Закупки с неопределенным объемом по 44-ФЗ: что это за закупки и как в них участвовать?

Участнику закупок

Заказчики не всегда могут знать заранее, сколько им понадобится товара на фактическое закрытие своих потребностей. То есть, какие именно услуги и в каком объеме понадобятся при ремонте техники, какие запчасти нужны будут для ремонта автомобилей, какие именно лекарственные средства будут необходимы и т.д. Ведь неизвестно, что именно поломается в автомобиле, или сколько пациентов с таким-то заболеванием обратится в учреждение здравоохранения.

На этот случай контрактное законодательство предусмотрело возможность проведения закупок с неопределенным объемом. Рассмотрим особенности таких процедур, как они реализованы на практике, какие имеют плюсы и минусы. Данная информация будет полезна обеим сторонам сферы госзаказа: и заказчикам, и поставщикам.

Закупки с неопределенным объемом: кратко о процедуре

Согласно 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» заказчики могут проводить торги, в которых заранее объем товаров, работ или услуг (ТРУ) не определен. Специфика таких мероприятий (и отличие их от «обычных» закупок) состоит в том, что закупающая сторона предварительно готовит перечень потенциально необходимой продукции, а затем в ходе проведения торгов уже выбирает те позиции, в которых нуждается фактически. При этом ограничения на приобретение ТРУ накладывает бюджет, то есть то количество денег, которое заказчик может потратить на закупку. А объем по каждой позиции в документации не установлен и может быть любым.

Для прояснения всей картины, как на практике работают механизмы таких процедур, разберем примерную ситуацию.

Допустим, что заказчик – медицинское учреждение, которое нуждается в лекарственных препаратах. Но заранее предусмотреть, какие именно препараты понадобятся в том или ином случае, организация не может, так как конечная потребность будет зависеть от определенных причин, а именно от заболеваний, с которыми будут обращаться в учреждение люди. Однако, опираясь на предыдущий опыт и на профиль медучреждения, сотрудники контрактного отдела могут составить примерный перечень тех лекарственных средств, в которых появится необходимость.

Эти знания помогают заказчику при заполнении спецификации – документа, отражающего список лекарственных препаратов. По каждому пункту этой формы определяется единица измерения объема. Если товар из спецификации (как это, например, представлено по медицинским препаратам) числится в каталоге ТРУ, то единица измерения будет устанавливаться согласно каталогу (если брать наш пример, то это будут «мг», «мл» и т.д.).

По каждому пункту перечня закупающая сторона устанавливает начальную цену. При определении этого критерия необходимо руководствоваться общими правилами, которые изложены в статье 22 44-ФЗ – определение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). На выходе должен сформироваться список товаров (или работ, услуг), содержащий единичные расценки по каждой позиции.

На следующем этапе заказчик устанавливает максимальное значение цены контракта. Этот показатель обосновывать не нужно (в отличие от начальных цен единичных расценок) и, по сути, он является тем бюджетом, который заказчик может израсходовать в процессе проведения торгов.

Для осуществления процедуры заказчику необходимо дополнительно суммировать все единичные цены, чтобы вывести начальную стоимость заявленных позиций. Именно эта цифра будет той отправной точкой, от которой участники будут снижать свои ценовые предложения, а также она повлияет на «шаг аукциона».

По окончании мероприятия заказчик устанавливает понижающий коэффициент, который находится путем деления предложения участника торгов на начальную сумму всех единиц. При заключении контракта от этого показателя будет зависеть каждая начальная цена единичной расценки, то есть эти единичные расценки будут устанавливаться на основании пропорционального снижения их начальных цен. Участник торгов не может какую-то позицию снизить больше, а какую-то – меньше (в рамках выдвинутого им предложения). Во всех случаях единичные расценки устанавливаются методом пропорционального понижения.

Теперь давайте разберемся, какой принцип лежит в основе осуществления закупок с неустановленным объемом.

Как проводятся закупки с неопределенным объемом?

Для понимания темы обратимся к конкретной схеме.

Предмет контракта: поставка Товара А и Товара Б.

