Опыт работы тендерного специалиста

Участнику закупок
Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Если вы уже искали работу тендерного специалиста на сайтах, то, скорее всего, замечали, что заказчики в объявлениях прописывают к кандидатам требование о наличии опыта 1, 3 или 5 лет. У нас регулярно спрашивают: а что делать в этом случае новичкам, опыта ведь пока нет… Решили разобраться и подготовили несколько полезных советов и лайфхаков для начинающих, которые помогут при устройстве на работу даже без опыта.

Почему мы решили поговорить про опыт тендерного специалиста?

Часто слышим от своих учеников и начинающих тендерных специалистов, что заказчики прописывают в вакансиях требования к опыту, и эти требования завышенные. Заказчики ждут от кандидата опыт от 1 года до 5 лет, везде по-разному. Новичков это пугает, т.к. опыта у них нет. Поэтому решили обратить на эту тему внимание и осветить некоторые моменты.

Работодатели, которые размещают объявления, иногда не вникают в детали и просто копируют текст чужого объявления и размещают у себя в профиле. Но бывает, когда такие требования прописываются осознанно. Что же делать тем, кто только входит в профессию? Об этом тоже поговорим.

Что такое опыт работы?

Если обратимся к википедии, то опыт работы – это набор профессиональных навыков, умений, знаний, которые накоплены в ходе предыдущей трудовой деятельности. Опыт работы – один из важных критериев при отборе кандидата на какую-либо должность.

Например, если выпускник закончил вуз с отличием, то это ему мало поможет в трудовой деятельности. Когда новый специалист приходит на работу, ему говорят: «забудьте все, чему вас учили». По крайней мере, у меня было именно так. Теория – это хорошо, но практика очень важна. Опытный специалист ценится на рынке труда.

Важен ли опыт работы для работодателя?

Мы общаемся, в том числе и с работодателями, которые размещают такие вакансии, и задавали вопрос, почему они указывают требование иметь опыт 3 или 5 лет. Конкретного ответа они дать не могут. Кто-то говорит, что они скопировали объявление с сайта по поиску работы, отредактировали под свои нужды, а критерий опыта оставили. При этом у них нет особых ожиданий, им просто нужен специалист, который бы выполнял функции. А для специалистов это становится барьером, и они даже не пытаются написать, позвонить и уточнить, насколько требование критично.

Либо специалист работал, но неофициально. У него в трудовой книжке нет записи, что он работал 3 или 5 лет. Т.е. опыт у него есть, работать с задачами он умеет, но нет подтверждающих документов. Вариант только пойти на испытательный срок и доказать, что он разбирается в профессии и может приносить результат.

Не имеет значения, что заявляется в резюме, важны реальные показатели. Еще важно, как специалист умеет находить решения в разных ситуациях. Можно сказать заказчику, что опыт есть, но, к сожалению, по трудовой не работал. Проверяется все на практике, в закупках. Требования прописываются, но не следует на них прямо акцентировать внимание.

Опыт опыту — рознь

В госзаказе есть участники, которые работают по разные стороны баррикад: поставщики, заказчики, контрольные органы – у каждого свой круг задач.

Допустим, вы работали в организации заказчиком, а потом пришли работать в компанию поставщика. Вашего опыта будет недостаточно. То же самое и для поставщика: если он перейдет работать к заказчику, то у него будет масса белых пятен.

Распределение обязанностей. Если возьмем какую-нибудь крупную компанию, где есть тендерный отдел, состоящий из нескольких человек, то там каждый выполняет свой блок: кто-то занимается поиском закупок, кто-то – анализом и просчетом, кто-то – подготовкой заявки, кто-то – непосредственным участием в торгах, кто-то контролем и отслеживанием исполнения по контракту. Человек, который проработал в таком тендерном отделе, имеет опыт 3-5 лет, но при этом он может выполнять только определенный круг задач. Если он будет устраиваться на работу, то по опыту он проходит, но по навыкам будет недотягивать.

Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Когда я возглавлял тендерный отдел, у меня в отделе работала девочка – помощница. Когда были еще «бумажные» процедуры, она занималась размножением документов, сшивала, нумеровала листы, ставила печати. При этом она была сотрудником тендерного отдела, у нее в трудовой имелась запись. Естественно, что придя в какую-то компанию, она не смогла бы принести результат.

Это стартовый уровень специалиста. Есть еще проблема, когда заказчики в объявлении скидывают в кучу все навыки, а потом сами не знают, как оценивать специалиста. У меня тоже был случай на собеседовании, когда приходил человек, я давал ему тестовое задание и видел, что уровень его навыков детский. Кстати, тестовых заданий не нужно бояться, благодаря им вы покажете, на что способны.

В вакансиях очень часто переплетают и функции тендерного специалиста, и специалиста по продажам. Новички боятся. Люди без опыта редко откликаются на такие объявления. Но можно позвонить, спросить, что за компания, какими закупками занимается. Можно самому разыскать информацию о компании и изучить шлейф ее участий в закупках. Иногда на поверку оказывается, что участвуют они не часто, максимум 2-3 закупки в месяц, а требования прописали для галочки.

Завышенные требования используются заказчиком, чтобы кандидат получил дополнительные баллы на старте. Нужно понимать, что это элемент игры, и играют двое. Например, заказчик заявил о необходимости опыта – 5 лет, а пришел кандидат без этого опыта. Заказчик говорит: «Ну, хорошо, давайте попробуем, что вы умеете…», т.е. становится на позицию сверху.

