Что такое франшиза, роялти и паушальный взнос?
Для начала разберемся с терминами, которые будут встречаться в материале, а потом перейдем к рассмотрению франшизы госзакупок и тендеров.
Франшиза – это вид бизнес-модели, при котором владелец (франчайзер) предоставляет другой компании (франчайзи) право использования своего бренда, товаров, услуг, технологий, знаний и поддержки в обмен на определенные платежи или комиссии. Франчайзер предоставляет франчайзи все необходимые инструменты и ресурсы для запуска и ведения бизнеса по определенной модели.
Примеры франшиз — это сети быстрого питания, магазины, образовательные центры, салоны красоты, автосервисы, аптеки и другие виды бизнеса.
Франчайзинг – это бизнес-модель, основанная на использовании франшизы. Франчайзинг представляет собой отношения между двумя компаниями: франчайзером (владельцем бренда, товаров или услуг) и франчайзи (получающей права на использование бренда и бизнес-модели).
В рамках франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи пакет услуг, инструкций, поддержки и прав на использование своего бренда, товаров или услуг в обмен на определенные платежи. Франчайзи, в свою очередь, обязуется следовать предоставленным бизнес-процедурам, стандартам качества и другим требованиям франчайзера.
В франчайзинге имеются два вида выплат франчайзи франчайзеру — это роялти и паушальный взнос.
Роялти (англ. «royalty») – это плата, которую франчайзи (владелец франшизы) обязуется уплачивать франчайзеру (владельцу бренда или бизнес-модели) за право использования его бренда, товаров, услуг, знаний и поддержки в своем бизнесе.
Роялти является одной из форм компенсации, которую франчайзи выплачивает франчайзеру за предоставленные им преимущества и поддержку. Размер роялти может различаться в зависимости от франчайзера, отрасли и уровня прибыльности бизнеса. Обычно роялти выражается в процентах от выручки франчайзи или в фиксированной сумме, уплачиваемой периодически (например, ежемесячно или ежеквартально).
Роялти бывает трех видов: процент с оборота, процент с прибыли (маржи) и фиксированный роялти.
Паушальный взнос (или иногда называемый «франшизный взнос» или «вступительный взнос») – это одноразовая сумма, которую франчайзи (владелец франшизы) обязан уплатить франчайзеру (владельцу бренда или бизнес-модели) при подписании франчайзингового соглашения и перед началом использования бренда и поддержки франчайзера.
Сумма паушального взноса может значительно различаться в зависимости от франчайзера, отрасли, рыночных условий и уровня поддержки, предоставляемой франчайзи. При принятии решения о вступлении в франшизу важно внимательно изучить детали паушального взноса и обсудить его с франчайзером, чтобы полностью понимать, что входит в эту сумму и какие преимущества она предоставляет.
Франшиза госзакупок: что скрывается под красивой афишей?
Бренд
Самые известные примеры франшиз – это бренды зарубежных компаний, которые до определенного времени работали на территории РФ (McDonald’s, SubWay, KFC, STARBUCKS и др.). Франшиза позволяет вам осуществлять продажи под флагом знаменитого бренда. Вас оснащают всеми необходимыми инструментами и ведут вас от самого начала до первых продаж, включая разработку регламентов и дизайн помещения.
Может сложиться впечатление, что, приобретая франшизу госзакупок и тендеров, вы так же будете работать от имени известной компании. Но это не так. Участвовать в тендерах вы будете от своего юрлица или ИП (если статус у вас зарегистрирован). На заметку: в закупках лучше участвовать в статусе юрлица или ИП, т.к. для них открывается больше возможностей, а возможности физлиц ограничены и невыгодны в плане налоговых платежей (13% НДФЛ).
Технология ведения бизнеса и обучение
В рамках тендерной франшизы вам предложат обучение по участию в электронных процедурах. На самом деле, это только громко звучит, а на практике вы получите около десяти уроков в течение 2-4 дней. За такой короткий срок вряд ли можно научиться грамотно участвовать в закупках, а такое минимальное обучение не убережет вас от фатальных ошибок.
Госзакупки – это сложное и объемное направление, в котором нужно детально разбираться, в идеале – под руководством опытных наставников. Обучение от менеджеров тендерных франшиз ничем не лучше, чем простое прочтение Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Только в последнем случае вам не нужно будет платить.
Продавцы тендерных франшиз упрощают технологию ведения бизнеса до принципа — купи подешевле, продай подороже, а разницу положи в карман. Однако и разницу в полном размере вы не сможете себе забрать, т.к. придется отдать франчайзеру от 1 до 3% от выигранного контракта. Вы сами для себя должны решить, подходят ли вам такие условия. Выгодно ли вам отдавать такую комиссию?
Поддержка и помощь
Если внимательно приглядеться к сайтам, на которых предлагают франшизы, то можно сделать определенные выводы. Вам предлагают помощь на всех этапах участия в закупках и гарантируют определенное количество побед от количества тендеров, в которых вы поучаствуете.
Вам предлагают поиск и просчет тендеров, помощь в заполнении заявок, юридическое сопровождение, консультации и так далее. По сути, под красивым названием «франшиза» вы получаете комплексное тендерное сопровождение или аутсорсинг тендерного отдела. Но эти услуги через время закончатся. Поддержка дается на определенный период, а гарантия победы возможна лишь при соблюдении ряда условий. Вы и сами это поймете, когда внимательно прочитаете договор.
Для соблюдения условий вы должны участвовать в закупках на регулярной основе, а для этого потребуются деньги. Допустим, стоимость франшизы – 500 тыс. руб. Из них вы заплатите 300-350 тыс. руб. в качестве паушального взноса. Остается только 150-200 тыс. руб. на участие в закупках. Это очень небольшие оборотные средства, и их хватит только на несколько недорогих лотов.
Получается, что за 300-350 тыс. руб. вы получаете не тендерную франшизу, а тендерное сопровождение за внушительную сумму.
Как и в любом бизнесе, перед тем как решиться на франшизу госзакупок и тендеров, предпринимателям следует тщательно изучить все аспекты модели, оценить свои ресурсы и способности, а также понимать потенциальные риски и нагрузку.
Резюме
Если введете в поисковой строке браузера запрос «франшиза госзакупок», то вам выдаст примерно до 10 предложений франшиз. У всех примерно похожие условия:
- паушальный взнос в пределах 300-350 тыс. руб.;
- роялти 1-3% от суммы выигранных контрактов;
- обучение нового партнера участию в госзакупках 2-4 дня по 3-4 часа;
- сопровождение участия в госзакупках.
Заработок франчайзеров складывается именно от паушальных взносов, а не от роялти. Поэтому ключевая цель таких проектов – вовлечь как можно больше доверчивых людей, которые хотят зарабатывать на госзакупках.
Перед покупкой франшизы госзакупок взвесьте все за и против. Подходит ли вам это предложение? Ведь вы отдадите большую сумму денег не за готовую систему ведения бизнеса, а за базовое обучение и тендерное сопровождение. Причем качество самого обучения и сопровождения оставляет желать лучшего.
Что же тогда делать?
Если вы хотите самостоятельно и бесплатно разобраться в теме тендеров, то записывайтесь на марафон-практикум «Специалист по тендерам». На бесплатном марафоне вы получите больше необходимых знаний, чем на обучении от менеджеров франшизы за 300-350 тыс. руб. Сэкономленные деньги можете пустить на участие в своих первых закупках.