Централизованные закупки по 44-ФЗ: что это такое, когда и кем они проводятся?

Участнику закупок

В сфере госзаказа встречаются случаи, когда нескольким заказчикам нужно приобрести схожие или аналогичные товары, работы или услуги. Для экономии государственного бюджета и упрощения всего процесса и проводятся централизованные закупки. При этом создается специальный орган, который наделяется необходимыми для этого полномочиями.

В новой статье рассказываем, что это значит, какие виды таких процедур существуют, назовем обязанности заказчиков и уполномоченных органов, приведем конкретные примеры.

Что такое централизованная закупка по 44-ФЗ?

Закупки, которые проводятся не самим заказчиком, а уполномоченной на эти действия организацией, называются централизованными. При этом такая организация наделена правом подводить итоги мероприятия и определять победителя торгов, но сама заказчиком не является.

В сфере госзаказа такие процедуры регламентированы ст.26 44-ФЗ: какие органы могут быть для этого созданы и какими полномочиями наделяются, в каком порядке заказчики должны взаимодействовать с такими органами и т.д. А если для сравнения говорить о корпоративных закупках, то в 223-ФЗ «централизация» никак не прописана, и закон только в общих чертах говорит о проведении данных закупок.

Цель централизованных закупок – объединить несколько процедур по 44-ФЗ в одну масштабную процедуру на основании однотипных характеристик. А полномочия на их проведение возлагаются на стороннюю организацию, созданную государственными, региональными или муниципальными властями. Уровень таких организаций зависит от уровня заказчика.

Какие заказчики могут передать часть полномочий сторонним организациям? Назовем 3 категории заказчиков:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления;
  2. Местные администрации;
  3. Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).

Зачем нужны централизованные закупки? На это есть несколько причин, которые напрямую зависят от потребностей заказчика:

Во-первых, у заказчиков отпадает необходимость придерживаться специфичных и замысловатых схем при проведении закупок, «централизация» проводится в укрупненном и прозрачном виде.

Во-вторых, централизованные закупки по аналогичным товарам, например, стройматериалы или продукты питания, зачастую проводятся для нескольких заказчиков, что значительно уменьшает цену поставки и сокращает государственный бюджет, выделенный на мероприятие, ввиду большого количества приобретаемой продукции.

В-третьих, данная процедура строго урегулирована законодательством, где прописаны нормы и сроки, а также проводится одним ведомством, в котором представлена команда специалистов с необходимым уровнем компетенции и прошедшая обучение по таким мероприятиям.

Разумеется, как и в любой другой процедуре, здесь есть свои недостатки. Например, чем больше будет объем поставляемых товаров (оказываемых услуг), тем больше времени понадобится на согласование и подготовку документов. Соответственно, и исполнение контракта растянется во времени, а это не интересно ни заказчикам, ни поставщикам.

Некоторые поставщики среднего звена могут справедливо подумать, что из-за такого «увеличенного» объема закупаемых товаров, работ, услуг, они не смогут составить конкуренцию крупным компаниям и не видят смысла участвовать в централизованных закупках. Однако, исходя из сложившейся практики на рынке, можем заверить, что такое, конечно, может быть, но чрезвычайно редко. Поэтому не нужно бояться процедур с пометкой «централизованная».

Виды централизованных закупок

Рассмотрим 2 вида таких процедур, основываясь на нормах контрактного законодательства: базовые (ч.1 ст.26 44-ФЗ) и расширенные (ч.2-3 ст.26 44-ФЗ).

Первая категория предполагает, что главный орган осуществляет административные действия по процедуре, целью которых является определение исполнителя контракта. А обоснование закупки, определение условий контракта, НМЦК и заключение контракта должен выполнять только заказчик. Именно заказчик подписывает контракт с победителем и никто иной.

