Раздельный учет по гособоронзаказу: что это такое и как его вести?

Участнику закупок

Исполнение обязательств в рамках гособоронзаказа требует от поставщиков ведение раздельного учета по каждому контракту. Законотворцами разработана нормативная документация, которая разъясняет особенности такого учета, этапы организации, кто должен вести.

В 2021 году начали действовать новые правила фиксации затрат по гособоронзаказу, согласно которым исполнители ГОЗ должны открывать счета в территориальном органе Федерального казначейства, а это значит, что ведомство осуществляет контроль за расходованием целевых средств. С 09 февраля 2021 г. вступил в силу Приказ Минфина № 334н с актуальной инструкцией по осуществлению раздельного учета по контрактам гособоронзаказа.

Понятие  гособоронзаказа

Министерство обороны для закрытия своих нужд подключает к исполнению контрактов коммерческие компании, поэтому бизнесу знакомо понятие «гособоронзаказа» (ГОЗ).

Не стоит путать традиционные госзакупки и гособоронзаказ – это разные процедуры.

В государственных закупках заказчиками являются бюджетные организации, процедура проходит в соответствии с 44-ФЗ, предусмотрена конкурентная форма размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, если у заказчика есть в них потребность, и для того, чтобы эту потребность закрыть.

Инициатором гособоронзаказа является Правительство РФ, объектом таких контрактов становится закрытие федеральных нужд на товары, работы или услуги в целях обеспечения государственной обороны.

В широком понимании термин «гособоронзаказ» предполагает не только приобретение военной техники, оружия и др., но и, например, организацию питания для военнослужащих. То есть все контракты, которые покрывают нужды армии, можно причислить к гособоронзаказу.

Проводить закупки в рамках ГОЗ может не только Министерство обороны РФ, но и такие крупные игроки, как «Росатом» или «Роскосмос». Деньги на реализацию таких контрактов выделяются их федерального бюджета. Заблаговременное закладывание средств на закупки ГОЗ происходит на основании стратегий развития ВС России. Денежные средства, которые идут на проведение закупок, находятся под контролем Правительства, Минобороны, банковского сопровождения.

При проведении мероприятий для ГОЗ заказчики должны руководствоваться Гражданским кодексом, НПА федерального уровня, а также приказами различных госструктур — Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС.

Однако на первом месте среди всех нормативных документов стоит 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г.

Закон № 275-ФЗ

Закон 275-ФЗ регламентирует сотрудничество участников гособоронзаказа, порядок контроля таких мероприятий, отражает этапы проектирования, размещения, выполнения контрактных обязательств.

В первую очередь необходимо понимать, кто может участвовать в ГОЗ. В законе говорится о юридическом лице, которое зарегистрировано согласно законодательству РФ и с которым заказчик заключает контракт в рамках ГОЗ – это головной исполнитель. Также в нормативе встречаем понятие «исполнитель ГОЗ» — он входит в состав кооперации, которую формирует головной исполнитель для выполнения ГОЗ. Кооперация – это объединение участников, которые собраны для выполнения контракта.

Для головных исполнителей и участников объединений прописаны свои обязанности. Так, головной исполнитель должен:

— заранее определиться с участниками коопераций (подобрать исполнителей);

— подготовить обоснование по участию для каждого члена объединения;

— определиться с ответственным банком;

— предоставить госзаказчикам возможность контролировать исполнение обязательств;

— обосновать цены по контракту.

Ключевым фактором является соответствие продукции или услуги условиям и требованиям, изложенным в тексте договора.

По требованию заказчика поставщик обязан будет подать сведения о каждом своем субподрядчике, которого он подключил к работам по контракту. Предоставить такую информацию необходимо в течение 5 рабочих дней.

Помимо этого, компании ежемесячно направляют по запросу отчеты и документацию о расходах в Министерство обороны. Одним из важнейших условий участия в ГОЗ является персональная фиксация затрат (более общепринятое понятие  — «раздельный учет»).

Важный момент! Предприятия, на базе которых открыты военные представительства Министерства обороны, должны подавать сведения об исполнении ГОЗ.