Стоимость за единицу (исчисляется и обосновывается на основании статьи 22 44-ФЗ):

  1. Товар А – 800 рублей
  2. Товар Б – 650 рублей

Начальная сумма цен единиц: (800 + 650) = 1 450 рублей

Максимальная стоимость контракта —  3 млн. руб. Эту сумму обосновывать не нужно, она определяется из объема выделяемых на закупку денежных средств и анализа прошлых периодов.

Размер обеспечения заявки – например, 0,5% (устанавливается от максимальной стоимости контракта).

3 000 000 х 0,5% = 15 тыс. руб. 

Размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) – например, 5% (вычисляется от максимальной стоимости контракта).

3 000 000 х 0,05 = 150 тыс. руб.

Победил поставщик с предложением – 1 300 руб.

Понижающий коэффициент 1300 : 1450 = 0,9.

Цена единицы Товара А – 800 х 0,9 = 720 руб.;

Цена единицы Товара Б – 650 х 0,9 = 585 руб. 

Контракт на 3 миллиона с единичными расценками:

Товар А – 720 рублей;

Товар Б – 585 рублей.

Положительные и отрицательные стороны

Безусловно, в таких закупках есть и плюсы, и минусы, а опытные поставщики уже понимают, о чем идет речь. Давайте начнем с преимуществ, тем более, что оно, на наш взгляд, всего одно. Это преимущество относится к заказчикам, так как при проведении торгов с неустановленным объемом, они получают возможность выбирать из списка те пункты, в которых есть необходимость. Проще говоря, если заказчику нужен только один товар из многочисленной спецификации, то он может заказывать его до тех пор, пока не закончатся бюджетные деньги. При этом другие товары так и останутся нетронутыми.

Это облегчает проблему использования дополнительных 10 процентов для закупок с известным объемом. То есть когда в закупке из спецификации уже полностью выбрана позиция по одной продукции, стороны вправе заключить дополнительное соглашение, на основании которого объем продукции, которая была исчерпана, можно увеличить, но не более чем на 10 процентов от заявленного в контракте объема по данному товару. Выходит так, что бюджет по контракту еще не израсходован, но использовать оставшиеся деньги в полной мере заказчик не может.

На этом преимущества мероприятий с неизвестным объемом заканчиваются. Перейдем к ключевым недостаткам таких процедур и вытекающим из этого проблемам.

  1. Невозможность проведения

Формально 44-й закон разрешает проводить закупки с неопределенным объемом в любых случаях приобретения ТРУ, однако есть ситуации, в которых невозможно осуществить такую процедуру. 

Пример № 1. Предмет контракта – ремонтные или строительные работы. В этом случае готовится подробная смета с указанием не только стоимости, но и объема строительных работ. Поэтому торги с неизвестным объемом провести в этом случае не получится.

Пример № 2. Максимальные значения единичных цен, особенно если ТРУ взяты из каталога, могут быть настолько незначительными (иногда даже меньше 0,001 рубля), что применять в отношении их какое-либо пропорциональное понижение не представляется возможным. А значит, что и провести торги с неизвестным объемом для товара, стоимость которого несущественна, тоже нельзя чисто технически.

  1. Отсутствие подрядчиков и коррупционные схемы

Организовывая закупку с неопределенным объемом, заказчик может запланировать и подготовить весьма обширную спецификацию и указать в ней очень много позиций. А это очень неудобно для исполнителя, который хотел бы заключить контракт. Потому что в этом случае он  должен быть готов по заказу другой стороны предоставить любую позицию из перечня. Это очень трудно реализовать на практике, так как фактически заказчик может заказывать только один товар из всего перечня.

«Свой» же поставщик имеет на складе только ту продукцию, которая действительно понадобится закупщику, так как заранее будет проинформирован об этом еще на этапе планирования торгов. «Обычные» участники попросту не станут участвовать в таком «проблемном» мероприятии, вследствие чего «нужный» исполнитель ограничит конкуренцию, а это запрещено контрактным законодательством.

  1. Невозможность снижения цены

Уменьшать стоимость приобретаемых ТРУ при выполнении договора с неустановленным объемом нельзя, потому что в контрактном законодательстве такая возможность не указана. Руководствуясь пп. «а» п.1 ч.1 ст.95, заказчик вправе заключить дополнительное соглашение к договору об уменьшении стоимости, только если иные условия по договору, включая и объем, останутся неизменными.

