- у вас с клиентом большая разница в часовых поясах;
- нет физического доступа к электронной подписи клиента;
- как обмениваться документами с клиентом.
Эти и другие сложности тендерного сопровождения рассмотрели в статье. Читайте варианты решений, и пусть у вас в работе таких проблем не будет.
- Сложность #1 — Разные часовые пояса с клиентом
- Сложность #2 — Нет физического доступа к КЭП клиента
- Сложность #3 — Создание дубликата КЭП руководителя / ИП
- Сложность #4 — Клиент не хочет добавлять специалиста на госуслугах, выпускать доверенность и наделять его соответствующими правами
- Сложность #5 — Много начальников
- Сложность #6 — Обмен документами
- Сложность #7 — Общение с человеком, которого никогда не видел
- Сложность #8 — Непредоставление необходимой информации или предоставление ее не в полном объеме
- Сложность #9 — Сжатые сроки на подготовку заявки
- Сложность #10 — Клиент не всегда прав
- Заключение
Сложность #1 — Разные часовые пояса с клиентом
Например, тендерный специалист находится в Москве, а клиент в Нерюнгри (+6 МСК). У специалиста 8-00 утра, а у клиента уже обед 14-00. Когда у клиента утренняя планерка в 9-00 утра, то у специалиста еще глубокий сон в 3 часа ночи.
Варианты решения:
- Созвоны, планерки и согласования в удобное для специалиста и клиента время
- Обозначение временных интервалов, когда специалист и клиент доступны для связи
- Наличие у специалиста КЭП физического лица и доверенности на осуществление всех необходимых действий
Сложность #2 — Нет физического доступа к КЭП клиента
КЭП оформлена на руководителя юрлица или ИП и у специалиста нет к ней доступа.
Варианты решения:
- Удаленное подключение к ПК клиента (TeamViewer, Аnydesk, Ammyy). Нужно, чтобы клиент был за компьютером, что не всегда удобно
- Дубликат КЭП руководителя / ИП. Есть риски и руководители неохотно на это соглашаются
- Наличие у специалиста КЭП физического лица и доверенности на осуществление всех необходимых действий. Наиболее оптимальный вариант как для клиента, так и для специалиста.
Сложность #3 — Создание дубликата КЭП руководителя / ИП
Варианты решения:
- Если КЭП выпускалась УЦ, то дубликат ключа можно отправить в виде архива по электронной почте
- Если КЭП выдавалось в ФНС, то есть сложности с ее копированием. В закрытом клубе мы давали участникам инструкцию по копированию ключа от ФНС
- Наличие у специалиста КЭП физического лица и доверенности на осуществление всех необходимых действий
Сложность #4 — Клиент не хочет добавлять специалиста на госуслугах, выпускать доверенность и наделять его соответствующими правами
Варианты решения:
- Уточнить что его беспокоит и рассказать о том, что клиент может очень быстро аннулировать данные доступы в случае необходимости.
- Удаленное подключение к ПК клиента при его непосредственном присутствии (TeamViewer, Аnydesk, Ammyy).
- Вход на ЭТП по логину и паролю, создание черновика заявки. Подписание заявки и участие в торгах выполняет сам клиент.
Сложность #5 — Много начальников
Окончательное решение об участии принимает не один человек, а несколько. Например, директор и коммерческий директор. Или собственник (учредитель) и директор.
Варианты решения:
- Договориться на берегу, кто принимает окончательное решение и с кем контактирует специалист
- Идеальный вариант, когда у специалиста есть прямой контакт с ЛПР (лицом принимающим решение)
Сложность #6 — Обмен документами
Варианты решения:
- ЭДО
- Курьерская служба / Почта России
- Обмен сканами (при этом в договоре должна быть формулировка:
- Стороны подтверждают, что Договор считается заключенным как путем обмена документами, выполненными на бумажном носителе и скрепленными печатью и подписью Сторон, так и путем направления электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью с использованием систем электронного документооборота или скан-копией, фотографией документа в формате PDF, JPG, JPEG и пр., направленных сторонами по адресам электронной почты, указанным в разделе «Адреса и реквизиты сторон»
- Стороны договорились, что документы, сообщения, извещения, уведомления, дополнительные соглашения к настоящему Договору и т.п., равно как и их скан-копии, относящиеся к предмету настоящего Договора и направленные в электронном виде по адресам электронной почты, указанным в разделе «Адреса и реквизиты сторон», или путем обмена документами с использованием систем электронного документооборота, имеют юридическую силу наравне с документами, оформленными на бумажном носителе, и обязательны для исполнения сторонами)
Сложность #7 — Общение с человеком, которого никогда не видел
Обычно этим «страдают» пожилые руководители старой закалки.
Варианты решения:
- Использование видео связи.
Сложность #8 — Непредоставление необходимой информации или предоставление ее не в полном объеме
Чаще всего это касается финансовой составляющей, заключенных контрактов, материальных и кадровых ресурсов
Варианты решения:
- Объяснить зачем специалисту нужна эта информация
- Прописать в договоре раздел о неразглашении конфиденциальной информации
Сложность #9 — Сжатые сроки на подготовку заявки
Клиент долго принимает решение об участии и до подачи заявки остается мало времени.
Варианты решения:
- Прописать в договоре минимальный срок необходимый специалисту на подготовку заявки
- Дополнительная оплата за срочность
Сложность #10 — Клиент не всегда прав
Варианты решения:
- Отстаивать и аргументировать свою позицию
- Предупреждать клиента о возможных последствиях и рисках принятого им решения