Для успешной и продуктивной работы в тендерных продажах важно использовать «правильные» инструменты. Что это за инструменты, и какими из них пользуемся мы в своей работе, мы подробно рассказали в этой статье. Также в выпуске мы затронули тему антикризисных инструментов, которые очень востребованы в настоящее время. Уверены, материал будет для вас полезным.
Андрей Плешков: Сегодня решили поговорить на тему, отдаленную от кризисных веяний, и разобрать инструменты тендерного специалиста. Поделимся своими наработками и профессиональными секретами. Евгений, какие инструменты находятся в топе у тебя, и какие из них наиболее выручают в работе?
Евгений Бобышев: Да, безусловно, такие инструменты у меня есть.
На первом месте у меня это поиск тендеров – система, которая позволяет находить тендеры и производить комплексный анализ и заказчиков, и поставщиков, и делать соответствующие аналитические срезы. Без этой программы работа тендерного специалиста не такая эффективная, как хотелось бы.
Не хотелось бы, чтобы это выглядело, как реклама. Уже давно пользуюсь сервисом «Тендерплан». Он устаивает меня соотношением «стоимость-функционал» и удобством использования. Те задачи, которые мы перед собой ставим, с помощью этого сервиса вполне решаемы.
Андрей Плешков: Не считаю, что это выглядит, как реклама. Сегодня мы общаемся на тему, кто чем пользуется в работе. И так совпало, что я тоже использую «Тендерплан». Суть даже не в самом сервисе, а в функционале по поиску и аналитике, который есть и в других сервисах. Кто-то пользуется ЕИС и ему возможностей системы вполне хватает. Кому что нравится.
Еще один инструмент, который нужно взять специалистам на вооружение – это сервисы, которые позволяют дистанционно подключаться к компьютеру клиента. Нам очень часто задают вопрос, как взаимодействовать с клиентом удаленно, как при этом работать с электронными подписями и т.д.
Этот инструмент пошел из IT, когда служба поддержки подключается к компьютеру пользователя, чтобы помочь ему совершить какие-либо настройки или устранить неполадки. Такая практика есть и у Удостоверяющих центров, которые помогают пользователям с настройками.
Лично я пользуюсь программами AnyDesk и Teamviewer. Последняя программа сейчас урезана по функционалу и стала больше коммерческой.
Евгений, а какие у тебя в этом плане есть фавориты?
Евгений Бобышев: У нас с тобой снова здесь совпадение. AnyDesk на сегодняшний день – один из наиболее удобных инструментов для удаленного доступа к компьютеру клиента. Раньше я тоже использовал Teamviewer, но в связи с ограничениями по функционалу не всегда хочется покупать расширенную версию. Поэтому AnyDesk – инструмент, который подойдет многим.
Удаленное взаимодействие – это распространенный формат сотрудничества, учитывая тот факт, что большинство компаний взаимодействует со специалистами в удаленном формате.
Андрей Плешков: Сейчас идет тренд на импортозамещение сервисов, поэтому у пользователей возникает вопрос, будет ли все это работать у нас. На сайте AnyDesk можно увидеть, что штаб-квартира находится в Штутгарте (Германия). В сервисе бесплатный функционал, которого будет достаточно в работе. Думаю, можно не бояться, что он не будет работать.
Кстати, я заметил, что сервисы, которые не американские, а например, германские и т.д. не спешат блокировать доступ российским пользователям. Надеемся, что и дальше такие сервисы будут работать.
Евгений Бобышев: Даже если и не будут работать, то какие-то аналоги мы в любом случае найдем.
Продолжим про инструментарий тендерного специалиста, и я бы отметил здесь облачные диски. В нашей работе приходится обмениваться большим количеством документов, а пересылать по почте не всегда удобно. Совместно работать с файлами и вносить в них изменения лучше с помощью в облачных дисков.
До недавнего времени мы активно пользовались Google Disk, но прошла информация, что, возможно, в ближайшее время Google заблокирует свои сервисы для российских пользователей.
Поэтому сейчас мы все документы перенесли на Yandex Disk, хотя, на мой взгляд, Google Disk был поприятней и поинтересней.
Андрей Плешков: Соглашусь, что Google Disk более функциональный, в нем более расширенные возможности. Если говорить о российских сервисах, то я тоже использую Yandex Disk. И у них часто проводятся акции – за небольшую сумму можно приобрести большой объем места для хранения файлов и документации.
В Google Disk уже сейчас возникают проблемы с переводами, если вы решили оплатить дополнительное место. Российские же сервисы свои обязательства выполняют, в крайнем случае, можно написать в техподдержку.
Евгений Бобышев: Есть еще одна альтернатива – это Облако Mail.ru. Я помню еще те времена, когда Mail выдавал доступы по 100 Гб при регистрации почтового ящика. А сейчас при регистрации ящика пользователь получает 8 Гб места. Но для работы с документами этого будет достаточно, если вы не работаете с «тяжелыми» файлами.
Андрей Плешков: В работе еще следует использовать планировщики задач. Наверняка многие делают заметки в блокнотиках, но есть еще и электронные варианты – планировщики.
