В каких случаях для исполнения госконтракта привлекают соисполнителей?

Участнику закупок

В госконтракте по 44-ФЗ заказчик может прописать требование о полном или частичном выполнении контракта силами соисполнителей – представителями СМП или СОНКО, если сам основной исполнитель к этой категории не относится.

В некоторых случаях инициатором привлечения может стать сам исполнитель. В этом случае он направляет письмо заказчику с письменным обоснованием такой необходимости и просьбой о согласовании.

Условия для привлечения соисполнителей по 44-ФЗ

Когда компания может выполнить госконтракт силами третьих лиц, т.е. привлечь соисполнителей? Должны совпасть 3 критерия:

  1. Компания (главный исполнитель) не относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).
  2. Заказчик в извещении прописал требование о необходимости задействовать соисполнителей (ч.5 ст.30 44-ФЗ).
  3. Соисполнитель является представителем СМП или относится к СОНКО.

Привлечение соисполнителя победитель закупки должен согласовывать с заказчиком

.У заказчика есть обязанность проводить определенное количество закупок для СМП и СОНКО в год: в 2022 году — это 25% от общего числа проводимых заказчиком процедур. Согласно ч.6 ст.30 44-ФЗ заказчик вправе учитывать контракты с привлечением соисполнителей при составлении отчетов как выполнение лимитов по разыгрываемым госконтрактам среди малого бизнеса и СОНКО.

Таким образом, закупающая организация вправе обязать исполнителя, который не относится к СМП или СОНКО, привлечь для исполнения контракта по 44-ФЗ соисполнителей из этой категории. Условия такой модели работы заранее прописывается в тендерной документации и извещении.

Когда задействуются соисполнители?

Разберем случаи, когда главный исполнитель может подключить третью сторону для выполнения работ по госконтракту:

  1. Заказчик прописал данную возможность в тендерной документации, а у поставщика нет ресурсов для полного исполнения условий по договору.
  2. В процессе согласования заказчик предусматривает возможность подключения к работам соисполнителей, если основной исполнитель такую возможность обосновал.
  3. Для выполнения работ или услуг по договору не нужны лицензии и спецквалификации, а выполняемые силами соисполнителей работы или услуги по объему не превышают 75% от изначально заявленного объема по контракту.
  4. Соисполнитель берет на себя ответственность за выполнение условий, указанных в закупочной документации. Например, соисполнитель наравне с главным исполнителем должен открыть спецсчет по требованию Федерального Казначейства и не претендовать на авансирование, если работы или услуги осуществляются в рамках гособоронзаказа (ГОЗ).

Запрет на привлечение

15 мая 2017 года заработало Постановление Правительства РФ № 570, которое устанавливает случаи, ограничивающие задействование третьих лиц. В списке – работы, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно, без задействования сторонних организаций: строительная и изыскательная деятельность, подготовительные работы, обустройство сетей газоснабжения, фасадные и внутренние работы, благоустройство, защита территории и т.д.

Помимо этого закупающая организация вправе применить запрет на привлечение третьих сторон без обоснования своей позиции.

Исходя из положений контрактного законодательства, объем самостоятельно выполненных обязательств главным исполнителем должен быть более 25%. Если данный показатель – ниже, то заказчик может не согласовать подключение соисполнителей по договору.

Порядок привлечения

Согласно Постановлению Правительства РФ № 775 от 2013 г. «Об установлении начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупки товара, работы и услуги….», исполнитель обязан подавать заказчику сведения обо всех организациях, которых он привлекает на субподряд и подписывает с ними договор, стоимость которого превышает 10% от цены основного контракта по закупке (ч.23 ст.34 44-ФЗ).

По данному Постановлению задействование третьих сторон нужно утверждать с закупающей организацией, если стоимость государственного контракта федерального значения — более 1 млрд. руб., муниципального – более 100 млн. руб. Контракт будет являться недействительным, если не согласовать привлечение сторонних организаций с заказчиком.

Существует 2 пути привлечения третьей стороны в зависимости от того:

  • является ли это требованием заказчика, которое он установил в документации о закупке;
  • или инициатором является исполнитель, который нуждается в помощи соисполнителей (согласование проходит после подписания контракта).

Разберем эти варианты подробнее

Требование установил заказчик:

  1. Заключается контракт с победителем торгов, и он подает информацию о третьей стороне, которую он подключает для выполнения определенных работ.
  2. Заказчик согласовывает предложенного соисполнителя, а далее утверждается список работ или услуг, которые тот будет выполнять. В ходе согласования нужно помнить, что сам главный подрядчик должен проделать не менее 25% от общего объема обязательств, указанных в договоре. Ограничение не касается поставок товара, т.к. в конце поставки отчитывается только главный поставщик.
  3. Задействованные соисполнители после утверждения их кандидатуры изучают условия, указанные в контракте и в тендерной документации. Тендерная документация дает полное понимание, в каком порядке осуществлялся выбор третьих сторон. В некоторых закупках контакт подписывается 3-мя лицами: представителями заказчика, подрядчика и субподрядчика. Данная мера – это страховочный инструмент и гарантия, что каждая сторона полностью выполнит взятые на себя обязательства.
  4. Если 3-хстороннее подписание не применяется, то заключаются договора между подрядчиком и субподрядчиком. А после заключения делаются копии договоров, заверяются печатями и подписями и передаются заказчику. Копии прикладываются к основному контракту как приложения. Копии договоров, например, нужны при проведении проверок, чтобы проверяющая инстанция могла оценить законность задействования в работах третьей стороны. Вместе с копией договора сторон подается декларация о том, что третья сторона относится к СМП или СОНКО.

