Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ: что это такое и с какой целью предусмотрено?

Заказчику

Заказчики не могут приобретать на торгах товары, работы или услуги, обладающие излишними потребительскими качествами или являющиеся предметами роскоши по каждой конкретной процедуре. Это и есть нормирование в сфере закупок.

Требования к закупаемой продукции, свойствам, предельной цене и иным характеристикам утверждаются в ведомственных перечнях и нормативных затратах.

В новой статье подробно рассказываем, что это значит, кто разрабатывает, какие есть уровни нормирования. В первую очередь материал будет полезен заказчикам, но и поставщики могут узнать для себя много интересного.

Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ: что это такое и для чего применяется

Согласно ч.1 ст.19 44-ФЗ в отношении закупаемых заказчиком товаров, работ или услуг (ТРУ) устанавливаются определенные требования, которые являются нормированием в сфере закупок. Что это могут быть за требования?

  • к объему товаров, работ, услуг;
  • к потребительским качествам товаров, работ, услуг;
  • к предельной цене товаров, работ, услуг;
  • к иным свойствам.

Эти требования введены законодателями, чтобы у заказчиков не было возможности закупать товары, работы, услуги с избыточными потребительскими характеристиками, например, многофункционального устройства с такими исчерпывающими возможностями, которые в повседневной офисной работе никогда не пригодятся.

Ограничение в сфере закупок по 44-ФЗ устанавливает нормативные затраты на потребности государственных и муниципальных учреждений, органов контроля государственными внебюджетными средствами, включая их территориальные подразделения и подконтрольные казенные организации.

Таким образом, нормирование в сфере закупок – это ограничение цен и свойств приобретаемой продукции, а также лимит на затраты по содержанию госучреждений с целью избежать излишества в госзакупках.

Органы власти должны сами нормировать процедуры для себя и своих подконтрольных ведомств, руководствуясь общими требованиями, разработанными правительством РФ.

Ключевая задача этой меры – проконтролировать расходы заказчиков на приобретение ТРУ, а также не допустить закупку таких товаров, как предметы роскоши.

В рамках данного законодательного ограничения действуют следующие требования и лимиты:

  • требования к закупке ТРУ, их количеству, характеристикам, предельной цене;
  • нормативные затраты, предназначенные для закрытия потребностей госучреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая, соответственно, территориальные органы и подведомственные учреждения.

В ч.2 ст.19 44-ФЗ говорится о том, что закупки не должны привести к приобретению заказчиками товаров с излишними свойствами или предметов роскоши. Через данный механизм органы власти с учетом отраслевой и территориальной специфики устанавливают те критерии, по которым подведомственные заказчики определяют, являются ли характеристики закупаемых ими товаров, работ, услуг избыточными и можно ли их приобретать.

Общие правила нормирования в сфере закупок: кто их утверждает?

Такие правила принимает Правительство РФ, и к ним относятся:

Руководствуясь общими правилами в сфере закупок Правительство, региональные и местные власти определяют алгоритм принятия актов о нормировании. Например, федеральные учреждения должны подчиняться положениям Постановления от 19.05.2015 г. № 479, московские заказчики – Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2015 г. № 953.

Кроме того, Правительство, региональные и муниципальные власти разрабатывают свой порядок формирования требований к товарам, работам, услугам (например, Постановление Правительства от 02.09.2015 г. № 927) и нормативных затрат (например, Постановление Правительства от 20.10.2014 г. № 1084).

Взяв за основу эти правила в сфере закупок для государственных и муниципальных потребностей, госучреждения, муниципальные власти, значимые учреждения науки, культуры и образования определяют требования к закупаемым их территориальными филиалами и подконтрольными организациями и предприятиями товаров, работ, услуг (например, Приказ ФСИН от 31.07.2019 г. № 592, приказ Рослесхоза от 30.10.2019 г.). А также нормативные затраты на поддержание их деятельности (например, Распоряжение МВД от 13.07.2018 г. № 1/7962).

