Виды финансирования
Бюджетные средства
- Средства, выделяемые по государственному и муниципальному запросу на закупки бюджетных, автономных или казенных учреждений. Обязательства закрепляются в соглашении, которое определяет расходование данного финансирования. Выделенные средства должны быть использованы для достижения качественных и количественных показателей запроса. Размер финансирования и количество работ устанавливает учредитель на необходимый период.
- Целевые средства, которые идут на выполнение определенной цели. Финансовые взаимоотношения учредителя и получателя денег прописываются в соглашении. Как правило, такие цели бывают разовыми – например, капремонт, покупка собственности.
- Средства, выделяемые на капитальное строительство, приобретение имущества. Иными словами, получатель средств должен будет выполнить работы по строительству, после чего объект будет добавлен в государственный имущественный список. На эти средства осуществляются также закупки на приобретение объектов, которые впоследствии будут причислены к собственности государства.
- Лимиты бюджетных обязательств – это деньги, выделяемые получателю – казенному учреждению. Данные средства имеют ограничения по объему. Получатель вправе принимать решения по расходованию полученных денег и пускать их на потребности своего основного вида деятельности.
Небюджетные средства
- Средства, полученные от ведения предпринимательской деятельности – это собственный капитал организации. По закону любой экономический субъект может заниматься предпринимательской деятельностью, помимо основного направления, ради которого организация была зарегистрирована. Казенные учреждения также не являются исключением: они могут получать доход от иной деятельности, но не могут израсходовать эти средства по своему усмотрению.
- Средства (гранты, субсидии), которые госучреждение получило на конкурентной основе. Данное финансирование определяется только по результатам специальных процедур, например, конкурсов. Организаторы конкурсов предъявляют к претендентам на получение средств определенные требования и условия.
- Добровольные и безвозмездные выплаты – источником такого финансирования являются граждане, благотворительные организации, меценаты. Между сторонами заключается договор, в котором прописывается порядок и условия расходования денег.
- Поступления от иных направлений (не связанных с предпринимательской деятельностью). К таким направлениям относится, например, продажа объектов собственности. Реализовано может быть имущество, приобретенное на доход от предпринимательской деятельности, либо полученное в дар от незаинтересованных лиц. Порядок расходования средств, образованных от продажи собственности, определяет учредитель (владелец объекта).
Средства ОМС
Из сферы здравоохранения финансируются услуги медицинских учреждений. Регламентом для данного финансирования является Закон № 326-ФЗ. Выделенные средства идут исключительно на выполнение конкретного запроса, т.е. происходит целевое расходование денег.
В зависимости от статуса государственного и муниципального учреждения порядок осуществления закупок будет отличаться. Например, бюджетные и казенные организации проводят закупки по нормам 44-ФЗ. А автономные учреждения здравоохранения, получившие капитал, проводят закупки в соответствии с 223-ФЗ.
«Смешанное» финансирование
В законе № 44-ФЗ нет обязанности для заказчиков проводить закупку исключительно на средства из бюджета или, наоборот, на внебюджетные средства. Соответственно, финансирование может быть привлечено одновременно из одних и других источников.
При этом закупка должна осуществляться в соответствии с нормами контрактного законодательства.
Если срок действия контракта по 44-ФЗ не истек, а средства до конца не израсходованы, то стороны по соглашению вправе внести изменения в положения об источнике финансирования.
Откуда поступают средства на проведение закупок по 44-ФЗ?
Денежные средства, на которые осуществляются закупки по 44-ФЗ, являются целевыми, а это значит, что госучреждение должно израсходовать эти деньги на конкретное государственное задание.
Движение бюджетных средств отслеживается на всех этапах, начиная с планирования закупки. Казначейство проводит проверку планов-графиков, поступление финансирования на закупку по 44-ФЗ, обязательства по бюджетным выплатам и размер средств, заложенных на процедуру.
Выполнение работ и целевое расходование средств контролируют такие ведомства, как счетная палата, контрольно-ревизионное управление, распорядители бюджета.
Порядок расходования бюджетных денег в регионах и муниципалитетах определяют распорядители средств — РБС и ГРБС. Госучреждения находятся у них в подведомственном подчинении и получают от них локальные нормативы.
Источники финансирования для проведения закупок по 44-ФЗ установлены в БК РФ и самим контрактным законодательством. Согласно ст. 6 БК РФ и ст.15 44-ФЗ для проведения процедур госучреждения используют бюджетные, внебюджетные и иные средства.
На проведение закупки по 44-ФЗ деньги выделяются из бюджетов федерального, регионального и местного значения. Такое финансирование называется внешним согласно бюджетному законодательству.
На заметку: Закупки не проводятся на деньги плательщиков налогов, т.к. бюджетный доход лишь на малую часть состоит из налоговых поступлений. Помимо налогов бюджетный доход складывается из поступлений от внешнеэкономической деятельности, пользования госимуществом, реализации активов и благотворительных отчислений. Весь капитал пересчитывается в равных частях и составляет расходную часть государственного бюджета. На организацию закупок используется примерно 7% расходной части.
