Электронный магазин госзакупок: что это за магазин, и как он работает?

Участнику закупок

Новшества, которые внедряются в сферу государственных закупок, призваны повышать прозрачность и эффективность проводимых процедур, поддерживать экономику внутри страны.

С появлением такого высокотехнологичного решения как электронные магазины для закупок малого объема дали возможность заказчикам проводить торги по упрощенному алгоритму. Большую роль электронные магазины сыграли и для поставщиков – представителей малого бизнеса, так как теперь они могут выходить на торги наравне с  крупными компаниями.

О принципе работы, преимуществах, примерах конкретных платформ — читайте в материале.

Что такое магазины закупок малого объема, и для чего они нужны?

Для начала разберемся с терминологией и поймем, что такое малые закупки? К ним относятся процедуры по 44-ФЗ, стоимость которых не превышает 600 тыс. руб. (п.4, 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Кроме того, заказчики вправе организовать закупку для единственного исполнителя, стоимость которой может доходить до 1 млн. руб. (п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ).

Важно: закупка товаров п.4, 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ  на сумму не превышающую 3-х млн. руб. (ч.12 ст.93 44-ФЗ) может проходить на федеральных ЭТП. И это касается только товаров!

По 223-ФЗ малыми закупками считаются процедуры со стартовой ценой контракта до 500 тыс. руб., если прибыль заказчика за год превысила 5 млрд. руб. (ч.15 ст.4 223-ФЗ).

Электронные магазины закупок малого объема предназначены для проведения недорогих процедур, соблюдения принципов прозрачности и конкуренции в сфере госзаказа. Регистрация в системе и дальнейшее участие в мероприятиях не требуют дополнительных трат, то есть являются бесплатными.

Использовать эти современные платформы вправе любой заказчик, независимо от его уровня – региональный, муниципальный или просто конкретное учреждение. Автоматизированные системы являются рычагом управления и контроля в области госзаказа.

Весной 2019 г. заработал Единый агрегатор торговли «Березка», который нацелен исключительно для проведения мелких заказов. На его базе закрываются сделки федеральных и региональных заказчиков по прямым контрактам для единственных исполнителей по п.4, 5 и 28 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Чем полезны магазины по осуществлению недорогих заказов?

Электронные магазины, разработанные на основе современных решений IT, делают сотрудничество заказчиков и поставщиков намного проще. Такие процедуры не требуют лишних затрат, оперативны, позволяют выбрать самое выгодное предложение от кандидатов.

Преимущества этих цифровых сервисов:

  • возможность анализа и оценки актуальной ситуации на рынке;
  • предпочтение наиболее подходящему предложению по соотношению цены и качества;
  • применение сервисов по электронному документообороту;
  • сотрудничество с контрагентом, имеющим деловую репутацию и опыт выполнения аналогичных работ.

Помимо названных преимуществ, благодаря использованию электронных магазинов, происходит поддержка малого бизнеса и повышение спроса на продукцию региональных поставщиков.

Принцип работы электронных магазинов

При проведении малых закупок на электронных торговых площадках (ч.12 ст.93 44-ФЗ) задействовано 3 стороны: заказчик, оператор ЭТП и поставщик. Кратко рассмотрим алгоритм действий каждого из них.

Заказчик – готовит и направляет в ЕИС извещение и документацию о закупке (НМЦК и при необходимости – ОИК). Затем:

  • изучает поступившие заявки;
  • допускает или отклоняет заявки;
  • ранжирует заявки с учетом нацрежима;
  • на ЭТП формирует итоговый протокол и направляет оператору торговой площадки;
  • после получения заявок от оператора в течение 1 часа публикует протокол в ЕИС и на ЭТП.

Оператор: 

  • проверяет предложения кандидатов и отсутствие информации о них в РНП;
  • проверяет товар на соответствие требованиям организатора;
  • ранжирует предложения по цене за единицу товара;
  • выбирает 5 заявок с наименьшей ценой (но достаточно будет и 2-х предложений);
  • направляет организатору предложения и документы кандидатов.

Поставщик:

  • формирует ценовое предложение;
  • имеет право обжаловать закупку.

Предложение действует не более 1 месяца со дня размещения, но его можно будет продлить, изменить или отозвать. Предложение вправе подавать участник, зарегистрированный в ЕИС. Можно подать только одно предложение и не более.

Важно: товары и критерии берутся из каталога ТРУ в Единой системе. Нельзя купить товар, которого нет в каталоге. Если товар присутствует в каталоге без описания, то заказчик рискует приобрести «кота в мешке».

