Заказчики не могут приобретать на торгах товары, работы или услуги, обладающие излишними потребительскими качествами или являющиеся предметами роскоши по каждой конкретной процедуре. Это и есть нормирование в сфере закупок.
Требования к закупаемой продукции, свойствам, предельной цене и иным характеристикам утверждаются в ведомственных перечнях и нормативных затратах.
В новой статье подробно рассказываем, что это значит, кто разрабатывает, какие есть уровни нормирования. В первую очередь материал будет полезен заказчикам, но и поставщики могут узнать для себя много интересного.
Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ: что это такое и для чего применяется
Согласно ч.1 ст.19 44-ФЗ в отношении закупаемых заказчиком товаров, работ или услуг (ТРУ) устанавливаются определенные требования, которые являются нормированием в сфере закупок. Что это могут быть за требования?
- к объему товаров, работ, услуг;
- к потребительским качествам товаров, работ, услуг;
- к предельной цене товаров, работ, услуг;
- к иным свойствам.
Эти требования введены законодателями, чтобы у заказчиков не было возможности закупать товары, работы, услуги с избыточными потребительскими характеристиками, например, многофункционального устройства с такими исчерпывающими возможностями, которые в повседневной офисной работе никогда не пригодятся.
Ограничение в сфере закупок по 44-ФЗ устанавливает нормативные затраты на потребности государственных и муниципальных учреждений, органов контроля государственными внебюджетными средствами, включая их территориальные подразделения и подконтрольные казенные организации.
Таким образом, нормирование в сфере закупок – это ограничение цен и свойств приобретаемой продукции, а также лимит на затраты по содержанию госучреждений с целью избежать излишества в госзакупках.
Органы власти должны сами нормировать процедуры для себя и своих подконтрольных ведомств, руководствуясь общими требованиями, разработанными правительством РФ.
Ключевая задача этой меры – проконтролировать расходы заказчиков на приобретение ТРУ, а также не допустить закупку таких товаров, как предметы роскоши.
В рамках данного законодательного ограничения действуют следующие требования и лимиты:
- требования к закупке ТРУ, их количеству, характеристикам, предельной цене;
- нормативные затраты, предназначенные для закрытия потребностей госучреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая, соответственно, территориальные органы и подведомственные учреждения.
В ч.2 ст.19 44-ФЗ говорится о том, что закупки не должны привести к приобретению заказчиками товаров с излишними свойствами или предметов роскоши. Через данный механизм органы власти с учетом отраслевой и территориальной специфики устанавливают те критерии, по которым подведомственные заказчики определяют, являются ли характеристики закупаемых ими товаров, работ, услуг избыточными и можно ли их приобретать.
Общие правила нормирования в сфере закупок: кто их утверждает?
Такие правила принимает Правительство РФ, и к ним относятся:
- общие требования к порядку принятия документации о нормировании (Постановление Правительства от 18.05.2015 г. № 476);
- общие правила формирования требований к товарам, работам, услугам (Постановление Правительства от 02.09.2015 г. № 926);
- общие правила установления нормативных затрат (Постановление Правительства от 13.10.2014 г. № 1047).
Руководствуясь общими правилами в сфере закупок Правительство, региональные и местные власти определяют алгоритм принятия актов о нормировании. Например, федеральные учреждения должны подчиняться положениям Постановления от 19.05.2015 г. № 479, московские заказчики – Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2015 г. № 953.
Кроме того, Правительство, региональные и муниципальные власти разрабатывают свой порядок формирования требований к товарам, работам, услугам (например, Постановление Правительства от 02.09.2015 г. № 927) и нормативных затрат (например, Постановление Правительства от 20.10.2014 г. № 1084).
Взяв за основу эти правила в сфере закупок для государственных и муниципальных потребностей, госучреждения, муниципальные власти, значимые учреждения науки, культуры и образования определяют требования к закупаемым их территориальными филиалами и подконтрольными организациями и предприятиями товаров, работ, услуг (например, Приказ ФСИН от 31.07.2019 г. № 592, приказ Рослесхоза от 30.10.2019 г.). А также нормативные затраты на поддержание их деятельности (например, Распоряжение МВД от 13.07.2018 г. № 1/7962).
