Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: запреты, ограничения, условия допуска

национальный режим в госзакупках Участнику закупок

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В данной статье мы разберем определение «национального режима». Ответим на вопросы: что такое национальный режим, для чего он нужен, каковы его цели и задачи? Рассмотрим области применения этого понятия по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Коснемся нормативно-правовых актов, подготовленных Правительством Российской Федерации, для реализации национального режима. Дадим ответы на вопросы: что такое ОКПД2 и как проверить его на национальный режим? А также многое другое согласно содержанию нашей статьи:

Что такое национальный режим в госзакупках и для чего он нужен?

Национальный режим – это перечень закрепленных на законодательном уровне правил, которые применяются:

— к продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств;

— к работам, услугам, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок.

— на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.

Правила национального режима разработаны для реализации следующих целей:

— Защита основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

— Защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, создание выгодных условий для отечественных товаропроизводителей.

Применение национального режима по 44-ФЗ

Национальный режим действует с 1 января 2012 г.

Три меры для реализации целей национального режима в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств и соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:

— Запрет на допуск.

— Ограничения допуска.

— Условия допуска.

Запреты в закупках по 44-ФЗ

Запреты регламентируются Постановлениями Российской Федерации:

1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9. Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, либо работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицами таких государств. Исключением являются товары, указанные в Постановлении и товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Здесь стоит указать, какие государства являются членами ЕАЭС. К ним помимо России относятся: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

2. Запрет на поставку иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ, регламентируется следующим нормативно-правовым актом: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236.

Данным документом установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которые реализуются независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств. Кроме этого в регламенте приводятся случаи исключения для программного обеспечения. Прописаны случаи включения либо отсутствия такого обеспечения в российском либо евразийском реестрах.

3. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072. В регламенте дается Приложение с перечнем продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящей из иностранных государств, на которые распространяется запрет на допуск (за исключением ЕАЭС).

4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656. Здесь указаны требования, которые распространяются на спецтехнику, грузовую и пассажирскую технику, тракторы, прицепы, полуприцепы и т.д. С полным перечнем машиностроительной продукции, происходящей из иностранных государств можно ознакомиться в Приложении к данному постановлению.

5. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791. Установлен запрет на товары легкой промышленности. К указанным видам товаров и услуг согласно относятся ткани, полотна, ковровые и текстильные изделия, одежда, спецодежда, белье и аксессуары, кожа, чемоданы, обувь, услуги по текстильному прокату и др. Полный перечень приведен в Приложении к данному документу.

Структура Постановлений Правительства РФ в отношении запретов по 44-ФЗ

— Применяются для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— Устанавливают запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза);

— Регламентируют случаи неприменения запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза);

— Указывают обязательность подтверждения соответствия продукции, либо наличия (отсутствия) производства товаров на территориях указанных субъектов;

— Приводят перечень товаров (либо их отдельных видов), происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск.

Ограничения в закупках по 44-ФЗ

Нормативно-правовые акты, регламентирующие ограничения и условия допуска:

1. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968. В этом документе предлагается перечень некоторых видов радиоэлектронной продукции, которая производится в иностранных государствах, и в отношении которой применяются ограничения и условия допуска.

2. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102. Ограничения допуска применяются к некоторым видам медицинских изделий и медицинским изделиям одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков, произведенных в иностранных государствах.

3. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289. Ограничения и условия допуска применяются к лекарственным препаратам, включенным в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

4. Постановление от 22 августа 2016 г. № 832. В документе приведен перечень некоторых пищевых продуктов, в отношении которых применяются ограничения и условия допуска. К ним относятся: рыба, мясо, молоко, масло, сыр, рис, сахар и т.д.

5. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2018 г. № 1119. В документе установлены ограничения на допуск оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.

Структура Постановлений Правительства РФ в отношении ограничений и условий допуска

— Применяются для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— Приведены случаи отклонения, либо не отклонения заявок участников закупок заказчиком;

— Указаны случаи, при которых ограничения на допуск не применяются;

— Обязательным условием является подтверждение страны происхождения товара;

— Дается перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых применяются ограничения на допуск.

Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

В Приказе Министерства Финансов РФ от 4 июля 2018 г. №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указаны следующие виды закупок, на которые распространяется национальный режим: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

1. Если поставщик подал заявку с товарами из ЕАЭС, и она соответствует требованиям документации и  извещению о запросе котировок, то ему предоставляется преимущество в виде 15 %.

Если заявка содержит товары, указанные в Приложении к данному Приказу и происходящие из ЕАЭС, применяется понижающий 15 %-ный коэффициент. Контракт заключается по цене победителя. Это применимо к процедурам конкурса, запроса котировок, запроса предложений.

Пример: Во время проведения конкурса подано две заявки. Участник № 1 предлагает продукцию из перечня, произведенную в Армении (ЕАЭС), а участник № 2 – продукцию из Финляндии. Участник № 1 предложил 1 млн. рублей, а участник № 2 – 900 тысяч рублей. Применив национальный режим, видим, что цена участника № 1 – 1 млн. руб. – 15%=850 тысяч руб., он становится победителем, а сам контракт заключается с таким участником по цене 1 млн. руб.

