В настоящей статье речь пройдет о положении о закупках в рамках 223-ФЗ. Если вы обратились к данной статье, значит, вы понимаете важность этой темы. Как известно, любой закон – это живой организм, который постоянно меняется. Федеральный закон № 223 не является исключением. Здесь мы даем информацию, актуальную на начало 2019 г., собрали только суть интересующего вас вопроса, структурировали огромный объем информации, которую вы видите в интернете. Эта статья окажется для вас интересной и полезной. Знания, полученные после прочтения, можно применять в работе.
Итак, мы познакомимся с некоторыми терминами и дадим им определение, исходя из действующего закона. Разберемся в содержании и структуре этих документов. Узнаем, какие бывают закупки. Поймем принципы этого документа, и какие к нему предъявляются требования. Остановимся на вопросе, кто вправе разрабатывать и утверждать положение о закупках. Рассмотрим конкретные примеры.
- Определение
- Зачем нужны положения о закупке?
- Преимущества положения
- Виды закупок по 223-ФЗ
- Конкурентные
- Неконкурентные
- Принципы закупок по 223-ФЗ
- Кто разрабатывает и утверждает положение о закупках?
- Типовые положения о закупках
- Требования к типовым положениям
- Где найти типовое положение?
- Реестр положений о закупках по 223-ФЗ
- Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)
- Выводы
Определение
Положение о закупке – это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
Структура текста:
- требования к процедуре, в том числе порядок их подготовки и осуществления способами, о которых мы поговорим ниже;
- порядок и условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- иные связанные с обеспечением закупки положения.
Зачем нужны положения о закупке?
То, что они нужны, не подлежит обсуждению. Так зачем же они так необходимы?
Во-первых, благодаря данному документу происходит связь экономического поля, разработка условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах;
Во-вторых, для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
В-третьих, происходит правильная реализация денежных средств;
В-четвертых, возникает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
В-пятых, появляется добросовестная конкуренция, обеспечивается гласность и прозрачность торгов, исключается коррупция и другие зловредные явления.
Преимущества положения
Этот регламент нужен, прежде всего, самому заказчику. Если он имеется, то закупочную деятельность он обязан осуществлять исключительно в предусмотренном им порядке.
Организация закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ и имеет ряд преимуществ:
- Выбор любого удобного способа проведения закупки.
- Установка собственных требований к поставщикам.
- Быстрое внесение изменений в план закупок.
- Самостоятельное прописывание сроков проведения.
- Определение оснований, необходимых для закупок у единственного поставщика.
- Снижение количества обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.
Чем точнее будут сформулированы требования к участникам и конкретнее настроена закупочная деятельность, тем быстрее организация сможет поднять проведение торгов на более высокий уровень работы и получить качественную услугу по приемлемой цене.
Виды закупок по 223-ФЗ
Конкурентные
Условия конкурентной закупки
1) информация сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением необходимой документации;
б) посредством направления приглашений принять участие в данной процедуре в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом процедуры;
2) обеспечивается конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие, окончательных предложениях участников;
3) описание предмета осуществляется с соблюдением требований ст. 3 ч. 6.1, 223-ФЗ.
Способы конкурентной закупки
1. проведение торгов:
— конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
— аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
— запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
— запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2. иными способами, установленными в регламенте и соответствующими требованиям ст. 3 ч. 3, 223-ФЗ.
Неконкурентные
Закупка является неконкурентной, если ее условия не соответствуют условиям конкурентной закупки, описанным нами выше.
Способы неконкурентной закупки, в том числе у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением.
Принципы закупок по 223-ФЗ
- информационная открытость;
- равноправное участие, отсутствие различного рода притеснений и неясных ограничений конкурентной борьбы по отношению к участникам;
- добросовестное использование денег на приобретение товаров, работ, услуг и реализация действий, направленных на эффективную работу заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию путем предъявления избыточных или недостаточных требований к участникам.
Кто разрабатывает и утверждает положение о закупках?
Рассмотрим данный вопрос в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Заказчик | Право утверждения |
1. | государственная корпорация (ГК) | высший орган управления государственной корпорации |
2. | государственная компания (ГУ) | высший орган управления государственной компании |
3. | государственное унитарное предприятие (ГУП) | руководитель этого унитарного предприятия |
4. | муниципальное унитарное предприятие (МУП) | руководитель унитарного предприятия |
5. | автономное учреждение (АО) | наблюдательный совет данного автономного учреждения |
6. | акционерное общество | 1) совет директоров (например, наблюдательный совет); 2) коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества (если в уставе хозяйственного общества предусмотрено выполнение функций совета директоров, например, наблюдательного совета общим собранием акционеров хозяйственного общества) |
7. | общество с ограниченной ответственностью (ООО) | общее собрание участников общества |
Типовые положения о закупках
Кто вправе их утвердить?
- Федеральный орган исполнительной власти, имеющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения;
- Федеральный орган исполнительной власти, либо организация, которые исполняют полномочия собственника имущества унитарного предприятия.
Для кого применение типового регламента является обязательным при утверждении ими положения или внесении в него изменений?
- Бюджетные учреждения;
- Автономные учреждения;
- Государственные унитарные предприятия.
