Зачем и когда проводят экспертизу по 44-ФЗ?
В 44-ФЗ определены случаи, когда госучреждение должно осуществлять экспертизу продукции, результатов работ и услуг в процессе их принятия. Компетентная оценка позволит заказчику отстаивать свою правоту, если он получит товар или услугу, не соответствующие контрактным положениям.
Экспертная оценка осуществляется в отношении не каждого контракта. Так, экспертная приемка не относится к сделкам, заключенным до начала действия 44-ФЗ.
Если выполнение работ подразумевает дробление на этапы, то экспертиза тоже проводится в несколько стадий.
На что смотрят специалисты при приемке?
На какие важные аспекты специалистам необходимо обращать внимание?
Во-первых, необходимо оценить качество и количественный состав отгруженной продукции. Сплошная проверка предполагает исследование качества всего товара. А в ходе выборочной проверки оценивается некоторая часть партии (но выводы относятся ко всей партии).
Во-вторых, необходимо проверить укомплектованность партии, информацию о производителе, соответствие упаковки ГОСТам, техрегламентам.
В третьих, необходимо оценить достоверность документации, поступившей от поставщика (счета, накладные, спецификации и т.д.). Документация должна иметь отношение к поставляемой продукции. Если специалист не может на момент оценки установить подлинность форм, то свои сомнения он должен отразить в заключении.
При обнаружении отсутствия какого-либо документа в комплекте, эксперт обязан сообщить об этом своему начальству.
По определенным товарам и услугам их оценка может быть выполнена только в процессе эксплуатации или после их исполнения. Например, автомобильное топливо, продукты питания, техническое обслуживание и т.д. В таких ситуациях специалист исследует положительные и отрицательные отзывы прямых потребителей.
При проведении положительной экспертизы заказчик обязан принять товар или результаты работ. Стороны оформляют приемочные документы и ставят свои подписи (товарная накладная, акт выполненных работ или услуг). Эти документы подтверждают, что работы выполнены в соответствии с условиями сделки и с соблюдением контрактного законодательства.
При обнаружении в ходе приемки несоответствий требованиям договора заказчик составляет протокол разногласий, акт расхождений или другой документ произвольного вида.
Случаи отказа от приемки
Если в процессе экспертизы будет установлено, что товар не соответствует условиям контракта, то заказчик обязан обоснованно отказаться от приемки. Мотивированный отказ оформляется в свободной форме, т.к. в законодательстве не установлен конкретный образец. В отказе отмечаются обнаруженные дефекты, расхождения в объеме, нарушения по качеству, которые расходятся с параметрами, указанными в договоре (ч.3,7 ст.94 44-ФЗ).
При необходимости в документ можно внести заключение комиссии по приемке, основанное на результатах экспертизы. Все члены комиссии заверяют документ подписями.
При нарушении исполнителем требований сделки заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если такая возможность заранее была оговорена в контракте (ч.9 ст.95 44-ФЗ).
Заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью и размещает такое решение в ЕИС. Не позднее 1 часа с момента его размещения в ЕИС такое решение направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Согласно ч.13 ст.95 44-ФЗ контракт будет признан расторгнутым по истечении 10-дневного срока после оповещения исполнителя. Но если исполнитель исправит за это время все нарушения, то заказчик должен отменить вынесенное решение о разрыве сделки. Данное правило относится к тем поставщикам, которые нарушили требования договора только один раз.
Когда для оценки необходимо привлечь экспертов?
Согласно ч.3 ст.94 для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик ОБЯЗАН провести экспертизу.
При этом в этой же части говорится, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, МОЖЕТ проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ.
Однако госучреждение должно привлекать к экспертизе стороннюю организацию в иных случаях, определенных Правительством РФ.
Внешняя экспертиза
Внешняя экспертиза по 44-ФЗ – это проверка товаров, работ, услуг с помощью сторонней организации или локальных экспертов. Исследование НЕ может проводиться лицами, указанными в ч.2 ст.41 44-ФЗ:
- физлица, работающие или ранее работали на стороне заказчика не менее чем за 2 года до проведения экспертизы;
- физлица, заинтересованные в заключении сделки;
- близкие родственники заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего;
- сотрудники поставщика;
- юрлицо, в котором заказчик или исполнитель имеет определенную долю участия (более 20% голосов, акций);
- лица, на которые может оказывать влияние заказчик.
При обнаружении такого «запрещенного» лица в составе комиссии заказчик должен заменить его другим специалистом (ч.4 ст.41 44-ФЗ).
Требования к экспертным организациям не закреплены законодательно, однако заказчик сам может установить необходимые параметры, например: квалификация, опыт в аналогичной нише, компетенции в области безопасности и др.
Сотрудничество в организацией по оценке ТРУ оформляется разными документами:
- договор на оказание услуг;
- регламент, определяющий этапы приемки;
- приказ;
- уведомление исполнителя о подключении внешних экспертов;
- итоговое заключение о приемке.
Внутренняя экспертиза
Внутренняя экспертиза – это исследование качества ТРУ и проверка подлинности документации собственными силами заказчика. Выполнение оценки своими ресурсами позволяет госучреждению не выходить за лимиты финансового обеспечения, и осуществлять процедуру прозрачно и в короткие сроки.
В 44-ФЗ не описаны требования к сотрудникам организации, которые входят в экспертную комиссию. Если руководителю необходимо назначить ответственное лицо, то выпускается соответствующий приказ или распоряжение. Осуществлять проверку также могут члены закупочной комиссии, специалисты контрактного подразделения или управляющий отдела закупок.
Порядок осуществления экспертной оценки изложен во множестве разъяснительных писем Минэкономразвития РФ. Так, в Письме № Д28и-477 от 11.04.2014 говорится, у заказчика могут не работать эксперты в конкретных областях.
Как оформить экспертизу по 44-ФЗ:
- Госучреждение приказом назначает ответственных лиц для проведения оценки. В группу должно входить не менее 5-ти квалифицированных сотрудников из штата. Обязательно прописываются важные условия контракта, включая реквизиты, срок исполнения и этапы.
- В установленные временные рамки экспертная группа проводит оценку выполнения работ.
- По окончании работ оформляются закрывающие документы – акт приемки или экспертное заключение о выполнении работ и выявленных нарушениях.
- Если поставщик нарушил обязательства по контракту, то заказчик отказывается от принятия товара до тех пор, пока другая сторона не исправит нарушения.
- По результатам проверки составляются отчетные сведения о выполнении работ с нарушениями либо же без них.
- Отчет об итогах проверки выкладывается на сайте ЕИС вместе с документом, который подготовила комиссионная группа.
Меры административного наказания
Если заказчик нарушит свои обязанности по осуществлению обязательной экспертизы по 44-ФЗ, то ему грозят меры наказания согласно КоАП и УК РФ (не только административная, но и уголовная ответственность).
Выдача поддельного экспертного заключения наказывается по ст.7.32.6 КоАП:
- 30 – 50 тыс. ₽ плюс дисквалификация до 1 года – на ответственных сотрудников;
- 100 – 150 тыс. ₽ — на организацию.
Для экспертов предусмотрены другие штрафные меры:
- 20 тыс. ₽ — на ответственных сотрудников за нарушение порядка осуществления экспертной проверки
- 20 тыс. ₽ — на ответственных сотрудников за приемку без оформления документов;
- 20 – 50 тыс. ₽ — на ответственных сотрудников за приемку ТРУ, которые не соответствуют положениям договора.