Тендерные маркетплейсы: плюсы и минусы

Участнику закупок
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Тендерные маркетплейсы – это электронные площадки, на которых проводятся закупки товаров, работ и услуг малого объема по п.4, п.5 п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ, поэтому их еще называют магазинами закупок малого объема (ЗМО). По своей структуре - это витрина с товарами, которые размещают поставщики, а заказчики заходят на площадки и могут эти товары приобрести в упрощенной форме и без бюрократических проволочек.

Что такое тендерные маркетплейсы?

Тендерные маркетплейсы (ТМ) – это электронные площадки, на которых проводятся закупки товаров, работ и услуг малого объема по п.4, п.5 п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ, поэтому их еще называют магазинами закупок малого объема (ЗМО).

  • По п.4 и п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ закупки проводятся до 600 тыс. руб.
  • По п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ – это лекарственные средства до 1,5 млн руб.

Очень часто такие закупки путают с так называемыми «закупками с полки», которые проводятся по ч.12 ст.93 на сумму до 3-х млн руб. и там другая специфика, поэтому к тендерным маркетплейсам они никак не относятся. Они проводятся на «федеральных» ЭТП по совершенно другому алгоритму.

На тендерных маркетплейсах (площадках) закупаются не только заказчики по 44-ФЗ, но и заказчики по 223-ФЗ, коммерческие заказчики.

Согласно ч.15 ст.4 223-ФЗ к малым закупкам относятся закупки до 100 тыс. руб. и до 500 тыс. руб. (при условии, что годовая прибыль заказчика – более 5 млрд руб.

В Положении о закупке по 223-ФЗ можно посмотреть, какие процедуры проводятся для единственного поставщика, и какие проводятся с помощью маркетплейсов.

Если сравнивать тендерные маркетплейсы, например, с Wildberries или Ozon, то принцип у них похож – это витрина с товарами, которые размещают поставщики, а заказчики заходят на площадки и могут эти товары приобрести в упрощенной форме и без бюрократических проволочек.

Требуются ли специалисты по тендерным маркетплейсам и какие у них обязанности?

Если говорить о вакансии, например, «тендер-менеджер по работе с тендерными маркетплейсами», то в чистом виде вы, скорее всего, ее не найдете. А если посмотреть на должностные инструкции специалистов, то работа с магазинами закупок малого объема часто прописана. Наряду с обычными конкурсами, аукционами, запросами котировок специалист также должен уметь работать на площадках, где проводятся закупки малого объема.

Виды тендерных маркетплейсов

Федеральные маркетплейсы

ЕАТ «Березка» — с использованием данного ресурса заказчики вправе с 1 июля 2018 г. осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п.4, 5, 28 ч.1 ст.93 44-ФЗ. С 1 ноября осуществлялись закупки канцелярских товаров. С 1 марта 2019 г. стали закупать различные ТРУ.

Региональные маркетплейсы

Это площадки на уровне округов, областей, городов:

  • РТС-тендер маркет;
  • OTC MARKET;
  • Портал Поставщиков Московской области;
  • Электронный магазин Московской области и др.

На этих площадках сосредоточены закупки по регионам, и их там достаточно много.

Корпоративные маркетплейсы

  • РТС-тендер маркет;
  • OTC MARKET;
  • Корпоративный интернет-магазин ПАО «Интер РАО»;
  • Торговый Портал ЭТП ГПБ и др.

Например, на этих площадках проводят небольшие процедуры «РЖД», «Росатом» и т.д.

Заходите, смотрите… В некотором смысле это недооцененный инструмент, потому что многие сразу смотрят в сторону участия по 44-ФЗ, самые смелые – по 223-ФЗ, отчаянные – идут сразу в гособоронзаказ. А от тендерных маркетплейсов внимание уходит.

Плюсы ТМ

  1. Легкий вход.
  2. Простая схема взаимодействия с заказчиками.
  3. Короткие сроки проведения закупок.
  4. ЗМО подходят для ИП и небольших компаний.
  5. Нет аукционов на понижение цены.
  6. Быстрое заключение контракта в течение нескольких дней после закрытия закупки.
  7. Расширение клиентской базы.
  8. Один этап выбора поставщика.
  9. Минимальный пакет документов для подачи заявки.
  10. Для участия в малой закупке достаточно зарегистрировать компанию на площадке и добавить товары на витрину. В этот же день вы уже можете откликаться на закупки без ограничений по количеству контрактов.
  11. Можно быстро заключить несколько контрактов вместо долгой борьбы за один тендер.
  12. При уклонении от подписания контракта сведения о победителе не включат в РНП. На некоторых площадках есть блокировка участника на некоторый период, но это не РНП. В случае с ЕАТ Березка можно потерять до 10% от стартовой цены закупки.
  13. Обеспечение исполнения контракта не требуется. В некоторых случаях есть депозит, который возвращается. И на некоторых площадках есть небольшая плата с победителя.