Структура положения
- основные понятия и определения;
- принятые способы выбора исполнителя;
- условия внесения обеспечения;
- алгоритм подготовки к процедуре;
- этапы выбора исполнителя и заключения договора;
- порядок заключения договора с поставщиком;
- требования к извещениям и документации, а также порядок изменения извещения и документации;
- требования к срокам;
- порядок составления протоколов;
- условия формирования ежемесячной отчетности;
- регламент работы закупочной комиссии;
- порядок закупки с участием малого и среднего бизнеса (МСП).
Требования к типовым положениям
Документ должен соответствовать ряду требований. Этот вопрос является важным, поэтому остановимся на нем подробнее.
- В типовом документе указывается, в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия вносят изменения в положение либо утверждают новое.
- В документе должна быть указана не подлежащая изменению при разработке и утверждении бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующая информация:1) этапы подготовки и (или) осуществления закупки;
2) способы закупок и условия их применения;
3) срок заключения по итогам конкурентной закупки договора, согласно 223-ФЗ;
- Типовой регламент должен указывать принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедуре, регулируемые Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ;
- Выкладывается в единой информационной системе федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в ч. 2.1 ст. 2 223-ФЗ, в течение 15-ти дней от даты утверждения типового положения;
- Если в типовое положение вносятся изменения, то такие изменения обязаны применяться бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями;
- Изменения в типовой документации размещаются в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в ст. 2 ч.2.1 223-ФЗ, в течение 15-ти дней с момента утверждения. При размещении изменений, внесенных в типовой документ, указывается срок, в течение которого бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое. При этом такой срок не должен быть менее 15 дней от даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в документ.
Где найти типовое положение?
Найти регламент можно на портале единой информационной системы (http://zakupki.gov.ru), а именно, в разделе «Планирование», как показано на рисунке 1:
Далее откроется перечень различных ведомств. Кликнув по реестровому номеру, в разделе «Документы» можно скачать необходимый документ (рисунок 2):
Реестр положений о закупках по 223-ФЗ
В разделе «Планирование» на сайте единой информационной системы вы найдете строку «Положение о закупке 223-ФЗ» (рисунок 3):
При нажатии на указанную строку откроется Реестр положений о закупках (223-ФЗ) (рисунок 4):
Ниже вы сможете увидеть перечень организаций и выбрать необходимое ведомство, кликнув по реестровому номеру. Рассмотрим на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Ростова-на-Дону «Детский сад № 42». Нажав на строку «Сведения», перед нами откроется окно со следующими разделами, как показано на рисунке 5:
- Общая информация;
- Способы закупки;
- Документы положения;
- Изменения;
- Журнал событий.
Зайдем на вкладку «Общая информация» и увидим сведения о заказчике, где дается следующая информация (рисунок 6):
- Полное наименование организации;
- Сокращенное наименование организации;
- ИНН/КПП;
- ОГРН;
- Адрес организации.
Обратите внимание, что все сведения мы можем посмотреть в печатной форме.
Ниже нам даются следующие сведения (рисунок 7):
- Номер документа;
- Наименование;
- Наименование утвердившего органа;
- Обоснование внесения изменений;
- Дата утверждения;
- Дата вступления в силу;
- Версия;
- Статус;
- Дата размещения.
Мы подробно рассмотрели вкладку «Общая информация». Далее вы самостоятельно можете изучить остальные вкладки, где в «Способах закупки» указано наименование способа закупки; в «Документах и положениях» приведены положения и изменения, указанные заказчиком. Во вкладках «Изменение» и «Журнал событий» также указаны все изменения и действия, происходившие с регламентом.
Какие разделы включает в себя данное положение? (на конкретном примере)
Наименование: «Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Ростов-на-Дону «Детский сад № 42»».
Согласовано: Заведующей МАДОУ № 42 Ленецкой Л.А.
Утверждено: Решением заседания совета МАДОУ № 42.
Протокол № 1/19 от 14.03.2019 г.
Основные положения и термины:
- Общие положения.
- Требования к участникам.
- Комиссия по осуществлению закупок.
- Планирование закупок.
- Порядок проведения конкурентной закупки.
- Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.
- Информационное обеспечение.
- Описание предмета.
- Условия допуска к участию и отстранения от участия.
- Обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств.
- Способы осуществления закупки.
- Порядок проведения у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
- Порядок обжалования.
- Заключение и исполнение договора.
- Реестр договоров.
- Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
- Особенности проведения процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Что подробнее ознакомиться с данным положением, перейдите по ссылке.
Выводы
Положение о закупке – это документ, который регулирует деятельность заказчика.
Несомненно, он является важным, т.к. в работе заказчик обязан им руководствоваться. С помощью данного регламента заказчик полностью удовлетворяет свои потребности в товарах, работах, услугах. Также происходит правильное с экономической точки зрения расходование денежных средств, обеспечивается добросовестная конкуренция. Заказчик может прописать требования, условия, сроки, необходимые ему. И чем точнее он это сделает, тем качественней товар, работу или услугу получит.
Вышеуказанный документ имеет ряд преимуществ, которые мы разобрали: это выбор удобного способа проведения процедуры, установка собственных требований, быстрое внесение изменений в план закупок и т.д.
Является ли положение о закупке правовым актом? Конечно. Это мы увидим, если обратимся к ст. 2 223-ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ услуг».