Какие установлены правила нормирования?
Согласно ч.4.1 ст.19 44-ФЗ действуют следующие правила:
- требования к товарам, в том числе предельные цены, утвержденные в виде ведомственных перечней по установленной форме. При формировании этих документов заказчики должны использовать Обязательный перечень, разработанный Правительством. Допускается указание критериев, которые не обозначены в этом перечне, но тогда в ведомственный перечень необходимо добавить обоснование таких критериев (п.6 Правил № 927);
- нормативные затраты рассчитываются по специальной Методике. В ней содержатся формулы расчета по различным типам расходов, например, на услуги по благоустройству и озеленению участков, содержание нежилых помещений, услуги по ремонту транспорта. Если каких-либо видов затрат нет в Методике, органы власти сами определяют правила расчета;
- проекты актов, в которых установлены требования и нормативы расходов публикуются в Единой информационной системе для обсуждения общественниками. Срок такого согласования не может быть менее 5 рабочих дней со дня публикации (п.5 и 6 Требований, утвержденных ПП РФ № 479);
- сформированные нормативы по расходам и ведомственные перечни публикуются в ЕИС в течение 7 рабочих дней. Если заказчик не уложится в это время, то ему грозит штраф, предусмотренный ч.3 ст.7.30 КоАП РФ (п.16 Требований, утвержденных ПП РФ № 479, ч.6 ст.19 44-ФЗ).
Нормирование по 44-ФЗ для бюджетных организаций
Данная мера в сфере закупок для бюджетных заказчиков имеет свои характерные особенности, которые заключаются, чаще всего, в установлении требований только к приобретаемым товарам, работам, услугам. Нормативные затраты используются в отношении к ним, только если организация действует от лица государственного или муниципального заказчика и выполняет соответствующие полномочия, переданные на безвозмездной основе (ч.6 ст.15 44-ФЗ).
Рассмотрим на примере, как работают правила, ограничивающие закупки заказчиков по 44-ФЗ. Для этого возьмем требования к закупаемым товарам, работам, услугам, утвержденные Министерством природы в Приказе от 29.05.2020 г. № 310 для подконтрольных бюджетных организаций.
Должность | Товар, работа, услуга | Характеристика |
Директор БУ | Стационарный компьютер | ПК с жк-экраном 16 дюймов, вес не более 3,9 кг, процессор intel core i9 или аналог, размер оперативной памяти не менее 32 Гб, объем накопителя не менее 2048 Гб
|
Замдиректора БУ, главбух, другие должности | Стационарный компьютер | ПК с жк-экраном 16 дюймов, вес не более 4,2 кг, процессор intel core i9 или аналог, размер оперативной памяти не менее 32 Гб, объем накопителя не менее 2048 Гб |
Директор БУ | Легковой автомобиль | Не более 140 л.с., стоимостью не более 980 тыс. руб. |
Директор БУ | Диван | Предельное значение — натуральная кожа, допускается искусственная кожа, ткань, нетканые материалы |
Замдиректора БУ, главбух, другие должности | Диван | Предельное значение — искусственная кожа, допускается ткань, нетканые материалы |
Чтобы проиллюстрировать нормативные затраты, которые формируют бюджетные заказчики в рамках правил нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ, возьмем нормативы по расходам для Муниципального бюджетного учреждения «Комбинат благоустройства города Богучар» (распоряжение администрации Городского поселения – город Богучар Богучарского МО Воронежской области от 09.01.2020 г. № 1-Р). Комбинат установил такие нормативы:
- услуги по обеспечению ПО 1С Бухгалтерия – 76 тыс. руб./ в год;
- закупка бензина марки АИ-92 – 36 000 л. и т.д.
По каким правилам нормируют закупки?
Планируя предстоящую закупку, заказчики пользуются ведомственными перечнями и нормативными затратами. Эти документы утверждаются главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС).
