Ответственность в закупках по 44-ФЗ
44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:
Во-первых, дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
Во-вторых, мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.
Материальная ответственность
При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:
- Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
- Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:
- Пени (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями.
| Исполнитель |
Пени | Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы. Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 01.03.2023 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 14.03.2023 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 7,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства — 8 тыс. руб. Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 7,50 % = 25 рублей 99 коп. |
Штрафы | Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):
|
Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб. | |
Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:
| |
| За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ. |
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:
| |
Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения. |
Важный момент! Если было доказано действие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, штраф назначен не будет.
Что нужно знать поставщику об ответственности заказчика?
Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:
- При планировании закупок и составлении планов-графиков.
- При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
- Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
- При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.
Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.
Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.
Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-500 тыс. рублей.
Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: до 7 рабочих дней согласно ч.13.1 ст.44-ФЗ (но есть исключения).
Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.
Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г. № 24-03-08/73293).
Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):
Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:
- до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
- 3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
- 50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
- более 100 млн. руб. — 100 000 руб.
При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).
Заказчик сможет оспорить наказание в суде, если:
- Штраф назначен неправомерно – закончился срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
- Нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении составили некорректно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
- Заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимых обстоятельств или по вине контрагента. Эти условия указаны в ч.9 ст.34 44-ФЗ.
При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. Судебной практике известны примеры, когда в первом случае суд уменьшил штраф, во втором — вообще отменил.
Оспорить постановление об административном правонарушении следует в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление приобретет силу.
Административные меры
Кроме штрафов, установленных договором по 44-ФЗ и на этапе исполнения, предусмотрена административная ответственность по 44-ФЗ как для заказчика, так и для исполнителя. Она регулируется статьями КоАП РФ. Основной вид наказания при несоблюдении положений 44-ФЗ — штраф.
Некоторые несоблюдения приведут к тому, что участник будет дисквалифицирован. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).
Такие санкции вправе устанавливать специализированные ведомства в области контроля закупок — ФАС РФ и его территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).
Ниже приведена исчерпывающая таблица штрафов. Чтобы избежать путаницы, следует помнить, что вся информация систематизирована по статьям КоАП.
Итак, какие нарушения приведут к административной ответственности в виде штрафа, и сколько придется заплатить:
№ п/п | Правонарушение | Статья КоАП | Штраф (руб.) |
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика | |||
1. | Нарушение требований 44-ФЗ в принятии решения о способе определения поставщика. | ч.1 ст.7.29 | 30 000 |
2. | Выбор иного способа определения исполнителя, если его определение должно проводиться с помощью конкурса или аукциона. | ч.2 ст.7.29 | 50 000 |
3. | Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Несоблюдение порядка и сроков направления в контролирующую организацию сведений и документации для согласования возможности заключения обязательств с единственным исполнителем. | ч.2.1 ст.7.29 | 50 000 |
4. | Принятие заказчиком или уполномоченным ведомством решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере ГОЗ либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в области ГОЗ. | ч.3 ст.7.29 | Должностные лица — от 30 000 до 50 000 |
5. | Принятие решения о размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона | Ч.4 ст.7.29 | 100 000 |
6. | Несоблюдение порядка определения стоимости госконтракта при размещении ГОЗ у единственного исполнителя:
| Ч. 1,2 ст.7.29.1 | Должностные лица — от 30 000 до 50 000 |
7. | Отказ или уклонение поставщика от заключения госконтракта по ГОЗ, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа | Ч 1,2 ст. 7.29.2 | Должностные лица — от 30 000 до 50 000 |