Согласно Постановлению № 47 от 19 января 1998 г. отчет о выполнении контрактных обязательств направляется до 10 числа следующего месяца, до которого были выполнены работы. Компании без военных представительств направляют отчетную информацию по запросу Министерства обороны.

Отчет формируется по следующим правилам:

  1. Готовится персонально по каждому контракту.
  2. Указывается временной промежуток со дня заключения договора до даты формирования отчета.
  3. Форма составляется по нарастающему принципу. Предприятие описывает всю хозяйственную деятельность, каждое движение финансовых средств, взаиморасчеты, фактические расходы и итог затрат.
  4. Отчет подается вплоть до исполнения обязательств.
  5. Стоимостные значения указываются в рублях и копейках, а проценты — до десятых долей.

Как вести раздельный учет в 2021 году?

Министерство финансов выпустило Приказ №334н от 30 декабря 2020 года, в котором обновлен алгоритм ведения персонального учета по ГОЗ в 2021 году. Основные положения привели в соответствие с 385-ФЗ о бюджете на 2021 год и 2022-2023 плановый срок. Финансирование, которые организации получают на выполнение контракта, должно быть отражено в учете по следующим позициям:

— поступление денежных средств;

— затраты;

— активы (права на собственность, основные средства, нематериальные активы, финансы, дебиторская задолженность);

— обязательства (кредиторская задолженность);

— иные статьи расходов.

В бухгалтерии предприятий персональные отчеты формируются по каждому контракту, договору о капитальных вложениях или осуществлении капитального ремонта, соглашению, договору по гособоронзаказу. При создании раздельного учета компании основываются на положениях из Приказа Минфина № 334н и собственном внутреннем распорядке.

Общие правила прописаны Минфином в Приказе № 255 от 25 декабря 2019 г. Каких-либо существенных изменений по осуществлению раздельного учета не наблюдается, законодатели обновили часть пунктов старого Приказа № 4н.

В Постановлении № 47 дается инструкция по ведению учета в рамках ГОЗ на 2021 год:

  • Финансирование направляется на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ. Денежные средства поступают из субсидий и субсидиарных грантов, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы ООО и т.д.
  • Персональный учет предусмотрен не только по доходам, но и по затратам, активам, обязательствам.
  • Анализ ведется по расходам, исходя из внутренней учетной политики предприятия.
  • Понесенные траты делятся на группы в аналитических регистрах — карточке затрат по фактическим расходам, ведомости затрат и т.д.
  • Затраты по сметам входят в себестоимость по базе распределения установленного значения и распределяются пропорционально этапам выполнения контрактных обязательств.
  • Хозяйственная деятельность фиксируется на основании первичной и сводной документации. В этих бумагах прописывают главные учетные реквизиты и идентификационный номер договора. При приемке продукции готовят приходные ордера и другие акты приемки материальных ценностей.
  • В отношении каждой позиции указывается информация о формировании цены.
  • Получатель денежных средств за исполнение обязательств должен проходить проверку Федерального казначейства.
  • Закупщик в обязательном порядке отчитывается в территориальное ведомство ФК о том, что контракт исполнен.

Документальным подтверждением того, что раздельный учет по ГОЗ осуществляется, будут:

  • бухгалтерская справка формата ОКУД 0504833 (установлена Минфином в Приказе № 52н от 30 марта 2015 г.);
  • определение понесенных затрат по накладным (Приложение №1 к Приказу № 255н);
  • формирование цены – декларация о фактических расходах (Приложение № 2 к Приказу № 255н).

Подписать расходную декларацию должен руководитель получателя финансовых средств или иное должностное лицо. На документе ставится дата составления, а также указывается ФИО и должность составителя. В дополнение к этим бумагам прикладываются дубликаты первичной (сводной) документации по учету.

Важный момент! Не нужно подавать подтверждающие документы (либо их дубликаты), если до этого они были направлены в Федеральное Казначейство.

Проверка ФК складывается из нескольких этапов: поставщик подает необходимые бумаги и выписку из реестра сводного бухучета. Как только проверка подойдет к концу, получатель должен передать в Казначейство заверенную расходную декларацию. Она направляется вместе с документами на оплату. Данная мера помогает контролировать освоение бюджетных средств.

