Описание товаров по новым правилам
Организация закупки всегда начинается с описания товара, в котором нуждается государственный или муниципальный заказчик. Критерии направляют участникам при ценовом анализе рынка, размещают их вместе с извещением или прописывают в контракте как спецификацию при закупках, не предполагающих конкурентной борьбы.
При описании объекта закупки на общих основаниях указывают следующие свойства:
- Качественные – что именно необходимо приобрести. Например, стулья (в категории «офисная мебель»).
- Технические — это характеристики изделия. Например, материал (металл).
- Эксплуатационные свойства, влияющие на надежность. Например, период службы.
- Функциональные – это то, как товар будет применяться. Например, стул для офиса.
Помимо главных критериев за Правительством закреплено право устанавливать дополнительные требования (ч. 5 ст. 33 44-ФЗ).
15 июля 2022 года на сайте ЕИС появилась новость о вступлении в силу с 1 января 2023 года Постановления Правительства РФ № 1224 от 08.07.2022.
С 2023 года госзаказчики должны устанавливать дополнительные (экологические) требования по 44-ФЗ при закупках определенных групп товаров, указанных в ПП № 1224.
К таким товарным группам относятся:
- Бумажные изделия, используемые в быту, а также в санитарных и гигиенических целях (салфетки, скатерти, полотенца, носовые платки, туалетная бумага);
- Материалы и изделия, используемые при облагораживании площадей (плитки, бордюры, секции);
- Мягкие материалы для покрытия площадей (плитка и изделия из резины и резиновой крошки, изделия для гидроизоляции, кровельное покрытие из мягких материалов);
- Баки и емкости для сбора мусора;
- Грунт и органические удобрения.
При описании товара заказчик обязан указать долю вторичного сырья, которое используется при производстве такого товара. Причем, заказчик сам решает, какую именно долю указывать. Однако из Письма Минприроды № 25-29/36428 от 16.09.2022 следует, что заказчикам лучше не указывать значение, равное нулю, т.к. это будет принято за формальность и никак не повлияет на эффективное использование вторсырья предприятиями.
Какими документами подтвердить соответствие экотребованиям?
При оценке заявок, наряду с другими характеристиками, заказчики вправе устанавливать к продукции экологические требования для эффективного отбора заявок участников (п.3 ч.1 ст.32 44-ФЗ).
Для оценки заявок применяются следующие критерии:
- стоимость поставок, услуг, работ по контракту, а также совокупность цен единиц ТРУ;
- затраты на использование изделия;
- наличие компетенций, опыта, наличие финансов и иных ресурсов (технических, материальных);
- качественные и эксплуатационные свойства изделия;
Госучреждения могут прописывать экологические требования к товарам при организации конкурсных процедур. В этом случае участник вместе с заявкой подает документальное подтверждение о том, что продукция соответствует критерию экологичности. Участник может проигнорировать это требование, и его заявку не могут за это отклонить, однако он не получит дополнительные баллы, и вследствие этого его могут обойти конкуренты (пп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ). Поставщикам продукции, произведенной с долей вторсырья, начислят больше очков, чем поставщикам другой продукции.
В 2023 году закупающим учреждениям дали право указывать экологические критерии при описании предмета контракта. Если в документации в разделе с характеристиками прописана минимальная доля вторичного сырья, то предложения участников с другими значениями могут отклонить.
В письме Минприроды № 25-29/36428 от 16.09.2022 даются разъяснения, какими документами подтверждать соответствие экологическим требованиям по 44-ФЗ:
- письмо от производителя с указанием доли вторичного сырья в готовой продукции;
- выписка из технической документации производителя (например, выдержка из техусловий);
- документы на вторсырье с учетом кода экономической деятельности ОК-034-2014.
При приемке продукции заказчик проверит наличие указанной документации у поставщика. Если поступит товар с другими характеристиками, то в приемке откажут, а к поставщику применят штрафные меры.
Рекомендация поставщикам: заранее побеспокойтесь о получении необходимых подтверждающих документов, если участвуете в закупке на поставку хозяйственных, бытовых, строительных товаров или удобрений. Это поможет избежать вопросов при приемке и соблюсти сделку без нарушений.
Какие новшества ждут в будущем?
В Постановления № 1224 также сообщается об обязанности Минпромторга по согласованию с Минприроды подавать в Правительство предложения о новых товарных группах, которые закупаются с применением экологических требований по 44-ФЗ. Направлять такие сведения в Правительство Минпромторг должен с 2024 года, не позднее 1 сентября.
Пока в постановлении по вторсырью № 1224 говорится о 5 группах продукции, для которых устанавливаются экологические требования в госзакупках. Но каждую осень в этот список планируют добавлять новые позиции. А правительство установит точный процент вторсырья 44-ФЗ в товаре, чтобы заказчику не выводить этот показатель самостоятельно.
Меры ответственности
Если контрактное законодательство требует, а заказчик не установит экологические требования по 44-ФЗ, то ему могут грозить меры наказания по ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ:
- на уполномоченное лицо – 15 тыс. ₽;
- на организацию – 50 тыс. ₽.
Незаконное отклонение заявки грозит заказчику штрафом в размере 1% от НМЦК, но в диапазоне от 5 до 30 тыс. ₽ (п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ). Заказчик может отказаться от исполнения контракта в случае, если экспертиза установит несоответствие продукции указанным критериям (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ).
Важным аспектом экологических требований к товарам является проверка их соответствия перед заключением договора. Для этого проводятся экспертизы, которые позволяют определить соответствие товара экологическим требованиям, его безопасность для здоровья и окружающей среды.
Экотребования к товарам в госзакупках являются неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития государства и позволяют снизить негативное воздействие производства на окружающую среду.