8. | Внесение в план закупок или план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными НПА РФ о контрактной системе требованиям к приобретаемым заказчиком ТРУ или нормативным затратам, либо включение в план-график НМЦК, в том числе заключаемого с единственным исполнителем, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и иными НПА РФ о контрактной системе. | ч.1 ст.7.29.3 | Должностные лица — от 20 000 до 50 000 |
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок | |||
9. | Нарушение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). | ч.2 ст.7.29.3 | Должностные лица — 10 000 |
10. | Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения. | ч.3 ст.7.29.3 | Должностные лица — 30 000 |
11. | Несвоевременное утверждение плана закупок, плана-графика (вносимых в них корректировок) или несвоевременная публикация плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы корректировок) в ЕИС. | ч.4 ст.7.29.3 | Должностные лица — от 5 000 до 30 000 |
12. | Несвоевременное размещение в ЕИС материалов и документов согласно 44-ФЗ при проведении конкурса, аукциона (нарушение сроков не более чем на 2 рабочих дня). | ч.1 ст.7.30 | Должностные лица – 5 000 Юридические — 15 000
|
13. | Несвоевременное размещение в ЕИС материалов и документов согласно 44-ФЗ при проведении конкурса, аукциона (нарушение сроков более чем на 2 рабочих дня). | ч.1.1 ст.7.30 | Должностные лица — 30 000 Юрлица — 100 000
|
14. | Несвоевременное размещение в ЕИС сведений и документации согласно 44-ФЗ при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного исполнителя (нарушение сроков не более чем на 1 рабочий день). | ч.1.2 ст.7.30 | Должностные лица – 3 000 Юрлица — 10 000
|
15. | Несвоевременное размещение в ЕИС сведений и документации согласно 44-ФЗ при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного исполнителя (нарушение сроков более чем на 1 рабочий день). | ч.1.3 ст.7.30 | Должностные лица — 15 000 Юрлица — 50 000
|
16. | Несоблюдение требований 44-ФЗ при размещении материалов. Нарушение порядка:
| ч.1.4 ст.7.30 | Должностные лица — 15 000 Юридические — 50 000
|
17. | Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика на 10 календарных дней раньше дня внесения изменений в план-график в отношении данной процедуры. | ч.1.5 ст.7.30 | Должностные лица — 30 000 |
18. | Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе поставщика в случае, если сведения о данной процедуре не внесены в план-график. | ч.1.6 ст.7.30 | Должностные лица — 30 000 |
19. | Публикация в ЕИС извещения о закупке или направление приглашения принять участие в выборе исполнителя в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. | ч.1.7 ст.7.30 | Должностные лица — 30 000 |
20. | По основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ:
Если участник, подавший такую заявку, не был допущен к процедуре согласно требованиям 44-ФЗ:
Нарушение порядка:
| ч.2 ст.7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 |
21. | Несоблюдение требований к составу протокола, подготовленного в ходе определения исполнителя. | ч.2.1 ст.7.30 | Должностные лица — 10 000 |
22. | Неразмещение в ЕИС материалов и документации, размещение которых регулируется с 44-ФЗ. | ч.3 ст.7.30 | Должностные лица — 50 000 Юридические — 500 000 |
23. | Установление непредусмотренных 44-ФЗ:
| ч.4 ст.7.30 | 1% от стоимости контракта, но не менее 5000 и не более 30 000 |
24. | Добавление к описанию объекта госзаказа требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований места происхождения товара или наименований производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования ограничивают конкурентную борьбу, кроме случаев, предусмотренных 44-ФЗ. Включение в один лот объектов закупки ТРУ, технологически и функционально не взаимосвязанных. | ч.4.1 ст.7.30 | 1% от цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000 |
25. | Утверждение конкурсной и аукционной документации, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законом. | ч.4.2 ст.7.30 | Должностные лица — 3000 |
26. | Отказ в приеме заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений по основаниям, противоречащим законодательству. Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику, направившему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе согласно законодательству. Несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в виде электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям. Нарушение порядка изучения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений. | ч.6 ст.7.30 | 5% от НМЦК, но не более 30 000 |
27. | Признание победителя торгов с нарушением требований законодательства. | ч.7 ст.7.30 | Должностные лица — 50 000 |
28. | Сокращение сроков подачи заявок в случаях, не оговоренных в 44-ФЗ. Несоблюдение порядка и сроков отмены выбора исполнителя.
| ч.8 ст.7.30 | Должностные лица — 30 000 |
29. | Организация закупок для СМП и СОНКО не в том объеме, который предусмотрен контрактным законодательством. Временем совершения правонарушения является дата окончания календарного года. | ч.11 ст.7.30 | Должностные лица — 50 000 |
30. | Несоблюдение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня. | ч.13 ст.7.30 | Должностные лица — 3000 |
31. | Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на 2 рабочих дня. | ч.14 ст.7.30 | Должностные лица — 30 000 |
32. | Нарушение заказчиком или уполномоченным органом сроков размещения заказов на приобретение ТРУ по гособоронзаказу, установленных законодательством РФ о ГОЗ.