Инициатором является основной подрядчик (заказчик не устанавливал требование о привлечении другой стороны, но и не прописывал ограничения):

  1. Заключается контракт с победителем, который предоставляет заказчику документальное обоснование того, что для выполнения работ по контракту ему нужно задействовать третью сторону. Например, у него нет необходимой техники, но есть компания, которая технику в аренду не предоставляет, но готова поучаствовать в выполнении работ в пределах допустимого объема.
  2. Заказчик принимает документальное обоснование к рассмотрению и оценивает реальную необходимость привлечения соисполнителя, а также не скажется ли это отрицательно на исполнении контракта.
  3. Если заказчик одобряет исполнение контракта третьими силами, то он направляет письменный ответ исполнителю, где фиксирует свое согласие и описывает порядок взаимодействия с субподрядчиками и перечень возлагаемых на них работ или услуг.
  4. Ведущий подрядчик готовит и подает заказчику список задействованных третьих лиц, а также описание работ или услуг, которые те будут реализовывать в объемах, разрешенных законодательством.
  5. Утверждается не только список задействованных субподрядчиков и объем обязательств, но и тот персонал, который будет участвовать при выполнении работ. Утверждение персонала соисполнителей происходит в случае, когда контракт заключается на работы на режимных объектах или объектах, требующих повышенную безопасность (например, больницы, детсады, школы).

Что указывать в письме заказчику для согласования соисполнителя?

В письме необходимо прописать следующие сведения:

  • реквизиты основного исполнителя и контакты;
  • наименование и реквизиты закупщика;
  • номер контракта по 44-ФЗ;
  • ссылка на положение контракта, позволяющее обращаться к сторонним организациям;
  • стоимость контракта;
  • разграничение объема работа в допустимых законом пределах между главным подрядчиком и субподрядчиком;
  • дата и подпись.

Договор между основным подрядчиком и субподрядчиком заключается на основании Постановления Правительства РФ № 1466 от 23 декабря 2016 г., которое устанавливает положения типового контракта для такой сделки.

Например, в типовом контракте предусмотрены следующие положения:

  1. Обязанность заказчика оплатить выполненные работы в течение 15 рабочих дней после принятия закрывающих документов.
  2. Обязанность исполнителя информировать о смене субподрядчика и др.

Как стать субподрядчиком?

Некоторые компании по разным причинам не участвуют сами в закупках, но охотно бы пошли в субподряд.

Кому подойдет субподряд?

  1. Начинающим исполнителям, которые сначала хотят узнать кухню госзаказа изнутри, а потом стать полноценным участником торгов. Такая модель позволит наладить контакты с заказчиком на перспективу.
  2. У участника недостаточно средств на выполнение дорогостоящего контракта, и он готов пойти в субподряд, чтобы исполнить какой-нибудь отдельный этап работ.
  3. Участник находится в РНП, но уходить с рынка не хочет и продолжает работать по договорам субподряда.

Победитель закупки может заключить договор субподряда с компанией, у которой есть необходимые ресурсы для работ: техника, оборудование, кадры, уникальные товарные позиции.

Иногда победитель отдает контракт полностью субподрядчику по заниженной цене, а разница – это его доход.

Заключение

В сфере закупок не является редкостью привлечение к госконтрактам соисполнителей. Выполнение работ с частичной или полной помощью сторонней организации может стать обязательным, если основной исполнитель не относится к малому предпринимательству и СОНКО.

Если заказчик не установил такое требование в документации, то исполнитель сам может направить письмо с просьбой согласовать сделку с соисполнителями. При этом нужно соблюдать ряд условий, которые перечислены в статье.

Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Телеграм-чат
Друзья, если было полезно, то оцените статью «звездочками» и поделитесь ссылкой с коллегами. Подписывайтесь на гостевой чат Тендерного клуба в Телеграм, чтобы не пропустить анонсы свежих материалов. Также в чате вы можете задавать вопросы коллегам и делиться своим опытом.

Если остались вопросы по статье, то задавайте их ниже в комментариях.

 

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Хашов Александр Викторович

    Добрый день! Наша медицинская организация ООО «Гален» участвует в запросе предложений в электронной форме по 44 ФЗ на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников ПАО «Россети». Соисполнителем выступает ГУЗ «Психоневрологический диспансер» для проведения комиссионного психоневрологического обследования сотрудников ПАО «Россети». Договор между нашей организацией ООО «Гален» и ГУЗ «Психоневрологический диспансер» заключен до оценки предложений участников. Вправе ли кураторы включать требование дипломов и сертификатов переподготовки, подтверждающие квалификацию врачей соисполнителя (ГУЗ «Психоневрологический диспансер») в закупочную документацию? Спасибо

    Ответить
    1. azbukatenderov

      Не совсем понял Ваш вопрос. В настоящее время в 44-ФЗ отсутствует такая закупочная процедура, как запрос предложений. Она используется только в 223-ФЗ. Что касается дипломов и сертификатов переподготовки, подтверждающих квалификацию врачей, то это требование должно было содержаться изначально в документации о проводимой закупке.

      Ответить