2. Контракт заключается сниженным на 15 %, если в заявке содержатся товары, указанные в Приложении и страной происхождения хотя бы одного из них является НЕ ЕАЭС. Но также контракт заключается по цене победителя, если в предложении указаны товары из Приложения и страны ЕАЭС. Применимо для аукциона.

В данном регламенте также описываются случаи, при которых заявки отклоняются. Предметом одного контракта не могут быть товары, включенные в перечень и не включенные в него.

Важный момент! Все нормативно-правовые акты, указанные в статье, можно найти на сайте Единой информационной системы (http://zakupki.gov.ru) в разделе “Документы” во вкладке “Национальный режим”. Документы приведены на сайте в соответствии с действующими редакциями.

Как проверить ОКПД2 на национальный режим?

Классификатор ОКПД2 – это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, принятый к обязательному использованию с 1 января 2017 г.

Участник закупок должен проверять ОКПД2 на национальный режим. Мы выяснили, что к Постановлениям Правительства РФ о запретах, ограничениях и условиях допуска прилагаются Приложения с указанием перечня товаров, происходящих из иностранных государств. Поэтому проверить ОКПД2 можно обратившись к Приложению с соответствующими товарами, так как в перечне приведены товары с указанием ОКПД2.

На примере перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции:

На портале Единой информационной системы можно ввести необходимые вам значения, развернув окно расширенного поиска. Нужно оставить «галочку» только для 44-ФЗ, и тогда внизу появится поле «Ограничения и запреты». Затем выбрать строку «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска» (рисунок 1).

Рисунок 1

Затем откроется окно, куда можно вбить ОКПД2 (система предлагает сделать это, воспользовавшись справочником), а также соответствующее Постановление Правительства РФ из перечня (рисунок 2 и рисунок 3).

Рисунок 2

Рисунок 3

Затем примените выбранные параметры и система предложит вам соответствующие закупки с установленными запретами, ограничениями или условиями допуска, в зависимости от вашей настройки (рисунок 4).

Рисунок 4

Как подтвердить страну происхождения товара?

Сертификат  – выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;

Заключение о происхождении – выдается Министерством промышленности;

Декларация – составляется в свободной форме;

Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты;

Копия специального инвестиционного контракта (СПИК), согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

Применение национального режима по 223-ФЗ

В настоящее время существует один регламент. Это Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.

Целью данного нормативно-правового акта является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.

Согласно документу к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.

Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.

Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.

В каких случаях преимущества предоставляются?

Наличие в документации о закупке следующих сведений:

— Указание участником в заявке страны происхождения продукции (декларирование);

— Включение в документацию регламента об ответственности за указание неверных сведений о стране происхождения товара;

— Прописывание НМЦК каждой единицы товара, работы, услуги;

— Наличие в документации условия о том, что не указание страны происхождения товара не является условием для отклонения заявки. В этом случае заявка будет рассмотрена, как предложение о поставке иностранных товаров;

— Если в заявке указываются товары российского и иностранного происхождения, то для установления соотношения цены, определяется цена каждой единицы товара, как произведение НМЦК единицы товара на коэффициент изменения НМЦК договора. Цена договора определяется по итогам закупки, как результат деления цены договора на НМЦК договора;

— Предоставление документов участниками, подтверждающих его регистрацию;

— Указание страны происхождения товара согласно документации;

— Регламент о заключении контракта с участником закупки, предложившим такие же или лучшие условия выполнения, при условии, что победитель будет признан уклонившимся;

— Невозможность замены страны происхождения товара в ходе работы, кроме случаев, когда вместо иностранных товаров поставляются отечественные. При этом российские товары не должны уступать иностранным.

В каких случаях преимущества не предоставляются?

— Контракт заключен с единственным участником, при признании закупки несостоявшейся;

— Отсутствие в заявке информации о российских товарах, либо выполнении работы российскими лицами;

— Отсутствие в заявке информации об иностранных товарах, либо выполнении работы иностранными лицами;

— Выполняются все условия документации, но при соотношении в заявке товаров, работ, услуг российских и иностранных, российских оказывается менее 50 %;

— При проведении аукциона, либо способом определения победителя путем снижения стоимости на «шаг», при соотношении российских и иностранных позиций в заявке, российских оказывается более 50 %.

В Постановлении Правительства РФ не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.

Выводы и рекомендации

Национальный режим:

— реализован в нормативно-правовых актах, принятых правительством Российской Федерации на законодательном уровне;

— направлен на развитие экономики нашей страны;

— нацелен на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках;

— необходим для государственных и муниципальных нужд.

Рекомендации:

— Изучите Постановления Правительства и Приказ Министерства финансов Российской Федерации, если к вашим товарам, работам, услугам применяется национальный режим;

— Внимательно читайте закупочную документацию, чтобы понять, чего хочет от вас Заказчик;

— Правильно заполняйте заявку на участие в соответствии с извещением о закупке, иначе ваша заявка будет отклонена, или вы не получите преимуществ по контракту;

— Проверяйте ОКПД2 на национальный режим.

Вот и все, что мы хотели Вам рассказать в данной статье. Ставьте лайки, делитесь материалом со своими друзьями и коллегами, задавайте вопросы.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.