Минусы ТМ

  1. Для участия в малых закупках нужно иметь КЭП, подтвержденную учетную запись на «Госуслугах», регистрацию в ЕИС.
  2. Для участия в малых закупках нужно разместить информацию о ТРУ – «заполнить витрину». Если у вас есть интернет-магазин, то можно по API залить эту информацию на площадку. Если у вас просто есть прайс-лист с номенклатурой товаров, то приходится в ручном режиме эту витрину наполнять.
  3. В некоторых случаях нужен обеспечительный дипозит. Например, на ЕАТ Березка – это 5% от проводимой закупки. Эта сумма должна быть на вашем лицевом счете площадке, иначе откликнуться на предложение не сможете. Поставщик-победитель платит комиссионный сбор 1-1,2% от стартовой цены заявки.
  4. Информация о закупках не размещается в ЕИС. Закупки нужно искать на каждой площадке отдельно, либо пользоваться платными агрегаторами. Причем не все платные агрегаторы собирают информацию со всех маркетплейсов. В любом случае приходится просматривать в ручном режиме, а это отнимает много времени.
  5. Реестр для контрактов, заключенных на основании п.4,5 ч.1 ст.93 44-ФЗ ведется в ЕАТ Березка.
  6. В ЗМО не могут принимать участие физические лица (ч.9 Распоряжения Правительства от 28 апреля 2018 № 824-р (ЕАТ Березка)).
  7. Не всегда лучшая цена является гарантией победы. Заказчик может отказаться от заключения контракта с победителем. Никаких санкций по отношению к заказчику не будет. На некоторых площадках заказчик может быть заблокирован на некоторое время, если отказался от нескольких договоров подряд.
  8. Короткие процедуры: 2 часа, 24 часа. За это время не всегда можно быстро найти закупку, просчитать и поучаствовать в ней.
  9. Не всегда можно увидеть, кто победил в закупке.
  10. Для работы на площадке нужен отдельный сотрудник. Совмещать участие в тендерах и ЗМО одному сотруднику бывает крайне сложно. Есть масса компаний, которые отошли от «классического» участия в закупках, и зарабатывают только на маркетплейсах.
  11. На каждой площадке есть собственный регламент, и правила могут отличаться. Некоторые участники из-за этого отказываются от ЗМО, потому что нужно зайти на каждую площадку и изучить ее регламент. А в 44-ФЗ правила общие для всех.

Некоторые компании не относятся к площадкам ЗМО серьезно, поэтому здесь минимальная конкуренция. Маркетплейсы имеют особую специфику, поэтому здесь нужно полностью перестраивать систему участия или сажать отдельных специалистов на это направление. Что касается многообразия регламентов, то специалиста, который привык работать с документами, это не пугает.

Чем тендерные маркетплейсы отличаются от «закупок с полки»?

Некоторые участники ошибочно считают, что закупки по п.4, 5 и 28 ч.1 ст.93 – это 3 разных вида закупок. На самом деле, это одни и те же закупки, они регламентированы статьей 93 44-ФЗ – закупки у единственного поставщика. Мы говорим отдельно про часть 12, потому что там несколько другой алгоритм: заказчики проводят эти закупки с помощью 8-ми «федеральных» площадок, а не на Березке или Портале поставщиков Московской области и т.д.

Вы заранее формируете свою полку, указываете предложение, какой товар и по какой цене готовы поставить и, по сути, никакого участия в этой процедуре дальше не принимаете. Т.е. вы размещаете свое предложение, оно месяц висит на площадке, и если заказчик выкладывает извещение, то оператор собирает информацию обо всех предложениях по этой процедуре и отправляет ее заказчику. Либо оператор отправляет информацию, что предложений по этой закупке нет.

А по пунктам 4 и 5 работают другие алгоритмы проведения закупок. Они проводятся не на «федеральных» площадках. И для этих закупок у едпоставщика установлены лимиты – до 600 тысяч руб. (а по части 12 – до 3 млн руб.). И есть еще ограничения по СГОЗ, поэтому все учитывается в совокупности, и заказчик принимает решение, по какому пункту ч.1 ст.93 проводить процедуру.

Еще одно отличие: по пунктам 4 и 5 – это могут быть товары, работы или услуги, а по пункту 12 – только товар.

Есть ли на таких площадках вероятность сговора заказчика с определенным поставщиком?

Здесь речь идет не о сговоре, а заказчик заранее информирует поставщика, у которого хотел бы приобрести товар, работу или услугу. Например, на ЕАТ Березка заказчик может провести короткую 2-часовую процедуру, и есть вероятность, что другие участники там просто не появятся.

Мы общаемся с заказчиками и знаем, что у них есть «белые» и «черные» списки поставщиков. Естественно, они хотят работать с уже проверенными поставщиками, с которыми уже работали.

Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Телеграм-чат
Тема тендерных маркетплейсов очень обширна, мы лишь затронули базовые аспекты. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье или в нашем Телеграм-чате. В чате состоят опытные поставщики и представители заказчиков, которые охотно делятся своим опытом.

 

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.