Какие установлены правила нормирования?

Согласно ч.4.1 ст.19 44-ФЗ действуют следующие правила:

  • требования к товарам, в том числе предельные цены, утвержденные в виде ведомственных перечней по установленной форме. При формировании этих документов заказчики должны использовать Обязательный перечень, разработанный Правительством. Допускается указание критериев, которые не обозначены в этом перечне, но тогда в ведомственный перечень необходимо добавить обоснование таких критериев (п.6 Правил № 927);
  • нормативные затраты рассчитываются по специальной Методике. В ней содержатся формулы расчета по различным типам расходов, например, на услуги по благоустройству и озеленению участков, содержание нежилых помещений, услуги по ремонту транспорта. Если каких-либо видов затрат нет в Методике, органы власти сами определяют правила расчета;
  • проекты актов, в которых установлены требования и нормативы расходов публикуются в Единой информационной системе для обсуждения общественниками. Срок такого согласования не может быть менее 5 рабочих дней со дня публикации (п.5 и 6 Требований, утвержденных ПП РФ № 479);
  • сформированные нормативы по расходам и ведомственные перечни публикуются в ЕИС в течение 7 рабочих дней. Если заказчик не уложится в это время, то ему грозит штраф, предусмотренный ч.3 ст.7.30 КоАП РФ (п.16 Требований, утвержденных ПП РФ № 479, ч.6 ст.19 44-ФЗ).

Нормирование по 44-ФЗ для бюджетных организаций

Данная мера в сфере закупок для бюджетных заказчиков имеет свои характерные особенности, которые заключаются, чаще всего, в установлении требований только к приобретаемым товарам, работам, услугам. Нормативные затраты используются в отношении к ним, только если организация действует от лица государственного или муниципального заказчика и выполняет соответствующие полномочия, переданные на безвозмездной основе (ч.6 ст.15 44-ФЗ).

Рассмотрим на примере, как работают правила, ограничивающие закупки заказчиков по 44-ФЗ. Для этого возьмем требования к закупаемым товарам, работам, услугам, утвержденные Министерством природы в Приказе от 29.05.2020 г. № 310 для подконтрольных бюджетных организаций.

Должность Товар, работа, услуга Характеристика
Директор БУ Стационарный компьютер ПК с жк-экраном 16 дюймов, вес не более 3,9 кг, процессор intel core i9 или аналог, размер оперативной памяти не менее 32 Гб, объем накопителя не менее 2048 Гб

 

Замдиректора БУ, главбух, другие должности Стационарный компьютер ПК с жк-экраном 16 дюймов, вес не более 4,2 кг, процессор intel core i9 или аналог, размер оперативной памяти не менее 32 Гб, объем накопителя не менее 2048 Гб
Директор БУ Легковой автомобиль Не более 140 л.с., стоимостью не более 980 тыс. руб.
Директор БУ Диван Предельное значение — натуральная кожа, допускается искусственная кожа, ткань, нетканые материалы
Замдиректора БУ, главбух, другие должности Диван Предельное значение — искусственная кожа, допускается ткань, нетканые материалы

 

Чтобы проиллюстрировать нормативные затраты, которые формируют бюджетные заказчики в рамках правил нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ, возьмем нормативы по расходам для Муниципального бюджетного учреждения «Комбинат благоустройства города Богучар» (распоряжение администрации Городского поселения – город Богучар Богучарского МО Воронежской области от 09.01.2020 г. № 1-Р). Комбинат установил такие нормативы:

  • услуги по обеспечению ПО 1С Бухгалтерия – 76 тыс. руб./ в год;
  • закупка бензина марки АИ-92 – 36 000 л. и т.д.

По каким правилам нормируют закупки?

Планируя предстоящую закупку, заказчики пользуются ведомственными перечнями и нормативными затратами. Эти документы утверждаются главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС).

