Несмотря на то, что профессия тендерного специалиста появилась на рынке труда не так давно, среди людей этой сферы образовалась немалая конкуренция. Работодатели отдают предпочтение соискателям с опытом и успешными кейсами, которые оформляются в портфолио.
В статье рассмотрим элементы качественного портфолио как инструмента самопрезентации специалиста, доказательства его профессионализма и привлечения клиентов.
Что такое портфолио любого специалиста?
Если говорить простыми словами, портфолио – это каталог профессиональных достижений, выполненных кейсов и успешное участие специалиста в проектах.
Портфолио – это элемент самопрезентации соискателя при трудоустройстве. Также оно служит для повышения лояльности клиентов и показывает профессионализм специалиста.
У слова «портфолио» прослеживается общий корень со словом «портфель». И это не ложная этимология. Действительно, оно произошло от английского слова portfolio, которое переводится, как «портфель» — папка, в которой хранятся документы.
Изначально портфолио имели только художники и фотографы, а со временем произошло слияние понятий: теперь портфолио имеет любой специалист, у которого есть примеры работ.
Например, в папке достижений маркетолога будут успешные рекламные кампании, у ведущего мероприятий – проведенные праздники, у юриста – выигранные судебные дела.
Чем отличается от резюме?
Некоторые специалисты не видят разницы между портфолио и резюме, но она существенная. И то, и другое демонстрирует профессиональный уровень соискателя, но делают они это по-разному.
В резюме в хронологическом порядке выстроены места работы и должности специалиста, начиная с окончания учебного заведения. Перечислены профессиональные качества соискателя.
Портфолио – более узкое понятие, оно является частью резюме и дополняет его, глубже раскрывает профессионализм специалиста.
Люди разных специальностей пользуются этими инструментами самопрезентации по-разному. Для кого-то важнее резюме (при трудоустройстве), кто-то делает упор на портфолио (чтобы заинтересовать клиентов). В идеале лучше сочетать их оба.
Главное, не перенасыщать список примерами и проектами, если у вас их было слишком много. Работодатель или HR компании не будут читать «романы» о вашей жизни, начиная с детского сада или ваших школьных успехах.
В каталоге достижений важна краткость и структура, а также визуальная составляющая, которые упростят изучение вашего портфолио.
Включайте в него свои самые лучшие работы или крупные проекты, которыми гордитесь. Пусть это будут 3-7 кейсов, но зато они будут необыкновенно яркими и выделят вас среди других соискателей.
Что добавлять тендерному специалисту?
Портфолио тендерного специалиста – специфично, и оно будет отличаться, например, от папки веб-дизайнера, программиста или рекламщика.
В зависимости от места работы тендерный специалист выполняет разные задачи.
Если работал в организации заказчика, то он:
- готовил закупочную документацию (ТЗ, проект контракта, извещение, спецификации) для размещения на официальном сайте закупок – ЕИС;
- входил в состав закупочной комиссии;
- участвовал в проведении экспертизы;
- оформлял закрывающие документы;
- следил за выполнением работ и т.д.
Если работал в компании поставщика, то он:
- осуществлял поиск тендеров в нише компании;
- подавал заявки;
- участвовал в торгах на электронной площадке;
- выезжал к месту поставки товара;
- рассчитывал рентабельность участия;
- соотносил риски участия;
- выполнял операции на электронной площадке (подписание документов, взаимодействие с заказчиком);
- направлял жалобы в ФАС и т.д.
Если работал на фрилансе, то (см. выше, а также):
- взаимодействовал с клиентами в разных нишах;
- составлял коммерческие предложения;
- участвовал не только в государственных (по 44-ФЗ), но и в корпоративных (по 223-ФЗ) и коммерческих закупках и т.д.
Из всего вышесказанного вытекает ответ на вопрос, что тендерному специалисту добавлять в портфолио:
- Сотрудничество с крупными компаниями. Например, РЖД, «Росатом» и др.
- Количество выигранных контрактов (например, выиграл 100 тендеров для 20 клиентов за 5 лет);
- Общая сумма выигранных тендеров (например, за 3 года стажа выиграл закупок на общую сумму 1 млрд ₽);
- Процент отклоненных и принятых заявок (например, есть специалисты, у которых 100% заявок были все приняты);
- Письменные ответы от ФАС на жалобы специалиста, т.е. он сумел отстоять интересы клиента/работодателя в антимонопольной службе;
- Примеры с интересными участиями (например, находил и выигрывал тендеры в узкой нише или контракты на поставку уникальных товаров).
Если у вас накопилось много интересных примеров, то разбейте их по рубрикам. Например, введите разделы:
- «Товары» (закупки на поставку товаров), «Услуги/работы» (на оказание услуг или выполнение работ).
- «ФАС/арбитраж» (примеры успешной антимонопольной практики или судебных разбирательств).
- «Мои клиенты» (ссылки на номера закупок в ЕИС компаний, которым вы помогли победить).
Подавайте информацию в структурированном виде. Используйте разделы и рубрикаторы.
Что включать в портфолио тендерному специалисту, который только начинает свою профессиональную деятельность, и еще не успел наработать кейсы?
Если вы новичок, то, скорее всего, вы прошли платный онлайн-курс и имеете на руках сертификат об окончании обучения. Это тоже ваше достижение, поэтому добавьте сертификат в портфолио.
Некоторые онлайн-курсы предлагают своим выпускникам пройти стажировку в компании-партнере. Если вы такую стажировку проходили, то тоже внесите эту информацию в список ваших достижений.
По мере нарабатывания опыта возвращайтесь к портфолио и обновляйте его, вносите новые кейсы и примеры.
Часто при оформлении трудовых взаимоотношений между тендерным специалистом и клиентом заключается соглашение о конфиденциальности (NDA). Оно запрещает специалисту распространять информацию о клиенте. В этом случае добавлять эти сведения в портфолио нельзя. Рекомендуем делать следующее:
- Используйте в портфолио то, что разрешено использовать.
- Договоритесь с клиентом об обезличенном указании его в вашей папке (в этом случае вы исключаете все сведения о компании, по которым ее могут узнать).
- В портфолио прямо скажите, что у вас есть достижения и опыт, но вы ограничены соглашением о конфиденциальности.
Виды портфолио
- Ссылка на портфолио на сайте биржи фриланса. Например, на некоторых сайтах по поиску работу есть возможность составить портфолио. А потом вы делитесь ссылкой на него со своими клиентами. Например, такой функционал есть на Фриланс.ру.
- Портфолио-презентация. С помощью специальной программы создаете несколько слайдов с примерами своих кейсов.
- Ссылка на Google-документ. Оформляете список в этом сервисе и открываете доступ нужным лицам по ссылке.
- Бумажное портфолио. Из приведенных вариантов этот самый дорогостоящий. Вам нужно сначала составить красивое портфолио на компьютере (или обратиться к дизайнеру), а потом распечатать его в типографии. Минус в том, что портфолио нужно периодически обновлять, а с бумажной версией этого не получится. Плюс – бумажную версию удобно взять с собой на собеседование или показать клиенту.
- Онлайн-портфолио. Есть простые сервисы для создания таких онлайн-визиток с демонстрацией кейсов, например, Tilda. Если вести серьезный сайт, то на нем необходимо регулярно публиковать новые материалы.
Элементы хорошего портфолио специалиста
Критериев хорошего каталога немного, но о них следует знать:
- В шапке списка кратко сообщите о себе: «Иванов Иван, 35 лет, тендерный специалист. В 2019 году проходил обучение в онлайн-школе «Азбука тендеров». Опыт работы – 3 года».
- Структурируйте информацию: используйте рубрики и разделы.
- Добавьте картинки или фото примеров – они придадут красочность вашему портфолио и заставят работодателя на нем остановиться.
- К графике добавьте краткое описание своих кейсов.
- Добавьте ссылки на закупки с сайта ЕИС, которые вы выиграли.
- Поделитесь контактами: номер телефона, мессенджеры, эл. почта, соцсети.
Заключение
В закрытом Тендерном клубе мы помогаем тендерным специалистам развивать не только профессиональные, но и гибкие навыки. В том числе мы озадачились и вопросом создания портфолио, чтобы помочь коллегам отстроиться от конкурентов и правильно себя презентовать.
Каждый участник Тендерного клуба сможет создать свою персональную страницу-портфолио на домене azbukatenderov.academy и быстрее найти клиентов.