аптеку, которая располагается рядом с областной больницей, есть смысл завезти рецептурные препараты. Врач при выписке назначит пациенту рецептурное лекарство, которое удобно будет купить сразу на выходе.

Понимание таких нюансов поможет вам не терять прибыль и действовать в интересах своих целевых покупателей.

Найти поставщиков по категории товаров

Поиск производителя товаров можно выполнять различными путями: на сайтах, оптовых базах, обращаться напрямую к производителю. Стандартного решения нет. Поиск будет проще, если вы изначально определитесь с категорией товара, который хотите найти:

  • уникальный;
  • специальный;
  • ходовой.

К уникальным изделиям относятся высокотехнологичные товары. Найти их сложнее всего. Их производят крупные корпорации. Например, детали авиатехники, запчасти для военных машин, комплектующие для космической техники.

Специальные товары четко соответствуют запросам предпринимателя. Например, если магазин торгует свежим сырьем, то ему не подойдут замороженные полуфабрикаты. Необходимо искать поставщиков, которые полностью закроют потребности. Если обратиться к производителю, то он предложит приобрести заказ у него или даст контакты дистрибьюторов
К ходовым товарам относится продукция, в которой потребители нуждаются ежедневно: чай, хлеб, яйца, мясо. Найти их проще всего: на складе, заводе, у производителя. Разберем подробнее, где искать эту группу.

  1. Сайт. Укажите в браузере свой запрос: наименование, местность, изучите поисковую выдачу. Если знаете артикул, то скопируйте его в поисковую строку, так вы быстрее найдете нужный товар.
  2. Опт. Крупные партии можно закупить на базе производителя. Адреса также ищите в интернете. Сделка оформляется в договоре, в котором указываются условия доставки.
  3. Производители. Если вы нашли подходящую компанию, то попробуйте написать ей напрямую на электронную почту (email часто указывают на сайте в разделе «Контакты» или «Связаться с нами»).
  4. Каталог поставщиков. В онлайне можно найти много ресурсов продавцов, зарегистрироваться и связаться с поставщиком. В этих базах можно найти юридическую информацию и изучить отклики покупателей. Каталог производителей – это ценный инструмент для тех, кто хочет эффективно искать контрагентов. Какой сайт для поиска поставщиков самый лучший? Среди самых известных назовем — Поставщики.ру, Supl.biz, ExportBase, Сделки.ру, ОптЛист.
  5. Конкуренты. Откройте сайт конкурента и поищите информацию по его продукции. Возможно, на фотографии будет виден водяной знак с информацией о производителе. Или размещен сертификат с оттиском производителя.
  6. Журналы. Речь идет о тематических журналах, нацеленных на определенную аудиторию. Например, журнал «Строительные материалы» интересен строительным компаниям и строительным бригадам. А журнал «Сырье и упаковка» посвящен бытовой химии и косметике.
  7. Соцсети. Информация о товарах размещается в специализированных ВК-пабликах и Телеграм-каналах.
  8. Платный софт. У нас в Тендерном клубе не раз выступал Роман Ефимов – один из основателей сервиса Sniper Search. Программа помогает поставщикам автоматизировать сбор коммерческих предложений от предприятий. За несколько кликов вы получаете десятки КП. Если бы вы делали это вручную, то потеряли бы очень много времени. Сервис за несколько минут обрабатывает информацию с сотен сайтов и показывает вам нужный результат.

Выбрать поставщиков

После того как вы составили для себя перечень поставщиков, теперь нужно выбрать самого подходящего контрагента. Для этого нужно узнать условия, направив письмо или связавшись по телефону. Если есть возможность встретиться лично, то сделайте это.

В процессе переговоров узнайте:

  • какая закупочная цена на продукцию;
  • сроки по доставке;
  • есть ли гарантии;
  • какие условия оплаты.

Проанализируйте полученные факты и выберите производителя, чьи условия наиболее вам подходят: самая низкая цена, склад находится недалеко, согласен на оплату частями и т.д.

Проверьте производителя – у надежной компании должен быть сайт и раздел с ценами. Сотрудники таких компаний охотно отвечают на вопросы и помогают разобраться в нюансах сделки. Если вы звоните в офис, но никто не отвечает, то это повод задуматься – стоит ли работать с такой компанией.

Надежный производитель по вашему запросу всегда покажет сертификаты, лицензии и другие разрешительные документы.

Договориться о скидке

Договориться о скидке с производителем может быть немного сложнее, чем с розничным продавцом. Вот несколько шагов, которые могут помочь вам в этом процессе:

  1. Исследуйте рынок. Изучите цены на аналогичные продукты других производителей или посмотрите, есть ли у конкурентов какие-либо акции или скидки. Это поможет вам определить допустимую цену и предоставит вам аргументы для переговоров.
  2. Установите контакт. Свяжитесь с производителем по электронной почте, телефону или через сайт. Выразите свой интерес к продукту и укажите, что вы хотели бы обсудить возможность получения скидки.
  3. Предложите преимущества. Подготовьте список причин, почему вам следует предоставить скидку. Это может быть связано с объемом закупки, долгосрочными перспективами сотрудничества, вашей репутацией или планами по продвижению их продукции.
  4. Будьте готовы к компромиссам. Возможно, производитель не будет готов предоставить сразу полную скидку, но может быть готов к частичной скидке или дополнительным условиям сотрудничества, которые будут выгодны для обеих сторон. Например, можно договориться об отсрочке платежа или бесплатной доставке – это тоже некая скидка, хоть и косвенная.
  5. Укажите на долгосрочные перспективы. Если вы планируете долгосрочное сотрудничество, укажите на это и продемонстрируйте, что вы являетесь надежным и стабильным клиентом. Это может стать дополнительным стимулом для производителя предоставить вам скидку.
  6. Будьте вежливы и профессиональны. Помните, что ведение переговоров требует терпения и уважения к другой стороне. Будьте вежливы и профессиональны во время всего процесса.

