Реально ли в одиночку разобраться во всех изменениях в закупках, которые начнут действовать с начала 2022 года и при этом ничего не упустить из виду?
Вместе разобраться в этой непростой теме будет гораздо легче, поэтому читайте нашу новую статью о предквалификации участника, что это такое, и для каких закупок характерно данное условие.
Кто может участвовать в госзакупках?
Закупки делятся на государственные (по 44-ФЗ), корпоративные (по 223-ФЗ) и коммерческие. Для каждого из этих видов закупок свойственны свои характерные требования к участникам.
В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут участвовать следующие категории лиц:
- физические лица (в том числе, зарегистрированные в качестве ИП);
- юридические лица разной формы собственности;
- самозанятые.
Проще говоря, все заинтересованные лица могут принимать участие в названных процедурах.
Что касается коммерческих закупок, то круг потенциальных исполнителей определяют заказчики. Например, в документации к закупке они могут указать, что участниками процедуры могут быть только юрлица и предприниматели (без физлиц), либо только физлица.
Что такое предквалификация участника в госзакупках?
С 1 января 2022 года в госзакупках произойдут масштабные изменения, которые сейчас активно обсуждаются в различных медиа, форумах, конференциях, экспертных блогах. Изменения коснутся и предквалификации участников, которая ранее была характерна по большей части для корпоративных закупок по 223-ФЗ.
С помощью предквалификации заказчики определяют потенциальных исполнителей контракта, которые соответствуют необходимым критериям. Предквалификация – это некий дополнительный фильтр, который способствует более качественному выбору исполнителей/поставщиков. То есть заказчики сразу обозначают свою позицию, что они готовы работать не со всеми подряд участниками, а только с теми, кто им подходит.
На наш взгляд, это верный подход, т.к. заказчик страхует себя от недобросовестных исполнителей и от неисполнения контракта. Практика показывает, что даже если участник победит на торгах, то не факт, что он сможет исполнить контракт, поэтому предквалификация является своеобразным защитным механизмом для заказчиков.
Если в закупках по 223-ФЗ предквалификация используется часто, то в закупках по 44-ФЗ в самом законе этого термина нет, хотя к участникам выдвигаются дополнительные требования, которые расцениваются как предквалификация.
В Постановлении Правительства РФ № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…» говорится, какие дополнительные требования и в каких случаях могут быть установлены к участникам. В зависимости от того, что закупают заказчики, устанавливаются доптребования к наличию опыта по исполнению аналогичного вида работ.
Также дополнительные требования могут устанавливаться к финансовым и трудовым ресурсам. Как правило, это крупные закупки по строительству, реконструкции и т.д. Если говорить о нише товаров, то в таких процедурах предквалификация не проводится.
Как изменятся требования к участникам закупки?
Волна серьезных изменений в закупках, которые вступят в силу с 1 января 2022 года, коснулась и статьи 31 44-ФЗ «Требования к участникам закупки». Мы не случайно завели разговор о предквалификации, т.к. в статью 31 44-ФЗ добавлена часть 2.1, в которой говорится о дополнительных требованиях к участникам конкурентных процедур с НМЦК более 20 млн. руб.
Если заказчик проводит такую закупку стоимостью более 20 млн. руб., то он обязан будет установить требование к участникам о наличии у них опыта по выполнению аналогичных контрактов или договоров по 223-ФЗ за последние 3 года до даты подачи заявки. Причем цена этого выполненного ранее контракта/договора должна быть не менее 20% от НМЦК проводимой процедуры.
Еще раз акцентируем внимание, что в качестве опыта может быть любой контракт или договор по 223-ФЗ. Они могут быть исполнены с нарушениями (штрафами и пени), но главное, чтобы на момент подачи заявки на закупку с предквалификацией все эти обязательства участником были закрыты.
При внимательном прочтении части 2.1 ст.31 44-ФЗ мы поймем, что в качестве опыта участника может быть:
- любой контракт, исполненный в ходе обычной хозяйственной деятельности;
- контракт по 44-ФЗ;
- либо договор, заключенный в рамках 223-ФЗ.
Это наш личный вывод, исходя из прочтения закона, однако правоприменительная практика покажет, как будут обстоять дела в реальности с января 2022 года.
Грядущие изменения в закупках – это огромное непаханое поле, и когда участники будут с ними сталкиваться, у них будет возникать множество вопросов. А куда обращаться за разъяснениями – непонятно. Мы решили провести отдельное мероприятие, на котором будем рассматривать особенности обновленной редакции 44-ФЗ вместе с вами. Это мини-интенсив для тех, кто не хочет оставаться с этой проблемой один на один.