Раньше я пользовался сервисом Trello, но он тоже зарубежный, поэтому пришлось отказаться. Мне встречалась новость, что в Роспатент подали заявку на товарный знак «Росстрелло», несмотря на всю комичность этого названия.
Классным сервисом считаю Yougile – это российская разработка для управления большими проектами и подходит для роли «задачника».
Евгений Бобышев: Если говорить о работе тендерного отдела, который не использует CRM-системы в классическом их понимании, то условно эту CRM-систему можно собрать с помощью разных сервисов. Для этого мы используем Yougile, довольны его функционалом.
Недавно общался с тендерным специалистом, и речь зашла о том, как организовывать свое время и все успевать. Он поделился, что по старинке записывает все в блокнот. На мой взгляд, это не совсем удобно, потому что блокнот не будешь постоянно с собой носить. В любом случае должен быть доступ к задачам с любого устройства. По моему совету он начал пользоваться Yougile, и он ему очень понравился.
Андрей Плешков: Можно еще использовать такие простые вещи, как календарь Яндекс. Соглашусь, что рукописный блокнот – это не всегда удобно, потому что в нужное время вы не получите напоминаний, как в электронном сервисе.
Я тоже пользуюсь обычным блокнотом, но записываю в него дела на ближайшее время. Например, что нужно сделать сегодня. А планирование на неделю или месяц удобнее делать в специальном сервисе. Он всегда под рукой, и уведомления получаете прямо на телефон.
Евгений Бобышев: Мы сейчас косвенно затронули работу тендерного отдела. В крупных компаниях, где много специалистов, используются полноценные CRM-системы, которые позволяют организовать работу. В других компаниях по-прежнему используют Гугл-таблички, мессенджеры, облачные диски и т.д. – с помощью связки сервисов достигается эффективное взаимодействие между сотрудниками.
Кстати, многие сервисы по тендерной тематике начинают внедрять зачатки CRM, которая позволяет организовать командную работу внутри самого сервиса, не прибегая к дополнительным инструментам. В том числе обмен сообщениями, работа с документами, планирование, календарь.
Андрей Плешков: Давай перейдем к другим сервисам.
Евгений Бобышев: Мы еще не затронули тему проверки контрагентов, и таких сервисов достаточно много. Есть и бесплатные, и платные инструменты. Среди бесплатных можно выделить сервисы:
- Rusprofile;
- «ЗаЧестныйБизнес»;
- сайт ФНС;
- kad.arbitr.ru (проверка информации по судебным делам).
Если говорить о платных сервисах, то они собирают информацию из тех же источников и отличаются только самим функционалом и выдачей информации. Из недавних мне понравился сервис для проверки контрагентов Synapsenet.
Андрей Плешков: На самом деле, про инструментарий тендерных специалистов можно очень долго говорить. Давай остановимся на инструментах, которые можно использовать именно в условиях кризисных реалий.
Евгений Бобышев: Многие компании сейчас стали искать замену зарубежным сервисам для оптимизации работы, сокращения финансовых издержек. Можно найти аналоговые сервисы, которые не уступают по возможностям и функционалу своим иностранным «собратьям».
Не так давно мы рассказывали об антикризисных поправках в законодательстве, которые направлены на поддержку заказчиков и поставщиков. Этот инструментарий сейчас очень актуален и для тех, кто участвует в торгах, и для тех, кто оказывает услуги по тендерному сопровождению. Эти инструменты позволяют сократить финансовые издержки в условиях колебания цен на товары, не допускать срывы сроков поставок из-за нарушения логистических цепочек.
Эти инструменты мы будем подробно разбираем в нашем Мини-курсе «Госзакупки 2022 – антикризисные инструменты. Подробно расскажем что есть внутри курса:
- как списывать пени и штрафы в текущем году;
- как менять условия контрактов;
- как оптимизировать участие в закупках;
- как решать основные проблемы при участии в закупках;
- как использовать в работе нацрежим и импортозамещение.
Сейчас на российском рынке намечен вектор на импортозамещение и отечественные товары. Даже не так давно появилась «Биржа импортозамещения», о которой мы рассказывали в открытом чате Тендерного клуба, и в том числе подробно рассказали о ней в Мини-курсе.
У участников закупок по некоторым контрактам возникает необходимость производить замену товара. Расскажем, что нужно делать, чтобы заменить один товар на другой в рамках текущего контракта.
Андрей Плешков: Если для вас актуальны тендерные продажи, и вы в этой сфере активно работаете, то записывайтесь на Мини-курс. Еще не все знают, что есть поддерживающие меры. Даже некоторые заказчики о них не в курсе. Они начинают включать режим бюрократии – посмотрим, что предпримут другие заказчики, а потом сделаем сами.
Меры поддержки уже есть, и значит, ими нужно пользоваться.
На этом все. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.
Подписывайтесь на открытый Тендерный клуб для специалистов, поставщиков, сотрудников компаний и оставайтесь всегда в курсе последних новостей госзаказа.