Проводить мелкие закупки с использованием электронных магазинов – это право или обязанность организаторов?

Ответ на этот вопрос мы нашли в Письме ФАС № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г. Если кратко, то позиция Антимонопольного ведомства заключается в том, что контрактное законодательство не обязывает заказчиков осуществлять мероприятия на цифровых платформах, выбранных региональными властями.

В подтверждение своей позиции ФАС ссылается на тот факт, что региональные власти не могут принять соответствующий норматив и обязать организаторов осуществлять мелкие заказы в электронном магазине, так как это будет противоречить положениям антимонопольного законодательства в части создания для сервиса более выгодных условий.

Аналогичное мнение содержится в Письме Пензенского УФАС № 1009-5э от 08.10.2019 г.

Примеры онлайн-сервисов для проведения малых закупок

Организовывать и проводить процедуры с небольшой стоимостью заказчики могут в Корпоративном интернет-магазинеhttps://www.roseltorg.ru/kim. Участники создают личный кабинет в сервисе и ведут дальнейшую работу абсолютно бесплатно. Наличие учетной записи позволяет кандидатам выкладывать свои прайс-листы, находить заказчиков и реализовывать продукцию или услуги без привлечения ненужных посредников, то есть происходит выход напрямую на бюджетную организацию, нуждающуюся в данной покупке.

Поставщик изучает размещенный заказчиком запрос и дает обратную связь, если он ему интересен. Контракт заключается в кратчайшие сроки.

Вторым внушительным сервисом по закупкам также является корпоративная платформа Росатомаhttps://www.rosatom.rts-tender.ru/catalog/about/. На ней проходят мероприятия от ведущих предприятий атомного направления на суммы не более 1 млн. руб. Создание учетное записи – бесплатно, торги осуществляются в онлайне, контракты заключаются и подписываются на площадке с помощью электронной подписи (ЭП).

Третьей цифровой системой электронной торговли является электронный магазин ОАО РЖДhttps://eshoprzd.ru/home. Здесь закрываются сделки по потребностям РЖД. Госкорпорация реализовывает большое количество контрактов для представителей малого и среднего бизнеса – свыше 100 млрд. руб. в год. Зарегистрироваться в сервисе может любой желающий предприниматель или ООО и заключить контракт с крупным предприятием. В системе можно найти разные заказы от поставки канцелярских принадлежностей до оказания строительных и ремонтных услуг.

Для начала работы кандидату необходимо будет зарегистрировать личный кабинет (тоже бесплатно) и опубликовать свой прайс. Предложение увидят заказчики и в случае заинтересованности сами выйдут на поставщика для заключения договора. Таким образом, даже мелкий предприниматель может заявить о себе и начать сотрудничество с масштабными игроками.

Назовем еще примеры. Электронные магазины запускаются на базе внешних торговых платформ. Например, Региональный портал закупок малого объема Ростовской области открыт на основе торговой площадки РТС-Тендер. Здесь же ведет свою деятельность, например, электронный магазин города Омска.

Заказчики Самарской области проводят торги в цифровой системе государственных закупок. А московским примером  служит сервис ЕАИСТ (Единая автоматизированная система торгов), где размещаются запросы от представителей столичных властей. Эта платформа входит в Портал поставщиков, на котором должны быть обязательно зарегистрированы поставщики, желающие реализовывать свою продукцию и оказывать услуги в этом сегменте.

Рост показателей в сфере госзаказа, благодаря использованию электронных магазинов

Внедрение в госзакупки цифровых платформ для проведения недорогих заказов среди малого бизнеса привело к высоким результатам. Убедиться в этом можно, обратившись к опыту мурманских заказчиков. Бюджетные организации из Мурманской области стали осуществлять торги на региональном торговом агрегаторе с 2015 г. на основе специального модуля. Такая работа наглядно продемонстрировала эффективные показатели:

  • выросло число поставщиков, участвующих в региональных процедурах (было закрыто почти 4 тысячи сделок на сумму свыше 160 миллионов);
  • обеспечен доступ всех заинтересованных лиц к малым закупкам, представителям СМП были предоставлены дополнительные преимущества (в системе зарегистрировалось почти 2 тысячи компаний);
  • исключены договорные взаимоотношения между участниками сделок;
  • максимально реализован принцип конкуренции;
  • сокращены расходы целевых средств (сэкономлено почти 20 миллионов государственных денег, а это 11% от общего бюджета, выделенного на закупки).