Кто должен осуществлять персональную фиксацию доходов и расходов по гособоронзаказу?

Раздельный учет в рамках гособоронзаказа должны вести следующие лица на основании 275-ФЗ:

  • головные исполнители – юрлица, которые подписывают с заказчиком контракт на исполнение ГОЗ (пп.18 п.1 ст.8 275-ФЗ);
  • исполнители – участники, являющиеся членами кооперации головного подрядчика, и заключившие договор с головным подрядчиком или подрядчиком (пп.16 п.2 ст.8).

275-ФЗ обязывает названных выше участников осуществлять персональный учет по части финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

Зачем нужно вести раздельный учет по ГОЗ?

Во-первых, мероприятия по гособоронзаказу проводятся на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для поддержания обороны и безопасности страны, а также регламентируется участие в таких контрактах зарубежных участников военно-технической направленности.

Во-вторых, принимать участие в ГОЗ могут только те участники, у которых открыт специальный счет в ТОФК, то есть инициируется казначейский контроль. Также соблюдаются следующие моменты:

  1. Учет расходов ведется с формированием иных аналитических документов для качественного наблюдения за расходованием бюджетных средств.
  2. Себестоимость единицы товара по гособоронзаказу рассчитывается на основании статьи расходов (Приложение № 1 к инструкции по расчету состава расходов, разработанной Минпромэнерго в Приказе № 200 от 23 августа 2006 г.).
  3. Перечень затрат по производственной и хозяйственной части формируется с опорой на общепринятые номенклатуры, которые приводятся в Приложениях № 5 и № 6 к Приказу № 200 Минпромэнерго.
  4. Во внимание берутся и другие факторы расчетов и определений, которые прописаны в положениях госконтрактов и нормативах, действующих по части ГОЗ.

Таким образом, подробное документальное ведение финансовых поступлений и расходов позволяет подрядчикам гособоронзаказа держать заказчиков в курсе исполнения обязательств, а также подтверждать фактические расходы на исполнение обязательств.

Организация раздельного учета по гособоронзаказам

Ввиду того что в соответствии с законодательством исполнители обязаны формировать аналитический учет по ГОЗ, им приходится организовывать соответствующую деятельность по счетам бухучета:

  • 20 «Основное производство» — контролируются прямые расходы по ГОЗ;
  • 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — контролируются дополнительные траты, вытекающие из мероприятий ГОЗ;
  • 90 «Выручка» и другие значения (44, 91 и другие.).

Детализировать фиксацию учета можно посредством субсчетов 1-го и 2-го порядка:

  • с помощью аналитических счетов 1-го порядка разграничиваются расходы по каждому конкретному контракту (для этих целей контракту можно задать персональный идентификатор, состоящий из ряда символов);
  • с помощью аналитических счетов 2-го порядка отделяют траты в отношении каждого контракта по видам (согласно установленной номенклатуре для определенного ГОЗ: МПЗ, зарплата и др.).

Например, подготовленный по названной инструкции субсчет к счету 20 может выглядеть следующим образом: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000036000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Алгоритм осуществления персонального учета по ГОЗ:

  • все понесенные напрямую расходы фиксируются по дебету № 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопившиеся на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительному порядку уходят в дебет сч. 20 (при условии, что данный вариант контроля затрат используется во внутренней политике учреждения);
  • для каждого договора формируются дополнительные затраты по формулам и уравнениям, характерным для учетной деятельности (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», установленная Минфином в Приказе № 106н от 06 октября 2008 г.).

Подрядчикам гособоронзаказа следует помнить про характер общехозяйственных и производственных расходов. В соответствии с приказом № 200 к таким затратам относятся:

  • износ и устаревание ОС и НМА, касающихся деятельности и управления, а также их ремонт и обслуживание;
  • содержание управленческого аппарата и остальных сотрудников;
  • осуществление рабочих действий внутри компании (транспортировка товаров, испытания по части проверки технического процесса);
  • изобретательство и инновационные решения;
  • охрана труда и содержание пожарной службы;
  • другие общепроизводственные и управленческие затраты (оплата аренды за использование цехового оборудования, имущества управленческого характера и т.д.).