Есть 3 уровня документов, которыми руководствуются ГРБС при нормировании процедур:

I. Универсальный уровень. На этом этапе Правительство выпустило 3 постановления.

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 г. № 476 – общие требования к разработке нормативных актов о нормировании.
  2. Постановление Правительства от 02.09.2015 г. № 926 – общие правила к формированию ведомственных перечней.
  3. Постановление правительства от 13.10.2014 г. № 1047 – общие правила к формированию нормативных затрат.

Согласно ч.3 и 4 ст.19 44-ФЗ документы универсальной категории применяют при формировании правил нормирования федерального, регионального и муниципального статуса.

II. Уровень высших органов власти. Назовем 3 типа документации, которая утверждается на этой стадии:

  • требования к алгоритму формирования правовых актов о нормировании;
  • правила, по которым назначают требования к продукции (ведомственные перечни);
  • правила, по которым рассчитываются нормативные затраты.

Документы разрабатывают: Правительство, высшие региональные власти и местные администрации. Основой для их создания выступают постановления универсальной категории, о чем говорится в ч.4 ст.19 44-ФЗ.

  • федеральные ГРБС подчиняются правилам, разработанным Правительством;
  • региональные заказчики подчиняются правилам, разработанным властями субъектов;
  • муниципальные заказчики руководствуются правилами, разработанными местными администрациями.

При нормировании закупок заказчиков ГРБС должны использовать постановления, которые выпустило Правительство:

  1. Постановление Правительства от 19.05.2015 г. № 479 – требования к формированию правовых актов о нормировании.
  2. Постановление Правительства от 02.09.2015 г. № 927 – правила, по которым создают ведомственные перечни федеральные ГРБС.
  3. Постановление правительства от 20.10.2014 г. № 1084 – правила, по которым рассчитывают нормативные затраты федеральные ГРБС.

Власти регионального и муниципального уровня разрабатывают свои постановления. Например, правительство Красноярского края и администрация Красноярска разработали следующие документы:

  1. Постановление Правительства Красноярского края от 09.02.2016 г. № 47-п, Постановление администрации Красноярска от 12.11.2015 г. № 707 – требования к формированию правовых актов о нормировании;
  2. Постановление Правительства Красноярского края от 09.02.2016 г. № 46-п, Постановление администрации Красноярска от 04.03.2016 г. № 123 – правила, по которым создаются ведомственные перечни;
  3. Постановление Правительства Красноярского края от 11.03.2016 г. № 100-п, Постановление администрации Красноярска от 29.02.2016 г. № 110 – правила, по которым рассчитываются нормативные затраты.

III. Уровень ГРБС. В рамках этой категории главные распорядители бюджетных средств работают с 2-мя типами документов:

  • ведомственные перечни;
  • нормативные затраты.

Что содержится в этих документах, и кто их заверяет?

  1. В ведомственных перечнях прописываются требования к объему, потребительским качествам и иным свойствам товаров, которые приобретаются заказчиком.
  2. В нормативных затратах указываются суммы, которые заказчик может израсходовать на приобретение товаров, работ и услуг.

Утверждают: федеральные и региональные государственные органы, муниципальные органы, органы управления внебюджетными фондами, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Об этом говорится в ч.4.1 и 5 ст.19 44-ФЗ.

Рекомендации заказчикам

Чтобы заказчику найти документы нормирования, он должен обратиться к своему ГРБС (учредителю) или воспользоваться поисковой системой официального Портала закупок на сайте www.zakupki.gov.ru/. Для этого на главной странице сайта нужно найти вкладку «Планирование» и выбрать строку «Правила нормирования в сфере закупок» из списка. Ведомственные перечни и нормативные затраты размещены там.

На стадии планирования и при описании объекта торгов необходимо учитывать предельные цены ТРУ, установленные ведомственными перечнями и нормами затрат. Реквизиты документа нормирования указываются в плане закупки.

За несоблюдение требований, установленных в документах нормирования, предусмотрен административный штраф в размере до 50 тыс. руб. (ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ).

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.