В свою очередь, государственные заказчики на полученные средства осуществляют закупки и оплачивают услуги поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрактов, которые были определены по итогам торгов, а также единственных поставщиков.
Кроме бюджетных средств на процедуры по 44-ФЗ идут деньги из внебюджетных источников. Для заказчика порядок работы со средствами не из бюджета изложен в ст.15 44-ФЗ:
- Опубликовать положение о закупке в 15-дневный срок после его утверждения и провести процедуру по 223-ФЗ.
- Если положение о закупке не опубликовано, то провести процедуру в соответствии с 44-ФЗ, но за средства не из бюджета.
К внебюджетным средствам относятся также субсидии, гранты, безвозмездные и благотворительные пожертвования. В роли таких меценатов могут выступать российские и иностранные физлица и юрлица, а также международные компании, которым разрешено выделять гранты и субсидии в нашей стране (п.1 ч.2 ст.15 44-ФЗ).
Откуда поступают средства на проведение закупок по 223-ФЗ?
Как правило, если в контракте определены внебюджетные источники финансирования, то закупка проводится по нормам 223-ФЗ, кроме случаев, установленных в ст.15 44-ФЗ.
Закон №223-ФЗ позволяет организациям проводить процедуры на собственные деньги. Если организация выкладывает положение о закупке в публичном доступе на сайте ЕИС, то используются внебюджетные средства только по 223-ФЗ.
Финансирование по 223-ФЗ в большей степени складывается от предпринимательских отчислений и иной деятельности, приносящей доход. Внебюджетный капитал складывается также из безвозмездных и добровольных пожертвований. Источники финансовых поступлений указываются в финансово-хозяйственном планировании (ПФХД) и выделяются на процедуры наряду с бюджетными транзакциями.
Примечание: Закупки по 223-ФЗ осуществляются только на деньги внебюджетных источников. Средства из бюджетов на 223-ФЗ не выделяются.
Можно ли в контракте изменять источник финансирования?
Возможно ли изменение источника финансирования в контракте? Этот вопрос часто поднимается на специализированных форумах и в чатах, посвященных госзакупкам.
У наших коллег сложилось 2 мнения на этот счет.
Одни, руководствуясь положениями ст. 95 44-ФЗ и ст.432 ГК РФ, придерживаются точки зрения, что существенные условия контракта изменять нельзя, за исключением случаев, описанных в статье 95 44-ФЗ.
Примечание: Существенные условия – это обязательства о предмете сделки, установленные законодательством или иными НПА как существенные или ключевые для данных договоров, а также обязательства, по которым может быть достигнуто соглашение, если одна из сторон заявляет о такой необходимости.
Вторые, основываясь на той же ст.432 ГК РФ, не считают источник финансирования существенным условием контракта, т.к. в контрактной системе об этом напрямую не говорится.
По мнению некоторых юрисконсультов, указание источника финансирования в договоре – это всего лишь информационная пометка и не требует внесения изменений в документе. По факту изменить источник выделения средств можно без заключения дополнительного соглашения.
Если же госучреждение проводит процедуру на деньги из бюджета, то финансовый контролер не пропустит оплату из источника, который не отражен в контракте.
Согласно решению Третьего арбитражного апелляционного суда и анализу гражданского и контрактного законодательства порядок выделения средств и оплаты по контракту являются существенными критериями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ. Следовательно, источник финансирования также относится к существенным условиям договора.
В рассматриваемом деле суд признал заказчика нарушителем ст.15 135-ФЗ «О защите конкуренции», т.к. своими неправомерными действиями он обеспечил исполнителю более выгодные условия, чем те, которые установлены в тендерной документации.
В результате суд вынес решение – признать дополнительное соглашение недействительным в силу ничтожности.
В противовес названному примеру можно привести письмо Минфина. Суть точки зрения ведомства в том, что указание источника финансирования не влияет на взаимоотношения сторон, относительно которых одна из сторон вправе заявить о заключении соглашения. Т.е. эти сведения не являются существенными и их можно изменить по согласию сторон.
А вот Двенадцатый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении аналогичного дела обнаружил, что ФАС признала изменение источника финансирования дополнительным соглашением нарушением ч.1 ст.95 44-ФЗ. При этом изменение срока действия договора антимонопольная служба не посчитала нарушением контрактного законодательства.
Заказчик подал в суд жалобу на решение ФАС, после чего суд установил, что корректировки порядка выделения средств были вызваны необходимостью. Изменения существенных критериев стороны учитывали при заключении сделки, поэтому нарушения ст.95 44-ФЗ здесь прослеживается.
Вывод: Правоприменительная практика по этому вопросу до сих пор остается неоднозначной. Контрактным управляющим нужно несколько раз подумать, прежде чем оформлять дополнительное соглашение. В противном случае можно нарваться на серьезные административные штрафы, т.к. контрольные органы при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением контрактной системы исходят из побуквенного толкования законодательства.