Общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ: что это такое, и в каких случаях оно проводится?

Заказчику

Заказчики обязаны проводить обязательные общественные слушания для конкурентных закупок (конкурсов и аукционов), если их сумма превышает 1 млрд. руб. Это условие работает с некоторыми ограничениями, о которых расскажем в статье.

Такая обязанность заказчиков регулируется ст.20 44-ФЗ, в которую были внесены изменения с 1 января 2020 г., а также новыми Правилами, установленными Правительством РФ.

Обязательные коллективные обсуждения – это инструмент общественного контроля за дорогостоящими закупками, где каждый желающий может высказать свои замечания или внести предложения.

Правовое регулирование

Новый порядок, по которому должны проводиться обязательные общественные обсуждения закупок по 44-ФЗ, начал работать с 1 января 2020 г. Данные правила были утверждены Правительством РФ в Постановлении от 11.12.2019 г. № 1635. До обновленной версии регламента действовал старый порядок, установленный Правительством РФ в Постановлении от 22.08.2016 г. № 835.

В статье мы не будем сравнивать два этих варианта, а рассмотрим только актуальную информацию, касающуюся общественных слушаний.

Мы уже не раз говорили о масштабных изменениях, которые внес в «Закон о контрактной системе» 71-ФЗ от 01.05.2019 г. Глобальные перемены затронули и общественные слушания, о которых говорится в ст.20 44-ФЗ.

Согласно последним правкам с 01.01.2020 г. с заказчиков сняли обязанность при проведении торгов заполнять планы закупок. Но необходимость составлять планы-графики у них осталась. В связи с этим возникла потребность обновить некоторые положения ст.20 44-ФЗ, так как предыдущая версия за начало срока обязательных общественных слушаний брала день размещения в Единой информационной системе (ЕИС) плана закупок, который сегодня заказчики составлять уже не должны. Изменения коснулись не только ст.20 44-ФЗ, но и повлияли на порядок обязательных общественных обсуждений.

В каких случаях проводятся обязательные общественные слушания?

В ст.20 44-ФЗ говорится, что случаи и порядок обязательных советов общественности определяет Правительство РФ. Однако право устанавливать дополнительные случаи для общественных обсуждений и их порядок есть у региональных властей и местных администраций.

То есть Правительство РФ утверждает случаи проведения таких слушаний, обязательных для всех заказчиков, независимо от их уровня бюджетной системы. А региональные и муниципальные органы власти при необходимости могут добавить иные случаи проведения общественных обсуждений, а также уменьшить сумму НМЦ контракта до такого показателя, при котором больше не нужно такие обсуждения общественности проводить. Об этой ценовой «планке» расскажем ниже.

Однако, если региональные и муниципальные власти принимают решение дополнить случаи проведения коллективных заседаний, то результат коснется только их соответственно.

Торги, организованные федеральными заказчиками, в том числе и теми, которые находятся в том или ином субъекте РФ, в части обязательного общественного обсуждения будут контролироваться только Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.

Рассмотрим случаи проведения общественных слушаний, обязательные для всех заказчиков. Они перечислены в п.2 новых Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.

Заказчики обязаны проводить коллективные обсуждения для процедур, осуществляемых посредством конкурсов и аукционов, если НМЦ контракта равна или превышает 1 млрд. рублей. Но это условие не относится к закупкам, которые реализовываются.

  • с использованием закрытых способов выбора исполнителей;
  • по государственному оборонному сегменту;
  • в рамках выполнения контрактных обязательств по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства в случаях, установленных ч.2 ст.63 44-ФЗ;
  • при повторной организации конкурса, аукциона в электронной форме (если он проводится согласно требованиям ч.4 ст.71 44-ФЗ).

Из вышесказанного следует, что обязательные слушания общественности устраиваются только для конкурентных закупок и не проводятся в закупках для единственного поставщика, даже если их НМЦК больше 1 млрд. руб.

Следующий важный момент, на котором нужно сделать акцент, это торги, предметом которых является строительство. О них тоже говорится в Постановлении Правительства РФ № 1635. По ним также проводятся обязательные общественные обсуждения, но только в случаях, когда НМЦК не превышает 2 млрд. руб.

Проведение обязательного общественного обсуждения

Временем, за которое заказчики должны устроить и провести заседания общественности, считается от даты публикации плана-графика в ЕИС и истекает за 5 дней до конца срока направления заявок участниками торгов (п.3 Правил, ст.36 44-ФЗ).

На наш взгляд нет смысла начинать коллективные обсуждения со дня публикации сведений о процедуре в ЕИС, так как в настоящее время в планах-графиках не указывается подробная информация о проводимых мероприятиях. То есть в планах-графиках нет технического задания, проекта контракта, проекта документации, а с 2020 г. в этом документе не нужно отражать обоснование НМЦ контракта. Поэтому до направления заказчиком информации о закупке в ЕИС на общественные обсуждения  просто нечего выносить.

Участниками коллективных советов могут быть любые лица – юридические, физические, а также индивидуальные предприниматели (п.5 Правил). Чтобы стать участником таких обсуждений нужно пройти процедуру регистрации в Единой системе и в поле «Обязательное обсуждение закупок» отразить свои замечания и предложения по мероприятию.

Информация сначала попадает в закрытую часть и проходит проверку модераторов, чтобы исключить ненормативную и грубую лексику. И только после модерации замечания и предложения попадают в открытую часть Портала закупок.