В торгах с неизвестным объемом объем не установлен в натуральном виде. Но данный объем можно вычислить, основываясь на информации из контракта о единичных ценах по каждому пункту перечня и исходя из максимальной стоимости контракта. Допустим, если стороны решат понизить единичные расценки, то объем всей продукции этого вида автоматически станет больше.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что уменьшение единичных цен, а также максимальной стоимости контракта в процедурах с неустановленным объемом не допускается. Не являются исключением и ситуации, когда данные единичные цены должны быть понижены (например, при перерегистрации допустимой к продаже стоимости изготовителем медицинского средства).

  1. Риск неисполнения

При осуществлении процедур с неопределенным объемом увеличивается вероятность неисполнения договора в полном объеме и остатка денежных средств. Казалось бы, ничего страшного здесь нет, но под углом бюджетного законодательства это характерно проявлением определенных сложностей из-за неосвоения полученных заказчиком денег. А в закупках с неопределенным объемом такой риск весьма велик.

  1. Проблемы структуры

Контрактное законодательство разделяет понятия извещения и закупочной документации. Каждому из них свойственно свое содержание и структура.

Извещение – это форма, подлежащая к публикации в Единой информационной системе (ЕИС). А к нему уже прилагаются файлы в электронном виде — документация о мероприятии.

С 2019 года законодательство обязало закупщиков при проведении торгов с неопределенным объемом указывать в извещении не только максимальное значение цены контракта и начальную сумму единичных расценок, но и максимальную стоимость каждого отдельного товара, работы или услуги, прописанных в спецификации. Хорошо будет если таких видов продукции в перечне немного, но бывают закупки с тысячами единиц, а это уже большие сложности (например, торги на техническое сопровождение или ремонт оборудования). В этом случае публикация извещения по строгим нормам контрактного законодательства станет непреодолимой задачей.

Заключение

Закупки с неопределенным объемом распространяются не только на поставки товара, но и на оказание услуг и выполнение работ. Мы приводили пример с лекарственными препаратами, когда заказчик не знает, сколько фактически потребуется лекарств на момент исполнения поставщиком контракта. Но точно так же заказчику не может быть известно, какое количество снега нужно будет убрать зимой или какие именно понадобятся запчасти для ремонта машин в его автопарке. И таких примеров можно привести массу (бензин, ремонт офисной техники, юридические услуги и т.д.).

Организовывая торги без известного объема, заказчик должен будет устанавливать 3 вида цен:

1.      НМЦК – это максимальная цена всей закупки, то есть это те деньги, которые выделены из бюджета на данную процедуру, и выходить за пределы этой суммы нельзя.

2.      Цена по каждому пункту сметы, то есть каждая позиция в документе будет иметь свою конкретную сумму. И таких пунктов в спецификации может быть от нескольких десятков до тысяч. Каждая сумма формируется на основании методов, изложенных в контрактном законодательстве и характерных также для «обычных» процедур (ч.1 ст.22 44-ФЗ). Заказчик обосновывает только единичные расценки по каждой позиции, а остальные суммы обосновывать не нужно.

3.      Начальная сумма расценок всех позиций — она рассчитывается путем сложения всех единичных стоимостей. Именно эта сумма подлежит понижению участниками торгов, а не НМЦК. Если участник на 25% и более занизит эту сумму, то заказчик вправе применить к нему антидемпинговые меры в порядке, характерном для «обычных» процедур.

Все эти суммы заказчик указывает в извещении, которое размещает в ЕИС.

В процедурах, где объем известен заранее, максимальное значение закупки и сумма единичных стоимостей полностью идентичны. А для закупок без конкретного объема эти показатели не совпадают.

Большим минусом для поставщиков является то, что заказчики вправе по мере необходимости заказывать какую-нибудь определенную позицию из спецификации, не трогая при этом остальные товары. То есть поставщик должен всегда иметь в наличии и быть готовым предоставить необходимую продукцию, а по факту она может не пригодиться.

В закупках с неопределенным объемом работает коэффициент снижения, который находится путем деления суммы единиц товаров, предложенной победителем, на сумму единиц из документации заказчика и умножается на единичную расценку товара.

Вот тезисно те моменты, о которых должны знать поставщики, участвуя в торгах с неустановленным объемом.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.