Дробление закупок по 44-ФЗ: понятие, признаки, факторы риска

Участнику закупок
Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Дробление закупок по 44-ФЗ позволяет заказчикам проводить закупки по упрощенной схеме и в короткие сроки. Иногда такая необходимость может возникнуть, если заказчику нужно закупить товар мелкими партиями по мере надобности. Но если у проверяющих возникнут подозрения, что заказчик ограничил конкуренцию, то последует наказание, которое может «зацепить» и поставщика.

Почему заказчики дробят закупки

Дробление закупок выгодно заказчикам по ряду причин:

  • Не нужно тратить много времени на подготовку закупочной документации и заключение контракта;
  • Сроки по разделенным процедурам значительно меньше, чем в «обычных» закупках – аукционах или конкурсах.
  • Контракт можно заключить с уже известным поставщиком, который ранее показал заказчику свой опыт и качество работ.

Например, заказчику нужно закупить чистящие средства или комплектующие для офисной техники. При проведении аукциона он будет формировать документы, обосновывать начальную цену, определять сроки проведения процедуры. А после выбора исполнителя еще нужно будет отчитаться о заключенном контракте. В результате заказчик потеряет время и понесет трудозатраты.

Когда заказчик заключает прямой контракт с единственным поставщиком, то этапы упрощаются и проходят намного быстрее. Даже обосновывать цену придется только в том случае, если у контрольных органов появятся вопросы.

Иногда заказчику необходимо получать товар небольшими частями, а не крупной партией. В этом случае ему выгоднее приобретать товар, разбив закупку на этапы, по мере надобности.

Формально в 44-ФЗ не запрещено использовать такой подход. Заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же участником на схожий предмет закупки. Но такое решение нужно обосновать.

Некоторые заказчики злоупотребляют своими полномочиями и применяют искусственное дробление закупок по 44-ФЗ, чтобы облегчить себе жизнь. Нужно понимать, что контрактная система ставит на первый план конкуренцию и экономию государственных денег. Возможно, заказчик мог бы получить более выгодные цены, если бы провел аукцион или конкурс, а не делил один большой контракт на несколько мелких сделок. По этой причине у контролеров могут появиться сомнения, и они начнут проверку.

Признаки дробления закупок

На основании некоторых признаков проверяющие органы могут сделать вывод о дроблении закупок по 44-ФЗ. Подозрение могут вызвать закупки малого объема, если:

  • контракты заключены с одним исполнителем;
  • между датами заключения прошло мало времени;
  • все контракты заключены на поставку одного и того же предмета закупки.

Но даже если есть эти признаки, не факт, что имело место искусственное дробление. Может быть, у заказчика не было иного выхода.

В любом случае нужно будет грамотно объяснить контролерам, почему закупка была разделена на несколько контрактов. Например, у заказчика нет помещения, чтобы сразу завести всю партию продукции. Особенно если хранение товара предполагает определенный температурный режим, влажность воздуха и др. Если у заказчика нет условий, чтобы сохранить товар, он может приобретать его мелкими партиями и сразу использовать.

Меры ответственности

Заказчику грозит ответственность, если при дроблении закупки проверяющие усмотрят неправомерные действия. И это может быть не только административная ответственность по КоАП, но и уголовная, к которой могут привлечь нарушителя.

Признать виновным лицом могут контрактного управляющего, который вместо того чтобы провести аукцион, разделил контракт на несколько сделок и заключил их с одной компанией. Контрольные органы могут расценить этот поступок как личную заинтересованность управляющего. Данные действия могут быть квалифицированы как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

Если ФАС признает, что заказчик должен был провести аукцион или конкурс, а вместо этого заключил прямой контракт с поставщиком, то предусмотрен штраф по ч.2 ст.7.29 КоАП – до 50 тыс. руб.

А ст.286 УК РФ предусматривает для заказчика за подобное нарушение уголовную ответственность (заключение контракта с материальным интересом).

Чем грозит поставщику?

Наказание ждет и поставщика, который вступил в сговор с заказчиком или подкупил представителя госучреждения. Нарушителю грозит уголовная статья и большой срок.

Но даже если между поставщиком и заказчиком не было никакого сговора, то факт дробления закупки все равно может принести поставщику неприятности. Например, исполнитель может не получить оплату за выполненные работы. Разделение контракта не останется незамеченным для надзорных органов, начнут проверять, и действия заказчика будут признаны незаконными. В итоге заключенные контракты аннулируют, и деньги по ним не буду выплачены.

Практика ФАС

Минфин и ФАС считают, что закупка одноименных товаров у единственного поставщика не является нарушением, если при этом соблюдались требования законодательства. При этом ведомства уточнили, что в рамках антиконкурентного соглашения так действовать нельзя.

Например, нельзя дробить закупку, по которой предусмотрена единая проектная документация (Письмо ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19). В противном случае это будет считаться уходом от конкуренции, и кроме нарушений по 44-ФЗ может быть квалифицировано как несоблюдение ст.16 135-ФЗ.

Однако также сформировалась практика, в соответствии с которой заказчиков, которые использовали дробление закупок по 44-ФЗ, признавали нарушителями.

Так, комиссия Тамбовского УФАС России в решении от 22.07.2022 по делу № 068/01/16-121/2022 усмотрела нарушение по ст. 16 135-ФЗ в заключении в один и тот же день 4-х контрактов на поставку оборудования для скейтпарков и еще 2-х – на выполнение работ по его монтажу. Был сделан вывод о том, что поставляемые товары составляют единую группу товаров – оборудование для скейтпарков и монтаж указанного оборудования. Контрольный орган отметил, что заключение указанных договоров в один день доказывает искусственность дробления предмета закупки в целях обхода конкурентных процедур.

Необоснованное дробление закупок может привести к ограничению конкуренции других потенциальных исполнителей госконтрактов. Для устранения этой проблемы необходимо четко определить критерии, когда можно считать закупку у единственного поставщика дроблением, а когда – нет. Это позволит контролирующим органам проводить оценку каждого отдельного случая на предмет нарушения законодательства о конкуренции и гибко регулировать закупочный процесс.

Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Телеграм-чат
Подписывайтесь на Телеграм-чат Тендерного клуба – чат для общения и обмена опытом между участниками закупок, тендерными специалистами, руководителями компаний, заказчиками, экспертами по закупкам.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.