В названном перечне не указаны привычные для бизнеса статьи расходов, такие как:

  • затраты на добровольное пенсионное и медицинское страхование;
  • издержки на продвижение продукта (рекламу) и представительские расходы;
  • расходы на сувенирные изделия, организацию собраний, заседаний, лекций и т.д.

По каждой конкретной ситуации учета расходов необходимо руководствоваться подготовленными сметами и исчислениями, а появляющиеся обоснованные отказы согласовывать со второй стороной.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

В программе «1С» можно в автоматическом режиме вести некоторые этапы учетной деятельности, включая и персональный учет по контрактам ГОЗ.

Для настройки автоматического учета по гособоронзаказу следует задать необходимые значения системы, основываясь на установленных методах и способах и внутренней организации предприятия.

Инструкция, как настроить систему «1С» компетентно:

  • распишите согласно учетному регламенту названия непосредственных и дополнительных затрат;
  • добавьте названные списки расходов в систему для автоматического разграничения трат с 26-го на 20-й счет;
  • определите в учетном регламенте и укажите в программе метод разделения расходов (пропорционально зарплате основных рабочих, количеству подготовленного товара, сметной себестоимости и др.);
  • задайте другие параметры «1С» согласно действующего учетного регламента.

Установка критериев в каждой конкретной программе «1С» будет зависеть от версии системы, здесь нет универсального разработанного алгоритма действий. Можно добавлять необходимые значения в структуру программы — например, на основании функциональных возможностей системы «1С:Предприятие 8» разработчиками «1С» предлагается прикладной вариант 1С:275ФЗ, позволяющий поддерживать реализацию оплаты в порядке, установленном законодательством по ГОЗ (275-ФЗ).

Задать необходимые свойства для определенной версии «1С» можно совместно со специалистами платформы и сотрудниками бухгалтерского отдела, осуществляющих учет и компетентных в области нормативных правовых документов и знающих особенности учетной политики предприятия.

Когда учет не нужен?

В пункте 4 Постановления Правительства № 47, где приведены правила осуществления аналитического учета денежных поступлений и затрат, говорится, что подрядчики должны вести такой контроль бюджетных средств, даже если по контракту не предусмотрено казначейское сопровождение.

Однако существует исключение: нормы Постановления № 47 не действуют, если получателю бюджетных средств направлены деньги из федерального бюджета, и в отношении них применяется казначейское сопровождение.

Резюме

Раздельный учет в рамках гособоронзаказа необходим для того, чтобы исполнитель мог отчитываться перед закупщиками о статьях расходов и предоставлять информацию по запросу проверяющих ведомств. Кроме этого, данная мера позволяет  обосновать расходование целевых финансовых средств. Для этого нужно начать осуществлять подробную аналитическую фиксацию затраченных денег, а также определить и отразить в учетном регламенте методы персонального учета.

И в заключение предлагаем вам ознакомиться с 9 этапами, которые ведут к идеальному раздельному учету:

  1. Организуйте учетную политику и отразите в ней принцип ведения раздельного учета в рамках гособоронзаказа.
  2. Издайте приказы об открытии заказов.
  3. Подготовьте первичную документацию и укажите объект калькуляции.
  4. В пропорциональном соотношении спишите на себестоимость производственные, хозяйственные и коммерческие издержки.
  5. Сформируйте себестоимость по объекту раздельного учета.
  6. Факт закрытия мероприятия ГОЗ (порядок фиксации закрытия заказа и момента запрета списания издержек).
  7. Ведите персональный учет движения ресурсов (финансов, движения товарно-материальных ценностей на складе и в производстве и др.).
  8. Создайте отчетную калькуляцию до самого конца срока исполнения обязательств (момент формирования отчетной калькуляции утверждается в нормативе: до конца месяца, в котором заказ был закрыт; до конца планового срока и т.д.).
  9. Подготовьте отчет о выполнении гособоронзаказа.

Раздельный учет выгоден самим исполнителям, так как позволяет предусмотреть различные виды рисков и своевременно отреагировать на них, не доводя ситуацию до отрицательной развязки.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.