Что такое маркировка товаров и для чего она нужна?
Маркировка товара – это нанесение на продукцию кодового обозначения, которое содержит всю основную информацию (страна происхождения, производитель, цвет, размер, модель и т.д.).
От этой системы выигрывают все участники – от покупателя до государства. На рынке остаются только добросовестные продавцы и производители, которые могут честно конкурировать друг с другом.
Регулирование системы
О необходимости маркирования товара и системе контроля за оборотом заговорили в конце 2017 года. Именно тогда государство начало внедрять Единую систему сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. В планах у Правительства ввести маркировку для всех категорий продукции к 2024 году.
Система контролируется несколькими законами и нормативами:
- Распоряжение правительства № 2963-р от 28 декабря 2018 – о формировании и реализации маркировочной системы, целях, задачах, правилах кодирования товарных групп.
- ФЗ № 488 от 25 декабря 2018, внесший правки в 381-ФЗ и 54-ФЗ – ввел основную терминологию, порядок отслеживания продукции и функционирование информационной системы контроля.
- Распоряжение от №791-р от 28 апреля 2018 – кодирование продукции, хранение информации о маркированной продукции, создание Единого каталога.
Цель нормативно-правовой базы – обеспечить прозрачность рыночного оборота и исключить нелегальную торговлю фальсификатом
Информационно-цифровая база
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) отвечает за ведение информационной базы и хранение данных о промаркированной продукции. ЦРПТ совместно с Правительством РФ развивает систему «Честный знак», с помощью которой реализуется цифровая маркировка и контроль над товарооборотом на российском рынке и торговлей с государствами ЕАЭС.
На официальном сайте «Честный знак» ведется Национальный каталог товаров с категориями, в отношении которых действует обязательная маркировка. После регистрации в системе «ЧЗ» пользователь получает доступ к необходимым данным.
Этапы обязательной маркировки
Рассмотрим суть маркировки товара и пройдемся по основным этапам:
- Уникальное кодовое обозначение выдается в системе маркировки. Производитель указывает его на упаковке. При передаче посреднику готовится УПД с кодами (универсальный передаточный документ).
- Получатель груза сверяет коды по базе данных, утверждает сопроводительные формы, добавляет сведения в информационную систему.
- Товар поступает продавцу.
- Продавец сканирует код в чеке, а система маркировки фиксирует сведения о продаже.
- Потребитель совершает покупку.
В информационной системе прослеживаются все этапы товарооборота и хранятся документы.
Какие товары маркировать обязательно?
Обязательный контроль рыночного оборота начался с 1 марта 2019 года. С этого времени ежегодно расширялись списки товаров, подлежащих обязательной маркировке, и продолжают расширяться до сих пор. Правительств РФ планирует завершить эксперимент к 2024 году и полностью ввести маркировку для всех групп изделий.
С 2019 по 2022 годы обязательная кодовая символика наносится на:
- сигаретную, табачную, алкогольную продукцию, курительные смеси, а также смеси, имеющие в своем составе никотин;
- парфюмерию;
- шины и покрышки;
- некоторые виды одежды, обуви, постельного белья;
- кисломолочная и молочная продукция, мороженое;
- фототехника;
- вода в упаковке
Все эти товары представлены в 15-ти обязательных для маркирования группах.
С 1 марта 2023 года обязательное маркирование вводится для следующих категорий:
- велосипеды и велосипедные рамы;
- пивные и сброженные напитки, сидр.
Отдельно отметим кресла-коляски и безалкогольные напитки, для которых пока не определены сроки обязательного маркирования, но в списки они уже внесены. В Распоряжении № 792-р говорится, что обязательное маркирование для этих групп будет введено после завершения эксперимента по маркировке пивных напитков, а для медицинских колясок – постановлением Правительства.
На данный момент Перечень состоит из 21 товарной позиции, но и этот список будет пополняться. Хоть сроки пока еще и не известны, но уже говорят об обязательном маркировании радиотехники, кормов для животных, рыбной продукции.
ЦРПТ идет навстречу бизнесу и компаниям, которые могут допустить ошибки при маркировании изделий. Зарегистрированные в «Честном знаке» компании будут видеть свои недоработки по маркировке и смогут вовремя их устранять, не доводя себя до штрафов. Одновременно уйдет нагрузка с контрольных ведомств.
Как подключиться к цифровой системе
Чтобы сделать маркировку товара в 2023 году всем участникам торговли необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и получить электронную подпись для выполнения действий в сервисе ЭДО.
Продавцам и дистрибьюторам необходимо выполнить следующее:
- зарегистрироваться в «ЧЗ;
- приобрести аппарат для сканирования штрих-кода Data Matrix;
- обновить внутреннее ПО для работы с чеками по новому порядку.
Производители должны внедрить маркировку в процесс производства.
Ответственность
Если ИП или производитель введут в торговый процесс продукцию без маркировки, то им грозят штрафы.
За производство:
- на ответственное лицо – до 10 тыс. ₽;
- на организацию – до 100 тыс. ₽.
За продажу:
- на ответственное лицо – до 4 тыс. ₽.
- на организацию – до 300 тыс. ₽.