Есть 3 уровня документов, которыми руководствуются ГРБС при нормировании процедур:
I. Универсальный уровень. На этом этапе Правительство выпустило 3 постановления.
- Постановление Правительства от 18.05.2015 г. № 476 – общие требования к разработке нормативных актов о нормировании.
- Постановление Правительства от 02.09.2015 г. № 926 – общие правила к формированию ведомственных перечней.
- Постановление правительства от 13.10.2014 г. № 1047 – общие правила к формированию нормативных затрат.
Согласно ч.3 и 4 ст.19 44-ФЗ документы универсальной категории применяют при формировании правил нормирования федерального, регионального и муниципального статуса.
II. Уровень высших органов власти. Назовем 3 типа документации, которая утверждается на этой стадии:
- требования к алгоритму формирования правовых актов о нормировании;
- правила, по которым назначают требования к продукции (ведомственные перечни);
- правила, по которым рассчитываются нормативные затраты.
Документы разрабатывают: Правительство, высшие региональные власти и местные администрации. Основой для их создания выступают постановления универсальной категории, о чем говорится в ч.4 ст.19 44-ФЗ.
- федеральные ГРБС подчиняются правилам, разработанным Правительством;
- региональные заказчики подчиняются правилам, разработанным властями субъектов;
- муниципальные заказчики руководствуются правилами, разработанными местными администрациями.
При нормировании закупок заказчиков ГРБС должны использовать постановления, которые выпустило Правительство:
- Постановление Правительства от 19.05.2015 г. № 479 – требования к формированию правовых актов о нормировании.
- Постановление Правительства от 02.09.2015 г. № 927 – правила, по которым создают ведомственные перечни федеральные ГРБС.
- Постановление правительства от 20.10.2014 г. № 1084 – правила, по которым рассчитывают нормативные затраты федеральные ГРБС.
Власти регионального и муниципального уровня разрабатывают свои постановления. Например, правительство Красноярского края и администрация Красноярска разработали следующие документы:
- Постановление Правительства Красноярского края от 09.02.2016 г. № 47-п, Постановление администрации Красноярска от 12.11.2015 г. № 707 – требования к формированию правовых актов о нормировании;
- Постановление Правительства Красноярского края от 09.02.2016 г. № 46-п, Постановление администрации Красноярска от 04.03.2016 г. № 123 – правила, по которым создаются ведомственные перечни;
- Постановление Правительства Красноярского края от 11.03.2016 г. № 100-п, Постановление администрации Красноярска от 29.02.2016 г. № 110 – правила, по которым рассчитываются нормативные затраты.
III. Уровень ГРБС. В рамках этой категории главные распорядители бюджетных средств работают с 2-мя типами документов:
- ведомственные перечни;
- нормативные затраты.
Что содержится в этих документах, и кто их заверяет?
- В ведомственных перечнях прописываются требования к объему, потребительским качествам и иным свойствам товаров, которые приобретаются заказчиком.
- В нормативных затратах указываются суммы, которые заказчик может израсходовать на приобретение товаров, работ и услуг.
Утверждают: федеральные и региональные государственные органы, муниципальные органы, органы управления внебюджетными фондами, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Об этом говорится в ч.4.1 и 5 ст.19 44-ФЗ.
Рекомендации заказчикам
Чтобы заказчику найти документы нормирования, он должен обратиться к своему ГРБС (учредителю) или воспользоваться поисковой системой официального Портала закупок на сайте www.zakupki.gov.ru/. Для этого на главной странице сайта нужно найти вкладку «Планирование» и выбрать строку «Правила нормирования в сфере закупок» из списка. Ведомственные перечни и нормативные затраты размещены там.
На стадии планирования и при описании объекта торгов необходимо учитывать предельные цены ТРУ, установленные ведомственными перечнями и нормами затрат. Реквизиты документа нормирования указываются в плане закупки.
За несоблюдение требований, установленных в документах нормирования, предусмотрен административный штраф в размере до 50 тыс. руб. (ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ).