Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата

Участнику закупок

Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и заключить контракт с заказчиком по итогам его проведения.

Размер обеспечения устанавливается заказчиком или организатором торгов в пределах, установленных законодательством. В государственных закупках по 44-ФЗ такой предел составляет от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств.

Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое заказчики должны включить в извещение или документацию о закупке при проведении конкурентных способов закупок с НМЦК от 1 млн. руб.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки:

  1. Перечисление собственных денежных средств (Примечание: необходимая сумма заранее вносится на специальный счет участника закупок, открытого в одном из уполномоченных банков из списка, установленного Распоряжением № 1451-р);
  2. Оформление независимой гарантии в соответствии со ст.45 44-ФЗ (Примечание: данная мера получила название «независимой гарантии» только с 1 января 2022 года. До этого времени в обиходе были банковские гарантии).

Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

Важный момент: рекомендуем заранее пополнять спецсчет на сумму требуемого обеспечения заявки, чтобы не упустить контракт по причине того, что вы не успели в срок предоставить обеспечение.

Считается, что независимая гарантия выгоднее банковской гарантии, т.к. НГ можно оформить не только в банках (как это было раньше), но и в других организациях (ч.1 ст.45 44-ФЗ):

  1. Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ».
  2. Фонды содействия кредитованию (обращаться могут представители малого и среднего бизнеса).
  3. Евразийский банк развития (для участников закупок, зарегистрированных на территории стран ЕАЭС).

Однако практика показывает, что участники закупок в большинстве случаев продолжают обращаться именно в банки за независимой гарантией.

При перечислении собственных средств на спецсчет для внесения обеспечения заявки происходит временное блокирование денег участника закупки.

Способ внесения ОЗ участник выбирает сам на электронной площадке. Для этого нужно (п.2 ч.5 ст.44):

  • указать реквизиты спецсчета;
  • или указать номер реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенном на сайте ЕИС.

Блокирование денежных средств на спецсчете происходит в течение 40-50 минут после получения заявки оператором от участника закупки (пп. «б», «в» п.3 ч.5 ст.44).

Если необходимой суммы нет на спецсчете участника, то оператор ЭТП вернет ему заявку (пп. «г» п.3 ч.5 ст.44).

Виды обеспечения заявки

Как уже было сказано выше, существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства, внесенные на спецсчет, или независимая гарантия.

Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь, заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки. Между этими вариантами существует несколько различий.

Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита.

Естественно, что действия, предпринимаемые банком, занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита.

Также при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

В свою очередь, тендерный кредит бывает двух видов:

  1. Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку.
  2. Кредит с возобновляемой кредитной линией. В этом случае у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени. После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут. Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий. Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным. Сумма денежных средств, перечисленная на спецсчет, подлежит возврату в сроки, установленные законодательством.

Не стоит также забывать и про возможность предоставления независимой гарантии. Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно независимой гарантии, предоставляемой для обеспечения заявок. Такой срок должен составлять минимум 1 месяц с даты окончания подачи заявок (ч.4 ст.44 44-ФЗ).

Конкретные требования к содержанию независимой гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. До 01.07.2018 года велся реестр банковских гарантий, который был доступен на официальном сайте ЕИС и предназначался для соблюдения принципа прозрачности в закупках.

С появлением независимых гарантий ведется реестр НГ на официальном сайте ЕИС. Также есть закрытый реестр независимых гарантий, в который включаются сведения о процедурах по п.1 ч.11 ст.24 44-ФЗ (о закупках, содержащих гостайну).

Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банкам вменили обязанность размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

Получение независимой гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие гарантии, а только указанные в ч.1 ст.45 44-ФЗ . Поэтому прежде, чем обратиться в банк, его стоит проверить по этому перечню. Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где все закупки проводятся в электронной форме.

Размеры обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной (максимальной) цены контракта, а также преференций и ограничений, установленных заказчиком. По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК.

Согласно ч.2 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки устанавливается следующим образом:

  1. Если НМЦК до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливается от 0,5 до 1% от НМЦК.
  2. Если НМЦК более 20 млн. руб., то – от 0,5 до 5% от НМЦК.

В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждений уголовно-исполнительной системы размер обеспечения заявки не может быть более 0,5 % от НМЦК (ч.3 ст.44 44-ФЗ).

Если в роли участника выступает государственное или муниципальное учреждение, то оно вовсе не вносит обеспечение.

Если начальная стоимость контракта не превышает 1 млн. руб., то установление требования о внесении обеспечения заявки является для заказчика правом, а не обязанностью (ч.1 ст.44 44-ФЗ).

Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является 1% от начальной (максимальной) цены контракта. И, как показывает практика, заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет им избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал 1%, это может свидетельствовать о желании заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

Сроки возврата обеспечения заявки

Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, заказчик теряет основания для удержания денег, перечисленных ему участником. Но при определенных условиях заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежит обеспечение внесенное деньгами. По гарантии никаких действий после завершения процедуры не предпринимается.

Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней (п.3 ч.16 ст.44 44-ФЗ) с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев шесть:

  • отклонение заявки на участие в закупке, отстранение участника закупки от участия в соответствии с 44-ФЗ;
  • отзыв заявки участником закупки;
  • заключение контракта с победителем;
  • отмена закупки;
  • получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком;
  • получение предусмотренного 44-ФЗ решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта.

Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.

В случае проведения открытых конкурентных процедур обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ (снятие блокирования денежных средств на спецсчете) по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая.

Эти случаи следующие:

  • отклонение заявки на участие в закупке, отстранение участника закупки от участия в соответствии с 44-ФЗ;
  • отзыв заявки участником закупки;
  • заключение контракта с победителем;
  • отмена закупки;
  • получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком;
  • получение предусмотренного 44-ФЗ решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта.

Но и без наступления вышеуказанного случая, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на своем спецсчете, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению заказчику.

В каких случаях обеспечение заявки не возвращается участнику?

Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на спецсчет или счет заказчика, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника.

К таким условиям относятся:

  • уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;
  • непредоставление обеспечения исполнения контракта;
  • обеспечение исполнения контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.

Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ

Согласно ч.25 ст.3.2 223-ФЗ Заказчик вправе предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с 223-ФЗ).

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств на счет заказчика или лицевой счет электронной площадки, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 млн. руб.

В случае если НМЦД превышает 5 млн. руб., заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5% НМЦД.

Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

  1. Уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
  2. Непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных 223-ФЗ, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

В том случае, если закупка по 223-ФЗ проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником путем внесения денежных средств на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный 44-ФЗ, либо с помощью банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется участником закупки самостоятельно.

При проведении закупок среди субъектов МСП заказчик обязан вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения (п.24 ПП РФ № 1352 от 11.12.2014 г.):

  • всем участникам закупки, за исключением победителя, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;
  • победителю, в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия заказчиком в порядке, установленном Положением о закупке, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

Денежные средства, внесенные на спецсчет в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет Заказчика, указанный в извещении, документации о конкурентной закупке, в случае уклонения, в том числе непредоставления или предоставления с нарушением условий, установленных извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора, или отказа участника заключить договор.

Подписывайтесь на открытый телеграм-чат для тендерных специалистов, чтобы не пропустить новые материалы и события клуба.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.