Оценка навыков и опыта специалистов

Проблема в том, что если руководитель сам не участвовал в закупках, то ему сложно оценить, насколько специалист опытный или нет.

Предприниматели, с которыми мы общаемся, рассказывали, что они брали на работу тендерного специалиста, который по полдня искал закупки. Оказывалось, что специалист пользовался агрегатором, целый день занимался своими делами, а потом заходил и за 5 минут делал выборку.

Если у вас есть опыт 3-5 лет, то я бы советовал искать клиентов другим образом, а не по вакансиям на сайтах. Формат резюме уже немного устарел, здесь выше конкуренция, потому что вакансию видят многие. Если же заходить с позиции экспертности и искать клиентов точечно, то вы получите больше преимуществ.

Не все работодатели ищут себе сотрудников, размещая объявления на сайтах. Они ищут специалистов либо по своим каналам, либо размещают информацию на своем сайте.

Не только руководитель не может оценить. Есть отдел, есть HR, который тоже не может оценить опыт специалиста. Он может задать общие вопросы, но копать глубже не станет.

Если предприниматель хочет выстроить систему внутри компании, мы советуем разобраться, как этот механизм работает. Если и брать специалиста в штат, то нужно уметь его проконтролировать, поставить четкие задачи, понимать, что он будет делать и сколько времени это может занять. Контролировать в любом случае придется.

Если у вас при устройстве на работу не хватает опыта, то можно попробовать перевернуть ситуацию в свою сторону: показать готовность пройти тестовое задание, предложить что-то выполнить, т.е. транслировать уверенность в своих силах.

Еще можете транслировать не опыт, а результат, например, «выиграно столько-то закупок, вот конкретные номера, посмотрите».

Для бизнеса нет разницы, какой у вас опыт. Если у вас есть результаты, и вы готовы помогать компании зарабатывать, то опыт не важен.

Какие могут быть тестовые задания при устройстве на работу?

Например, подготовить заявку на электронный аукцион, в которой компания уже участвовала.
Иногда проводится тестирование. HR готовит список вопросов, а потом задает их кандидату на собеседовании. Еще из заданий было – собрать пакет документов под определенные требования.
Варианты есть разные. Кандидату могут скинуть файл с вопросами на почту. Но вопросы работают не очень хорошо. Если человек разбирается в теории, то не факт, что на практике он себя покажет отлично.

А как быть специалистам без опыта?

Перечень рекомендаций большой. Если только начинаете погружаться в профессию, то начать можно с простых услуг, помочь своему знакомому предпринимателю: подбор электронной подписи, регистрация в ЕИС, поиск закупок.

Первичный анализ – это легкая коммуникация с клиентом. Не обязательно с этими услугами бежать в большую компанию, вокруг много предпринимателей. Потом уже двигаетесь дальше. Либо с этим клиентом, либо с другим. Если опыта нет, то его нужно нарабатывать.

Если вы официально трудоустроены и занимаетесь другой деятельностью, а тендеры идут параллельно, то можно совмещать, не нужно бросать то, чем вы занимаетесь.

Можно для начала устроиться помощником, а потом стать самостоятельной единицей. Иногда встречаются объявления, когда в компании расширяется тендерный отдел, и ищут помощника тендерного специалиста. Там либо минимальный набор требований, либо вообще без требований. Найти клиента на тендерное сопровождение гораздо проще, чем устроиться по найму. Не все компании ищут себе сотрудников с помощью подобных ресурсов. Кто-то просто им не доверяет, кто-то экономит. По факту работодатель ищет просто человека, который поможет ему участвовать в закупках. И все.

Если работаете с клиентом по тендерному сопровождению, то обязательно берите с него обратную связь и отзывы. Это готовые кейсы для оформления портфолио. Отзывы могут использоваться для самопродвижения, либо для презентации себя при устройстве в компанию.

Испытательный срок. Если обладаете навыками и знаниями, то не нужно бояться испытательного срока. За это время вы можете себя проявить, показать свои результаты. А после испытательного срока устроиться полноценно.

Не стоит бояться отказов и ошибок. Очень часто именно у девушек есть синдром отличницы. Они переживают, вдруг не подойдут, вдруг что-то сделают не так… Ошибаются все, и опытные специалисты, в том числе.

Итоги

  1. Не нужно относиться к требованию об опыте серьезно, это всего лишь цифры.
  2. Не нужно делать ставку на трудоустройство в найме. Иногда на фрилансе доход в 2-3 раза выше.
  3. Если уже работаете в найме, то посмотрите в сторону ведения дополнительных клиентов. Опыт – это не ключевой момент в требованиях.
  4. Опыт должен идти в сочетании с практикой, чтобы вы могли приносить компании результат.
  5. Не бойтесь требований и сроков, которые прописаны в вакансиях: звоните, спрашивайте, уточняйте у работодателя. Иногда компании нужно совсем другое, нежели прописано в тексте объявления.
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Телеграм-чат
Подписывайтесь на Телеграм-чат для тендерных специалистов. Здесь общаются люди, которые когда-то тоже первый раз устраивались на работу и готовы делиться своим опытом. В нашем профессиональном сообществе специалисты быстрее растут и прокачивают все необходимые навыки.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.