В качестве примера можно привести Клинское МР Московской области (постановление администрации №2822 от 21 декабря 2015 г.). Центром (уполномоченной организацией) выступило МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), которое согласовывало с заказчиками планы-графики и выбирало способ определения исполнителя. Учреждение подготавливало извещение и размещало его в ЕИС, организовывало совещания комиссии, обеспечивало информационную  конфиденциальность и сохранность документации. Все остальные действия выполняли заказчики (покупатели товара).

Такое взаимодействие не особо разгружает по работе контрактную службу заказчика, она работает в полную силу: составляет планирование, готовит закупочную документацию. Кроме этого, заказчик согласовывает некоторые действия с уполномоченной организацией.

Преимуществом данного сотрудничества является то, что центр оказывает поддержку и консультирует заказчика при проведении процедуры. Если в уполномоченном органе работают профессиональные кадры, которые полностью ориентируются в теме, то централизация будет максимально эффективной и продуктивной для заказчика.

Перечислим, какие обязанности выполняет специальный орган:

  • готовит извещение о предстоящем мероприятии и размещает информацию о проведении в ЕИС;
  • формирует состав комиссии по закупке, а также подготавливает все необходимые протоколы и размещает их в ЕИС;
  • размещает сведения о процедуре, проект контракта в ЕИС, чтобы потенциальные кандидаты могли их изучить;
  • обеспечивает информационную сохранность и безопасность;
  • обеспечивает сохранность документации о процедуре на необходимый срок.

Обязанности заказчика:

  • обоснование закупки, формирование НМЦК, выполняет все действия с момента определения исполнителя до подписания контракта с победителем и приемки работ;
  • подготовка плана-графика закупок исходя из собственных потребностей;
  • организовывает проведение общественного обсуждения, если того требует процедура;
  • выбор способа определения поставщика;
  • указывает порядок внесения обеспечительных мер – заявки и исполнения контракта;
  • обработка запросов на разъяснение документации о мероприятии и передача ответов в центр;
  • публикация в ЕИС отчетов об исполнении контракта;
  • заключение договора с единственным поставщиком, а также проведение запроса предложений, если конкурс или аукцион были признаны несостоявшимися.

Несмотря на то, что базовые центральные закупки никак не облегчают работу заказчика, этот вид остается самым популярным.

Однако допускается распределение функций и в ином ключе (расширенный вариант, в некоторых источниках такой вид процедур называют предметной централизацией). В этом случае уполномоченное учреждение выполняет практически всю работу: от планирования до исполнения контракта, приемки товара, обеспечения оплаты.

Например, нескольким школам или детским садикам нужно закупить методлитературу для преподавательского коллектива. При этом от самих учреждений требуется только сформировать потребность в данном товаре и обосновать проведение процедуры, все остальные действия выполнит центр. Заказчикам останется только подписать договор с выигравшим участником.

Этот вид упрощает работу заказчикам, так как освобождает их от большинства обязанностей.

Как проводятся?

Создаются уполномоченные органы и наделяются соответствующими полномочиями на основании принятого об этом решения. В нем же прописываются функции, которые должен осуществлять центр. На что следует обратить особое внимание:

  1. Выбор исполнителя. Например, в Калининградской области, где уполномоченный орган — это агентство по централизации закупок, заказчики могут самостоятельно выбрать поставщиков вне зависимости от вида закупок, если НМЦК — не более 500 тыс. руб.
  2. Состав закупочной комиссии. Уполномоченный орган сам решает включать в состав комиссии специалистов заказчика или нет.
  3. Для кого будет работать центр. В Саратове государственное учреждение по централизации закупок взяло на себя почти все такие процедуры и помогает заказчикам их реализовать (местные власти, бюджетные и казенные учреждения). А вот в г. Кушве уполномоченный орган помогает только четырем определенным заказчикам.
  4. Предмет централизованной закупки. Лекарственные препараты приобретаются централизованно через Минздрав на основании сводной заявки-потребности (Приказ Минздрава № 357 от 10 октября 1996 г.). По закупкам программного обеспечения главным органом выступает Минкомсвязи (Постановление Правительства РФ № 658 от 8 июня 2018 г.), а проводит торги Казначейство.

