Претензионная переписка в ЕИС: что нужно знать поставщику и заказчику?

Участнику закупок
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
До 2022 года стороны госзаказа решали споры, направляя друг другу конфликтные письма на бумаге или по e-mail. Сейчас внедрен очень интересный инструмент электронного документооборота – претензионная переписка в ЕИС. В большинстве случаев она помогает решить спор в досудебном порядке. Если не помогает, тогда нужно обращаться в суд. В статье рассмотрим, как поставщикам и заказчикам пользоваться функционалом ЕИС по отправке претензий.

Основания для претензионной переписки в ЕИС

В ходе исполнения обязательств по госконтрактам нарушать условия могут не только поставщики, но и заказчики. Если такое случается, то потерпевшая сторона вправе направить контрагенту электронное уведомление – претензию через ЕИС. Об этом говорится в ч.16 ст.94 44-ФЗ.

Электронный документооборот при спорных ситуациях ведется по открытым и закрытым закупочным процедурам. При этом претензионная переписка невозможна в закрытых электронных закупках, в которых заказчиками выступают Минобороны, ФСО, ФСБ, нацгвардия и подведомственные им государственные структуры (п.5 ч.11 ст.24 44-ФЗ).

У заказчиков и поставщиков в личном кабинете есть функционал, с помощью которого можно составить претензию и сформировать уведомление претензионной переписки в ЕИС. Электронный документооборот заверяется усиленной электронной подписью. Извещение формируется в системе автоматически и в короткие сроки поступает адресату.

Если факт обычной переписки по почте фиксируется распиской о вручении, то аналогом такого надлежащего уведомления при претензионной переписке является электронное извещение. Датой надлежащего уведомления считается дата размещения уведомления стороной по ее часовому поясу. У второй стороны есть 10 дней на ответ, которые начинают отсчет на следующий день после размещения надлежащего уведомления. Максимальный срок ответа заказчика – 30 дней. Данный срок прописывается в контракте на основании ведомственных нормативных актов.

Когда нужна претензионная переписка?

Претензионная переписка в ЕИС появилась с 01.07.2022 года. Данная мера продиктована необходимостью оперативно решать конфликтные ситуации, не доводя дело до суда, если какая-то из сторон нарушает условия контракта.

В каких случаях претензию направляет поставщик:

  • не получил вовремя оплату;
  • не соблюдены сроки по выборке продукции;
  • возникли препятствия для выполнения работ;
  • необходимо направить расчет неустойки и основания.

Вот, например, как выглядит образец претензии поставщика к заказчику по поводу просрочки оплаты по контракту:

Заказчики направляют претензию в случае неисполнения контракта или явных нарушений со стороны исполнителя: товар не пришел в назначенный день, поступила некачественная партия и т.д.

С помощью претензионной переписки в ЕИС заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, потребовать неустойку или возмещения трат на экспертизу (если к экспертизе пришлось привлекать сторонних специалистов).

Содержание претензионного письма

К оформлению претензий в законодательстве нет четких требований. Однако следует учесть обязательные пункты письма. Что писать:

  • наименование сторон и адреса;
  • номер и дата подписания контракта;
  • действия стороны, повлекшие нарушения:
  • основания для написания претензии;
  • ответственность нарушителя со ссылками на законы;
  • требования устранить нарушения;
  • сроки надлежащего исполнения требований, обозначенных в претензионном письме.

Как можно точнее конкретизируйте свои требования. Основывайтесь на обнаруженных нарушениях и нормах законодательства. Укажите закон, которым руководствуетесь при написании претензии.
Если речь идет о финансах, то приложите к письму расчеты, чтобы ваши требования были обоснованы.

Подписать письмо может не только руководитель, но и уполномоченный сотрудник, чьи полномочия указываются в доверенности.

Как направить претензию в ЕИС?

Инструкция по претензионной переписке в ЕИС состоит из нескольких простых пунктов.

Шаг 1. Набираем претензию в текстовом редакторе, например, Word. Распечатываем и делаем скан-копию (с подписями и печатями). Если у вашей компании есть официальный бланк, то оформите письмо на нем для большей официальности. В письме пропишите, какие нарушения допустила вторая сторона, и сошлитесь на положения 44-ФЗ. Если имеете дело с нарушением сроков, то рассчитайте размер неустойки.

Шаг 2. Заходим в нашу учетную запись на сайте ЕИС. Открываем в меню «Исполнение контрактов».

Шаг 3. В разделе «Переписка и уведомления» находим нужный контракт на стадии «Исполнение».

Шаг 4. Нажимаем на «…» и выбираем действие «Сформировать уведомление претензионной переписки».

Шаг 5. Система автоматически подгрузит сведения о контракте и получателе уведомления. В окне «Текст уведомления» указываем основания претензии. Прикрепляем заранее отсканированную претензию и нажимаем «Подписать». Размер одного прикрепленного документа должен быть не более 50Мб.

Заказчик обязан ответить на письмо в срок, указанный в контракте. Выше мы отметили, что этот срок составляет от 10 до 30 календарных дней.

Важно: Поставщикам не приходят оповещения системы о входящих уведомлениях, поэтому необходимо периодически следить за операциями в личном кабинете. Хотя бы 1 раз в день открывайте свой профиль в ЕИС и следите за статусом письма.

Если заказчик направил претензию или сообщает о намерении расторгнуть контракт в одностороннем порядке, то следует дать ответ:

  1. В ЛК находим контракт и полученное по нему решение.
  2. Нажимаем «…» и выбираем действие «Ответить».

Инструкция по претензионной переписке для поставщиков и заказчиков практически одинакова. Отличия только в дизайне личного кабинета. Кроме этого, заказчики могут настраивать параметры для получения уведомлений.

Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Телеграм-чат
На этом статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях ниже. Подписывайтесь на Телеграм-чат для поставщиков, заказчиков, тендерных специалистов. Здесь тоже можно задавать вопросы и получать ответы от более опытных коллег или делиться собственным опытом.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Елена

    Как заказчик узнает, что ему от поставщика, например, пришёл ответ на претензию. Только постоянно мониторить ситуацию?
    Есть какое-то оповещение, что в личный кабинет, в данном случае заказчика, пришло письмо?

    Ответить
    1. azbukatenderov

      В ЕИС приходят уведомления, как для заказчиков, так и для участников закупок.

      Ответить
  2. Инна

    Здравствуйте, ко что хотелось бы уточнить, нужно ли заказчику после оформления претензии в разделе реестр документов об исполнении контактов, также направить претензию и в реестр контрактов?

    Ответить
  3. Лейсен

    Ошибочно направлено претензионное письмо не по тому контракту и не тому подрядчику. Как сделать это письмо дюнедейсьвительным? Есть в ли в ЕИС такой функционал?

    Ответить
    1. azbukatenderov

      Необходимо в сведениях об исполнении контракта размещенную информацию с претензией отметить, как недействительную.

      Ответить