Если говорить о 44-ФЗ, то в нем намечается целых 324 изменения. На интенсиве мы будем максимально подробно разбирать вопросы по этой теме, а полученные знания помогут вам не допускать ошибок в своей дальнейшей работе и действовать в соответствии с новыми правилами.
Записаться на мини-интенсив «Госзакупки 2022: пошаговый разбор изменений»
Что еще изменится в 44-ФЗ?
Выше мы уже сказали, какими контрактами и договорами участник закупки с предквалификацией сможет подтвердить свой опыт. Но это еще не все, о чем следует знать.
- В части 2.1 есть упоминание о правопреемстве. Если была реорганизация юрлица, то для подтверждения опыта можно использовать контракты ранее действующего юрлица.
- В части 2.1 не говорится, что ранее исполненный контракт должен быть аналогичен закупке, на которую подается заявка. То есть опыт может быть подтвержден контрактом любого направления, т.к. ограничений в законе на этот счет не установлено. Например, если контракт на строительство, то опыт можно подтвердить контрактом на поставку технологического оборудования. Может быть, законодатели и имели в виду, что контракт должен быть аналогичным, однако упоминаний об этом в части 2.1 нет.
Дополнительные требования устанавливаются исключительно в тех закупках, в которых не установлены требования в соответствии с частью 2-й, т.е. нет требования из ПП № 99. То есть требования части 2 и части 2.1 разграничиваются: не будет того, что вы подтвердите опыт сначала одним образом, а потом подтвердите опыт еще и в соответствии с ПП № 99.
Информация о ранее выполненном контракте или договоре должна будет направляться участником закупки на ЭТП заранее (ч.12 ст.24.2 44-ФЗ). Это значит, что подтверждающие документы об опыте аналогичного вида работ подаются не в составе заявки, а направляются на электронную площадку заранее по тем же самым правилам, что и документы, подтверждающие опыт в соответствии с ПП № 99. Оператор ЭТП рассматривает полученные документы, и в течение 5 рабочих дней должен будет принять по ним соответствующее решение:
- либо размещает информацию в реестре участников закупок на площадке;
- либо отказывает в размещении.
Важно понимать, что эти требования четко прописаны, и информация должна быть на площадке ДО подачи заявки. В противном случае оператор ЭТП вернет вашу заявку обратно.
Еще один интересный момент. Если крупному участнику, который претендует на закупку свыше 20 млн. руб. нечем подтвердить свой опыт, то он не сможет поучаствовать в этой процедуре. Что же делать? Логичны два варианта: либо отказаться от закупки, либо нарабатывать опыт, а потом уже подавать заявки на дорогостоящие процедуры.
Идем дальше и поговорим о коллизиях в законе…
Если посмотреть на ст.105 44-ФЗ об обжаловании действий/бездействия заказчиков и других органов, то в п.6 ч.4 прописано, что нужно будет дополнительно указывать информацию о ранее исполненных контрактах, подтверждающих опыт участника, при подаче жалобы. То есть, если проводится закупка свыше 20 млн. руб., то подать жалобу вправе только участник с соответствующим опытом. Если опыт он подтвердить не может, то не может и подавать жалобу. Как раз здесь указано, что подтверждением опыта будет являться номер реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, либо в реестре договоров, которые заключены заказчиками по 223-ФЗ.
В этом положении законодатели четко прописали, что опыт подтверждается контрактом по 44-ФЗ или договором по 223-ФЗ, включенным в соответствующий реестр, размещенном на сайте ЕИС. Получается, если мы будем сопоставлять ч.2.1 ст.31 и п.6 ч.4 ст.105, то обнаружим эти несостыковки: из ч.2.1 ст.31 мы понимаем, что опыт может быть подтвержден любым контрактом, исполненным в ходе обычной хозяйственной деятельности, или договором по 223-ФЗ, а п.6 ч.4 ст.105 указывает на то, что именно по 44-ФЗ или 223-ФЗ должен быть этот контракт или договор. Возможно, в будущем законодатели это противоречие увидят и уберут, но пока все остается так, как мы описали.
На этом будем заканчивать, хотя о предстоящих изменениях в закупках на 2022 год можно еще долго говорить.
Если хотите больше информации по изменениям, то присоединяйтесь к нашему интенсиву.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы не пропустить важную информацию в сфере тендеров и закупок.
Подкаст на тему предквалификации в госзакупках: