Почему некоторые участники закупок недооценивают поиск тендеров? Ведь это важный этап, который влияет на доход. Не нашел (=пропустил) тендер – значит, его нашел конкурент. Потенциальная прибыль упущена. В выигрыше тот, кто умеет искать тендеры – пользоваться разными поисковиками, настраивать параметры, использовать ключевые слова. Ответы и рекомендации найдете в подкасте Тендерного клуба.
В чем заключается важность поиска тендеров?
Поиск тендеров – это важная тема, но почему-то не все участники серьезно подходят к этому вопросу. Расскажем, почему этот этап не стоит игнорировать и что от него зависит.
Если участник не умеет искать закупки, то он их пропускает. Соответственно, эти закупки находят конкуренты. В итоге получается упущенная прибыль.
- Поиск тендеров – один из первых этапов тендерной воронки. От данного этапа зависит результат вашей дальнейшей работы.
- Чем больше потенциально интересных тендеров вы найдете, тем больше сможете заработать.
- Упущенный тендер = упущенная прибыль.
- Тендер, который нашли вы, но не нашли ваши конкуренты, значительно повышает вероятность вашей победы.
- Поиск тендеров нужно выполнять системно, а не хаотично, чтобы не пропускать участие в потенциально интересных тендерах.
- Настройка поисковых фильтров/ключей – это постоянный процесс.
Если вы поискали и не нашли закупки, то это не значит, что их не существует. Возможно, вы делаете что-то не так и нужно подкорректировать свои действия.
Бесплатный поиск тендеров
- Единая информационная система (ЕИС) – https://zakupki.gov.ru/. Сайт подойдет новичкам, которые только выходят на рынок и не готовы вкладываться в приобретение продвинутого сервиса для поиска закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ. Здесь есть возможность быстрого и расширенного поиска. Если сравнивать с функционалом платных продвинутых поисковых сервисов, то ЕИС проигрывает. Но у ЕИС есть жирный плюс – это бесплатный сайт.
- Федеральные и коммерческие ЭТП. По 44-ФЗ и 223-ФЗ – это 8 федеральных площадок, на которых размещается информация о закупках. На каждой площадке мы будем находить только те закупки, которые проводятся именно на этой площадке. Поиск на отдельно взятой ЭТП – ограничен, но если вы понимаете, что большинство ваших закупок проводятся на конкретной площадке, то можете пользоваться таким поиском.
- СИНАПС — https://synapsenet.ru/
- Tender WIN — https://tender-win.ru/
Это бесплатные сервисы. Если вам нужны более гибкие настройки, то нужно смотреть в сторону платных поисковиков.
Программы для поиска тендеров
Специализированные программы (агрегаторы), которые собирают информацию с множества площадок.
Таких программ и сервисов на рынке много, поэтому каждый выбирает для себя, что ему лучше подходит.
Программа по поиску тендеров без модуля аналитики – велосипед с одним колесом.
В ЕИС размещается информация о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но далеко не вся. Например, в ЕИС не размещаются закупки малого объема (ЗМО), их можно найти на тендерных маркетплейсах.
Услуги по поиску тендеров
Приобрести эту услугу вы сможете в любой компании, занимающейся закупками:
- рассылка закупок приобретается либо в составе тарифа, либо как самостоятельный продукт;
- компании предоставляют рассылку в различных форматах, кто-то предлагает настроить ее вам самим, а кто-то делает за вас.
Никто не знает вашу нишу лучше вас, поэтому полностью отдавать на аутсорс поиск тендеров нельзя:
- нужно принимать непосредственное участие в настройке поискового фильтра или ключа;
- четко определить ключевые параметры для поиска, а также стоп-факторы для участия;
- иначе до 90% найденных тендеров будут уходить в мусорку.
Если выбирать между автоматическим и ручным поиском и подбором тендеров, то лучше выбрать второй вариант.
Стоит ли делегировать услугу по поиску тендеров? Если говорить про автоматические рассылки, то мы категорически против. С таким же успехом вы можете приобрести платный сервис и самостоятельно настроить фильтры. Если и делегировать, то специалисту, который будет выполнять поиск вручную.
Как настроить поиск тендеров
Часто используемые поисковые параметры:
- Ключевые слова/минус слова. Это те ключи, которые используются в описании предмета закупки. Также настраиваем слова-исключения – это те слова, которые мы не хотим видеть в названии закупки, в описании предмета закупки.
- Закон, в рамках которого проводится закупка – 44-ФЗ (госзакупки), 223-ФЗ (корпоративные закупки), 615 ПП (капремонт), коммерческие закупки, ЗМО и т.д.
- Предмет тендера (поставка товара, выполнение работ или оказание услуг, соответствующих сфере деятельности организации).
- Коды ОКПД2.
- Способ размещения (аукцион, конкурс, запрос котировок и т.д.).
- Начальная (максимальная) цена контракта.
- Регион заказчика, а также адрес места поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
- Дата размещения извещения о проводимой закупке.
- Дата окончания подачи заявок.
- Этап закупки.
- Поиск в прикрепленных файлах.
Настроить поисковый фильтр/ключ идеально с первого раза не получится. Необходима последовательная корректировка и адаптация.
Лучший поисковик тендеров
Лучший поисковик – поисковик, который подходит лично вам. Чтобы определить, нужно протестировать.
Практически у каждого поисковика/программы/сервиса есть бесплатный пробный период. Вы можете зарегистрироваться и бесплатно протестировать функционал данного сервиса.
Регистрируйтесь – тестируйте – фиксируйте плюсы и минусы – выбирайте то, что подходит именно вам.
Сервисы, которые давно на рынке: Тендерплан, Seldon, Контур.Закупки.
Поиск коммерческих тендеров
Информация о коммерческих тендерах размещается на разных ресурсах.
Количество таких ресурсов очень большое. По разным данным, около 6000, но это не точно.
Поэтому для поиска коммерческих тендеров лучше пользоваться платными поисковыми сервисами.
Поиск победителей тендеров
Победитель тендера – поставщик (участник торгов), который предложил заказчику лучшие условия исполнения контракта.
Кому нужна информация о победителях тендеров?
- Банкам и брокерам, которые работают с победителями и предлагают им финансовые продукты (гарантии, займы, кредиты и т.д.).
- Дистрибьюторам, которые выступают в роли посредника между производителем товаров и победителем.
- Маркетинговым и аналитическим агентствам, которые используют информацию из базы для подготовки аналитических справок и отчетов.
- Поставщикам и подрядчикам, которые самостоятельно не принимают участия в тендерах.
Информация о победителях отражается в соответствующих протоколах, которые в свою очередь размещаются заказчиками (операторами) на сайтах и электронных площадках. Исключение составляют тендеры, проводимые закрытыми способами и информация о которых содержит государственную тайну.
На сайте ЕИС информацию о победителе по 44-ФЗ можно узнать после заключения с ним контракта, а о победителе по 223-ФЗ – из итогового протокола, либо из заключенного контракта. На сайте https://www.rusprofile.ru/ можно без проблем найти всю необходимую информацию по данному поставщику, указав лишь его наименование или ИНН.
При проведении коммерческих тендеров у заказчиков нет прямой обязанности размещать информацию о победителе в открытом доступе, поэтому не всегда удается узнать, кто стал победителем в тендере.
Ключевые слова для поиска тендеров
Ключевые слова (ключи) – это слова, по которым можно находить интересующие вас тендеры.
Чем больше ключевых слов вы будете использовать для настройки поискового фильтра, тем больше тендеров сможете найти.
Для поиска и подбора ключевых слов используйте мозговой штурм, а также анализ актуальных и завершенных закупок.
В некоторых поисковых сервисах есть подборки ключей по направлениям.
Одних ключевых слов будет недостаточно:
- коды ОКПД2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности);
- минус слова.
Топ-5 сервисов для поиска тендеров
Сразу все сервисы использовать не нужно. Выберите наиболее интересный для себя.
- Тендерплан – https://tenderplan.ru/
- Seldon – https://seldon.ru/
- СБИС – https://sbis.ru/
- Закупки Контур – https://zakupki.kontur.ru/
- Tender WIN — https://tender-win.ru/
На этом будем заканчивать. До встречи на следующих эфирах и подкастах Тендерного клуба.