Возникает вопрос: «А кто осуществляет надзор за правильностью проведения централизованных закупок, соблюдением всех норм и требований?». Как ни странно, но в 44-ФЗ нет ответа на этот вопрос. Но в ч.5 ст.38 говорится, что контрактная служба заказчика (контрактный управляющий) несет ответственность за полномочия, которые не были делегированы центральному ведомству. Следовательно, контроль за данными процедурами должен осуществляться в общем режиме, и исходя из того, что у заказчика и центра разный функционал.

Последние изменения

На официальном ресурсе Нормативных правовых актов (www.regulation.gov.ru) появился проект, который вносит корректировки в Постановление Правительства РФ № 658 от 8 июня 2018 г.,  посвященное централизованным закупкам программного обеспечения для офисного использования, программного обеспечения для ведения бюджетного учета и программного обеспечения в области информационной конфиденциальности.

Смысл изменений можно свести к тому, что Минцифры не должно выступать в роли уполномоченной организации по централизованным закупкам названного ПО, находящегося под ведомством правительства. Министерство не будет планировать закупки, определять исполнителей, заключать договора, принимать работы. Все эти функции лягут на плечи непосредственно заказчиков.

К проекту прилагается пояснение о необходимости внедрения этих мер. После анализа реализации Постановления № 658 Министерство обнаружило аспекты, которые негативно отразились на исполнении регламента. Это в том числе:

  • не в полной мере реализован сбор нужд федеральных властей в лицензиях антивирусного ПО и ПО для офисов;
  • долгая передача лицензий ПО федеральным властям;
  • нет централизованных механизмов мониторинга даты активации и объема использования лицензий ПО на стороне федеральных властей.

В итоге таких неэффективных действий сроки полезного использования программного обеспечения уменьшились.

Одновременно с этим реализация Постановления № 658 дошла до того, что в кабинетах федеральных органов исполнительной власти массово стало применяться отечественное ПО, поэтому федеральные власти смогли сами приобретать отечественное программное обеспечение.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то, что порядок проведения централизованных закупок четко регламентирован и подробно описан в 44-ФЗ, они имеют как положительные, так и отрицательные моменты.

Из плюсов назовем следующее:

  • заказчик освобождается от ряда обязанностей при проведении процедуры, так как основную часть работы берет на себя уполномоченный орган. Таким образом, и ответственность для заказчика снижается в плане соблюдения сроков размещения всех сведений в ЕИС, если за это отвечает сторонняя организация;
  • заказчик в случае необходимости получает профессиональную поддержку со стороны компетентных специалистов центра, если в ходе проведения мероприятия возникают вопросы и неоднозначные ситуации;
  • при централизованных закупках создается более эффективная атмосфера для понижения цены поставщиками нежели в закупке одного заказчика. Тем самым значительно экономится бюджет заказчика. 

Теперь о минусах таких процедур:

  • ввиду масштабности таких процедур исполнение работ или услуг поставщиком может растянуться на длительный срок. Несмотря на определенную выгоду от таких торгов, заказчик будет заинтересован в оперативном выполнении обязательств;
  • если один заказчик нуждается в проведении закупки, то ему нужно будет подождать, пока появятся еще заказчики с аналогичной потребностью, чтобы можно было провести централизованную закупку;
  • некоторым поставщикам не по силам выполнить большой объем работ или большую поставку, поэтому они отказываются от участия в таких торгах, что ведет к снижению конкуренции.

В заключение скажем, что не нужно путать централизованные закупки с совместными. В первом случае для их проведения создается специальный уполномоченный орган, а во втором — полномочиями на организацию процедуры может быть наделен один из заказчиков. В этом их ключевое отличие.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.