Тему, которую мы раскроем в данной статье, нельзя назвать сложной. Однако, от этого менее важной она не становится. Не все знают, что такое редукцион, ведь этого термина нет в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рассмотрим особенности данной процедуры, виды и порядок ее проведения.
Понятие редукциона в закупках
Каждый человек, даже не связанный с госзакупками, в той или иной мере знает, что такое аукцион. Эта процедура часто встречается нам на экранах телевизора и на страницах литературных произведений. Некоторое количество людей находится в специальном помещении, в руках у них таблички с номерами. За трибуной стоит ведущий, который выкрикивает наименование лота в ожидании предложения лучшей цены. Участники процесса, поочередно поднимая таблички, показывают, что готовы поднять цену на заранее оговоренную сумму (шаг аукциона). Ведущий считает до трех, и после слов «продано» (а также обязательного удара молотком о поверхность трибуны) лот отходит последнему участнику, предложившему самую высокую цену. Это и есть аукцион.
Схема повышения цены описана в ст.447 Гражданского кодекса РФ. Но 44-ФЗ понимает под аукционом процедуру, при которой сведения о закупке сообщаются заказчиком неограниченному кругу лиц посредством направления и размещения извещения и документации о закупке на сайте Единой информационной системы (zakupki.gov.ru). При этом к участникам предъявляются единые и дополнительные требования. Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. По сути, этот процесс называется редукционом.
Виды редукциона
Редукцион – вид закупки, при которой победителем признается тот, кто предложит наименьшую цену. Названный вид торгов делится на две категории:
Открытый – когда информация о проведении сообщается заказчиком неограниченному количеству лиц;
Закрытый – поучаствовать могут не все поставщики, а только те, которые получили от заказчика приглашение на участие.
По способу проведения редукцион бывает:
В электронной форме – это значит, что все этапы данного вида закупки будут проводиться на электронной торговой площадке (ЭТП).
Порядок проведения открытого редукциона в электронной форме:
- Принять участие вправе лица, зарегистрированные на сайте ЕИС, аккредитованные на ЭТП, имеющие усиленную электронную подпись;
- Проводится на ЭТП в сроки, указанные в извещении. Извещение должно быть доступно всем участникам не менее чем за 5 дней до конца приема предложений. Указываются реквизиты заказчика, описание объекта закупки, начальная цена, сроки принятия заявок и проведения торгов;
- Заявки, поданные участниками, должны соответствовать требованиям закупочной документации. Обязательным требованием является согласие на условия будущего договора. В противном случае заказчик имеет право отклонить заявку;
- После подачи предложений заказчик рассматривает и оценивает заявки на соответствие. Торги признаются несостоявшимися, если была подана только одна заявка. Побеждает единственный участник, если его заявка соответствует требованиям закупочной документации;
- Проводится путем понижения цены контракта;
- Стоимость закупки понижается на «шаг», значения которого составляют от 0,5% до 5% от НМЦК);
- Предложение можно подать независимо от «шага», если соблюдены требования ч. 9 ст.68 44-ФЗ;
- Предложения о цене должны подаваться в строго установленные сроки согласно ч.11 ст.68 44-ФЗ;
- Оператором ЭТП будут отклонены предложения о цене, не соответствующие требованиям ст.68 44-ФЗ;
- Протокол проведения размещается на ЭТП в сроки, предусмотренные ч.18 ст.68, 44-ФЗ;
- В конце заказчиком формируется итоговый протокол для заключения договора с победителем. Указывается хронометраж торгов, наименование всех участников, победитель и его цена. Размещается на ЭТП.
- Если победивший участник отказывается от контракта, то заказчик вправе заключить его с лицом, занявшим второе место.
«Вживую» — участники собираются в заранее указанном месте. Им выдаются номера, с помощью которых они будут вносить окончательные ценовые предложения. Когда процедура начинается, участники предлагают цену, поднимая таблички. Побеждает последний человек, предложивший самую низкую цену.
По степени сложности редукцион бывает усложненный и базовый.
Схема усложненного редукциона:
Публикация – прием заявок – рассмотрение первых частей заявок – торги – рассмотрение вторых частей заявок – объявление результатов.
Схема базового редукциона:
Публикация – прием заявок – рассмотрение – торги – объявление результатов.
Как мы видим из схем при базовой разновидности перед проведением торгов рассмотрение первых и вторых частей заявок происходит одновременно.
Обеспечение заявок при редукционе
Участник заранее должен побеспокоиться о сумме, необходимой для обеспечения заявки, на своем спецсчете (с 01.10.2018 г. нужно обязательно иметь такой счет для участия в госзакупках);
Денежная сумма блокируется на спецсчете банком, а после прохождения мероприятия средства возвращаются участникам путем разблокирования в течение не более чем одного рабочего дня в соответствии с ч.8 ст.44 44-ФЗ.
Отличие редукциона от аукциона
Из сказанного мы можем сделать вывод об отличии редукциона от аукциона. Попросту говоря, аукцион – это торги на повышение цены, а редукцион – на понижение. Но в 44-ФЗ принят термин «аукцион», который принято проводить на понижение. На самом же деле заказчики проводят редукционы.
Заказчикам, которые организовывают закупки по 223-ФЗ, разрешено использовать нестандартные способы закупки, т.е. можно применять редукцион. Проводя редукцион по 223-ФЗ, заказчики обязаны включить его в Положение о закупках.
Схема проведения аукциона и редукциона очень похожа, но второй термин не закреплен в ст. 447-449 ГК РФ, а следовательно, не является торгами. К заказчику нет строгих требований о размещении извещения и принятии заявок. Предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также заказчик не обязан заключать контракт с победителем, если это указано в закупочной документации. Он регулируется только правилами, прописанными в положении о закупках. Если в покупке товаров и услуг нет необходимости, то договор не оформляется.
Практика проведения редукциона
Статистика показывает, что торги на понижение проводятся намного реже, чем на повышение. Количество редукционов на сайте ЕИС проводилось в 15 раз меньше, чем аукционов. А самая высокая цена редукциона была мизерной по сравнению с самой высокой ценой аукциона.
Заказчик вправе не составлять закупочную документацию. Всю полагающуюся информацию он указывает в извещении.
Данный вид торгов выбирают, когда предлагаемая цена становится главным условием при определении поставщика. Рационально проводить редукцион при покупке большой партии товара с однотипными характеристиками.
Преимущества торгов на понижение цены
Редукцион можно назвать очень выгодным мероприятием, потому что обеспечиваются гарантии, что торги пройдут без нарушений (в отличие других способов закупки и на других площадках). Такие закупки отличаются соревновательным духом между участниками. В основном заказчики предлагают выгодные условия, касающиеся доставки, дают гарантию на долгий срок. Часто такие условия делают проведение торгов более эффективными. Также следует отметить, что для участия в них нужно иметь определенные знания и навыки, чтобы не допустить ошибок.
Конечная стоимость зависит от того, сколько участников подали заявки. В ходе мероприятия заказчики изучают различные данные, чтобы понизить цену товара. Такие условия влияют на размер его дохода. Участники в свою очередь стараются перекрыть расходы. При изменении условий по сделке, меняется цена заявки. Но в таких случаях заказчики получат низкую прибыль.