Как работает автоматизированная система на базе ЭТП «РТС-Тендер»?

Торговая площадка «РТС-Тендер» включает в себя десятки магазинов по осуществлению некрупных сделок, ведущих свою деятельность в различных субъектах РФ:

На сегодняшний день в нашей стране функционируют и показывают высокие результаты свыше полусотни магазинов, работающих на мощностях платформы РТС-Тендер. Деятельность распространяется на все субъекты государства. К концу 2018 г. число учреждений, работающих в системе, переступило черту в 12 тысяч, а это каждый десятый заказчик России. Общая экономия государственных средств составила более 600 млн. руб. (в среднем это 7%).

Какие возможности открылись перед организаторами благодаря системе:

  • объединение мелких заказов от всех заказчиков на местном и региональном уровне в одном месте – собственном электронном магазине;
  • выбор федерального органа;
  • разработка дизайна сайта;
  • большой выбор инструментов, подробные аналитические срезы в различных областях;
  • помощь на всех этапах и предоставление необходимых документов для подключения системы;
  • обучение сотрудников организации на базе площадки РТС-Тендер.

Преимущества для поставщиков:

  • сведения о небольших заказах доступны всем заинтересованным лицам;
  • поиск заказчиков происходит с помощью характеристик товаров (можно установить необходимые настройки и получать бесплатные уведомления);
  • возможность смотреть будущие процедуры и на основании этого планировать свою будущую деятельность;
  • несложная подача своего прайс-листа;
  • заказчик сам откликнется, если заинтересовался товаром, и направит необходимую документацию вместе с проектом контракта; поставщик может изучить эти документы, а затем согласиться или не согласиться на сделку.

Договор можно подписать или непосредственно в электронной системе или письменно вне магазина, а затем сведения попадают во всеобщий доступ.

Ответы на вопросы наших учеников о малых закупках, проводимых в электронных магазинах

Учениками нашей онлайн-школы «Азбука тендеров» являются не только опытные поставщики в сфере госзаказа, но и начинающие исполнители. Среди последних популярны вопросы, ответы на которые мы решили разместить в данной статье.

Нужно ли приобретать дополнительную электронную подпись для участия в малых закупках через электронные магазины?

Для участия в таких торгах дополнительная ЭП не требуется. У вас должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись, которая оформляется для участия на 8-ми федеральных ЭТП по 44-ФЗ и для регистрации в Единой информационной системе (ЕИС).

Чем схема участия через электронные системы отличается от запроса котировок?

Запрос котировок – один из популярных способов выбора исполнителя у заказчиков, так как используются упрощенные сценарии проведения и короткие сроки заключения сделок. При этом цена госзаказа не может быть свыше 500 тыс. руб. при условии, что годовое количество закупок не превышает 10% СГОЗ и не более 100 млн. руб. (п.2 ст.72 44-ФЗ). Выигрывает участник, предложивший самую низкую стоимость выполнения контракта (сумму цен ТРУ).

В электронных магазинах все происходит еще проще. После бесплатной регистрации в системе поставщик может пойти двумя путями:

  • найти покупателя, изучив уже имеющиеся в магазине запросы;
  • сформировать свое предложение и подождать, пока заказчики сами откликнуться.

С помощью электронных магазинов заказчики могут проводить простые и срочные процедуры (в последнем случае нужно будет обязательно пояснить причины такой спешки). Исполнитель может быть найден и заключен с ним контракт в течение 2-х дней.

Для сравнения: при обычной закупке на этот этап может уйти минимум неделя.

А что насчет обеспечительных мер и комиссий со стороны сервисов?

Почти все сервисы по осуществлению малых закупок не берут с участников никаких комиссий, а также отсутствует обеспечительный платеж. Такой формат нравится организаторам, так как процедура проходит полностью прозрачно для контролирующих органов, и не возникнет претензий, что закупка проводится по чрезмерной стоимости. Но, например, такая площадка как ЕАТ «Березка» взимает с пользователей комиссионный сбор.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Ольга

    Благодарю обучение

    Ответить
  2. Сергей

    Хочу бесплатно и дистанционно обучиться на Госзакупках. Прошу предоставить ссылку на курсы обучения.

    Ответить
    1. azbukatenderov

      Сергей, держите ссылку на наш бесплатный марафон — https://azbukatenderov.academy/tm-reg_2_site

      Ответить