Сформировать условия под себя

При оформлении сделки в договоре указываются следующие пункты:

  • стоимость;
  • объем закупаемой партии;
  • гарантийные условия (возврат, замена партии с дефектом);
  • условия оплаты.

Нередко контрагенты подписывают стандартный договор. Если вы хотите изменить некоторые условия под себя, а поставщик отказывается, то вы рискуете попасть в ситуацию, когда не сможете решить возникшую проблему в свою пользу.

Если договор вам не подходит, то не рекомендуем его подписывать. Для изменения условий можно подключить юриста, если у вас не хватает компетенций.

Купить пробную партию

Для оценки благонадежности поставщика можно заказать у него пробную партию товара. Так, вы поймете, как он ведет себя на практике, какой товар поставляет, идет ли на компромиссы, готов ли прислушиваться к вашему мнению.

Если продукция идет из другой страны, то заказ пробной партии очень важен, чтобы оценить ее качество.
На пробный закуп также можно попробовать выбить дисконт. Если производитель заинтересован в длительном сотрудничестве с вами, то он пойдет на встречу.

Контролировать цену и качество

С поставщиком нужно работать планомерно и контролировать работу с ним даже после нескольких месяцев сотрудничества.

Стоимость может поменяться в любой момент, особенно если она зависит от курса доллара. Если ценник увеличился, то нужно узнать, почему это произошло. Чтобы не пропустить изменения, необходимо вести строгую отчетность и записывать закупочную цену. Учет также нужен для определения розничной цены. Если партия поступила дороже обычного, то ценники в магазине нужно поменять, чтобы не торговать в минус. В начале сотрудничества вам может поступать идеальный товар, а потом начнут приходить партии плохого качества. Чтобы это не произошло, нужно следить за качеством каждой партии, а не только на первых этапах.

Опытные бизнесмены имеют на примете сразу нескольких производителей. Если один подведет и с ним придется расторгнуть договор, то подстрахует второй контрагент.

Выводы

Поиск поставщиков включает в себя ряд критериев, которые следует учесть. Вот некоторые из них:

  1. Качество продукции. Одним из основных критериев выбора поставщика является качество его продукции. Убедитесь, что продукция соответствует вашим стандартам качества. Исследуйте отзывы и репутацию, а также запросите образцы продукции для проверки.
  2. Надежность и репутация. Иметь надежного контрагента важно для бесперебойной работы вашего бизнеса. Исследуйте его репутацию и историю. Посмотрите, сколько лет компания существует, и какой у нее опыт работы. Проверьте, есть ли у компании сертификаты или награды, свидетельствующие о ее профессионализме.
  3. Цена и условия оплаты. Цена является существенным фактором при выборе поставщика. Сравните цены у разных продавцов и учтите также дополнительные расходы, такие как доставка, таможенные пошлины или налоги. Рассмотрите также условия оплаты, такие как сроки и методы оплаты.
  4. Гибкость и адаптивность. В зависимости от ваших потребностей, важно выбрать продавца, который может быть гибким и адаптивным. Обратите внимание на его возможности в отношении изменения объема поставок, модификации продукции или быстрого реагирования на ваши запросы.
  5. Сроки поставки. Важно узнать, насколько точно и вовремя поставщик выполняет свои обязательства по доставке товаров или предоставлению услуг. Запросите информацию о сроках доставки и их соблюдении у других клиентов компании.
  6. Обслуживание клиентов. Качество обслуживания клиентов также может быть важным фактором при выборе контрагента. Уделяйте внимание отзывам других клиентов о профессионализме и оперативности работы службы поддержки.
  7. Логистика и локация. Расположение производителя может играть роль в эффективности поставок и управлении запасами. Рассмотрите логистические аспекты, такие как доступность транспортных маршрутов, близость к вашему предприятию или конечным потребителям. Это может сократить время доставки и снизить затраты на логистику.
  8. Уровень сервиса. Поставщик, который предлагает высокий уровень сервиса, может быть ценным партнером для вашего бизнеса. Рассмотрите, как он обрабатывает обращения и решает проблемы. Узнайте о поддержке, которую он предоставляет после продажи, такую как обучение или техническая поддержка.
  9. Социальная ответственность. Для многих компаний важным критерием является социальная ответственность контрагента. Исследуйте, как он относится к вопросам устойчивости, этике и социальной ответственности. Это может быть важным фактором для вашего бренда и отношений с клиентами.
  10. Коммуникация и сотрудничество. Поставщик, с которым легко и эффективно общаться, может обеспечить более гармоничное и продуктивное сотрудничество. Оцените качество коммуникации и отношений с представителями поставщика, их готовность к сотрудничеству и открытости для диалога.

Каждая организация может иметь свои специфические критерии при выборе поставщика. Подумайте о своих уникальных потребностях и приоритетах, чтобы определить, какие критерии наиболее важны для вашего бизнеса.

Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Телеграм-чат
Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье. Подпишитесь на наш Телеграм-чат и общайтесь с собственниками бизнеса, руководителями компаний, участниками тендеров.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.