Заказчик должен отреагировать на предложения и замечания, поступившие от участников совета. На это ему дается 2 рабочих дня, за которые он должен ответить с помощью функционала ЕИС. Если он поддерживает замечания или предложения, то должен отразить соответствующие изменения в документах о закупке либо отменить торги.

Кто проводит общественные слушания?

Обязательные обсуждения общественности должны устраивать не только государственные заказчики, работающие по 44-ФЗ, но и учреждения, которые применяют при проведении торгов положения «Закона о контрактной системе». Так, например, заказчик, проводящий торги по 223-ФЗ (примечание: не является заказчиком по 44-ФЗ) и не выполнивший обязанность по проведению процедур для представителей малого бизнеса в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352, при организации своих закупок с 1 февраля до 31 декабря года, следующего за отчетным, будет руководствоваться нормами 44-ФЗ (ч.8.1. ст.3 223-ФЗ).

Учреждение, которое организует торги по 223-ФЗ должно ориентироваться на положения ст.20 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.  Однако, чтобы не нарушать требования Постановления № 1635, такой заказчик изначально должен планировать проведение закупок по правилам 44-ФЗ, что не предусмотрено ч.8.1. ст.3 223-ФЗ, которая оставляет обязанность планировать торги,  проводимые 44-ФЗ, в рамках 223-ФЗ.

С чего начинаются общественные обсуждения (первый этап)?

Коллективные обсуждения проходят несколько этапов. Первым шагом будет знакомство с информацией, прописанной в плане-графике. Изучение этих сведений происходит сначала на платформе ЕИС, а затем в формате публичных заседаний.

В Единой системе мероприятие обсуждается минимум 20 дней с даты размещения плана-графика в ЕИС. В течение этого срока участники слушаний оставляют свои предложения и замечания. Главный организатор коллективных обсуждений изучает поступившие сообщения и в 2-дневный срок (не считая выходных и праздничных дней) выносит свое решение в виде ответа посредством платформы ЕИС.

Составление протокола по результатам первого этапа слушаний

После завершения первого этапа заказчики заполняют соответствующий протокол. В нем указываются:

  1. Замечания и предложения, поступившие от участвующих в слушаниях лиц.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
  • отменить торги;
  • провести торги, не учитывая результаты слушаний;
  • провести закупку с учетом замечаний и предложений.

Протокол размещается в ЕИС, сделать это можно двумя способами:

  • в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» нажать на строку «Сформировать протокол первого этапа» и заполнить необходимые поля;
  • подготовить документ на компьютере и загрузить подготовленный файл в ЕИС.

Заказчик должен в 2-дневный срок опубликовать протокол, после того как провел очные слушания.

Проведение очных слушаний

После того как слушания были проведены в ЕИС и вынесен протокол первого этапа, заказчики устраивают очные публичные обсуждения. Информация об их проведении сообщается в ЕИС за 5 дней до даты заседания. В установленный день на них приходят все желающие. В обязательном порядке должен быть руководитель учреждения или его заместитель и руководитель отдела закупок или его заместитель. Об этом говорится в п.22, 25 Постановления Правительства № 835 от 22.08.2016 г.

Как проходит заседание:

  • участники публичных коллективных обсуждений высказывают свои замечания и предложения относительно проводимой процедуры.
  • представители заказчика отвечают и поясняют.

Важный момент! На публичных слушаниях должна вестись аудиозапись.

Второй этап обязательных общественных обсуждений

Вторым шагом является обсуждение информации, которая прописана в извещении о закупке и закупочной документации. Этот этап начинается в день публикации извещения и документации о процедуре в ЕИС. А заканчивается за 3 дня до того момента, когда заказчик вправе отменить торги.

Второй этап по своей сути напоминает первый этап, то есть участники в ходе заседания вносят свои замечания и предложения, а непосредственный организатор в 2-дневный срок дает по ним ответ.

Как составляется протокол второго этапа?

В протоколе должны быть отражены следующие сведения:

  1. Замечания и предложения, поступившие от участвующих в слушаниях лиц.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
  • отменить торги;
  • провести торги, не учитывая результаты слушаний;
  • провести закупку с учетом замечаний и предложений.

Протокол второго этапа формируется в ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок». А размещается этот документ в течение 2-х дней после того как второй этап был завершен.

Вот как выглядит карточка закупки в ЕИС, которая подлежала общественному обсуждению:

Ответственность за нарушение законодательства

Если заказчик в обязательном порядке должен был организовать проведение обязательных коллективных слушаний, но грубо проигнорировал это требование, то в отношении него могут быть применены меры административной ответственности. То есть он получит штраф в соответствии со ст.7.29.3 КоАП РФ – 30 тыс. руб. для ответственных лиц.

Таким образом, проведение общественных обсуждений обязательно для конкурентных закупок (конкурсов и аукционов) стоимостью от 1 млрд. руб. и выше. Руководствуясь внесенными замечаниями и предложениями от участников совета, заказчик должен отреагировать внесением изменений в закупочную документацию или отменить предстоящие торги.

Обсуждение проходит в два этапа. Первый – дистанционный, осуществляется посредством функционала ЕИС. А второй этап – публичный, когда собирается совет из всех желающих и руководителей учреждения и контрактного отдела (или их замов). По итогу каждой стадии заказчик готовит протоколы и направляет их в ЕИС.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.