| ч.15 ст.7.30 | 30 000 — 50 000 |
Штрафы за нарушение порядка ведения реестра контрактов, РНП (штрафы на должностные лица) | |||
33. | Внесение заведомо ложных сведений в РНП. | ч.1 ст.7.31 | 50 000 |
34. | Ненаправление, несвоевременная отправка в контролирующий орган данных, необходимых для внесения в РНП. Непредоставление, несвоевременная подача в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, материалов или документов, необходимых для включения в такой реестр контрактов, если направление, предоставление указанных информации или документов являются необходимыми согласно 44-ФЗ. | ч.2 ст.7.31 | 20 000 |
Штрафы за несвоевременный возврат обеспечения заявок | |||
35. | Нарушение порядка или сроков возврата денег, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в выборе поставщика, не более чем на 3 рабочих дня. | ч.1 ст.7.31.1 | Должностные лица – 5 000 Юрлица — 30 000 |
36. | Нарушение порядка или сроков возврата денег, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в определении исполнителя, более чем на 3 рабочих дня. | ч.2 ст.7.31.1 | Должностные лица — 15 000 Юрлица — 90 000 |
Штрафы за несоблюдение порядка при заключении, исполнении и изменении госконтрактов | |||
37. | Заключение контракта с нарушением утвержденных условий определения исполнителя или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключаются обязательства. | ч.1 ст.7.32 | Должностные лица — 1% от суммы договора, но не менее 5 000 и не более 30 000 Юридические — 1% от суммы договора, но не менее 50 000 и не более 300 000 |
38. | Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий выбора поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт, если такое нарушение привело к дополнительным расходам бюджета или уменьшению объема поставляемых ТРУ. | ч.2 ст.7.32 | Двукратный размер дополнительно израсходованных денег или цен ТРУ, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
39. | Срыв сроков заключения контракта или уклонение от заключения. | ч.3 ст.7.32 | Должностные лица — 50 000 |
40. | Смена условий договора, включая увеличение цен ТРУ, если возможность изменения условий не разрешается 44-ФЗ. | ч.4 ст.7.32 | Должностные лица — 20 000 Юридические — 200 000 |
41. | Изменение условий договора, включая увеличение цен ТРУ, если возможность изменения условий не разрешается 44-ФЗ, и такие корректировки повлекли дополнительные траты из бюджета или уменьшению объема ТРУ. | ч.5 ст.7.32 | Двукратный размер дополнительно потраченных денег или цен ТРУ, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
42. | Неправомерное расторжение обязательств в случае одностороннего отказа от исполнения. | ч.6 ст.7.32 | Должностные лица — 50 000 |
43. | Действия (бездействие), повлекшие неисполнение контрактных обязательств с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не приводят к уголовной ответственности. | ч.7 ст.7.32 | Приводят к административному штрафу: на должностных лиц и ИП в размере 5 — 15% суммы невыполненных договорных обязательств, но не менее 30 000, или дисквалификацию на срок до 2-х лет; на юрлиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных договорных обязательств, но не менее 300 000
|
44. | Нарушение законов и НПА России о проведении экспертизы поставленных/выполненных ТРУ или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с 44-ФЗ к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. | ч.8 ст.7.32 | Должностные лица — 20 000 |
45. | Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания. | ч.9 ст.7.32 | Должностные лица — 20 000 |
46. | Приемка ТРУ или отдельного этапа исполнения договора в случае несоответствия этих ТРУ либо результатов выполненных работ условиям договора, если обнаруженное несоответствие не устранено исполнителем и повлекло дополнительные траты из бюджетной системы РФ или уменьшению количества/объемов ТРУ. | ч.10 ст.7.32 | Должностные лица — от 20 000 до 50 000 |
47. | Срыв срока и несоблюдение оплаты, в том числе неисполнение обязанности по предоставлению аванса, указанных в контракте. | ч.1 ст.7.32.5 | Должностные лица — от 30 000 до 50 000 |
48. | Повторное нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по выплате аванса, указанных в контракте.
| ч.2 ст.7.32.5 | Должностные лица — дисквалификация на 1-2 года |
Штрафы за нарушения в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности | |||
49. | Проведение процедур по приобретению ТРУ, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. | ч.11 ст.9.16 | Должностные лица — 30 000 Юридические — 100 000
|
Штрафы за несвоевременное выполнение законного предписания | |||
50. | Невыполнение в требуемый срок законного предписания, требования контролирующего органа. | ч.7 ст.19.5 | Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии — 50 000 Юрлица — 500 000 |
Штрафы за нарушение порядка и несвоевременную подачу сведений в контролирующий орган | |||
51. | Непредоставление или несвоевременное предоставление в контролирующий орган информации и документов, если предоставление таких информации и документов является необходимым по 44-ФЗ, либо подача заведомо ложных сведений и документов. | ст.19.7.2 | Должностные лица — 15 000 Юридические — 100 000 |