Нормативно-правовая база
Федеральный закон 44-ФЗ создан для регулирования системы госзакупок, отслеживания действий госзаказчиков по расходованию бюджетных средств, приобретению продукции только у лучших поставщиков.
Принципы прозрачности и конкуренции способствуют эффективному расходованию целевых лимитов, доведенных до госучреждений. А также обеспечению организаций необходимыми товарами, работами и услугами по низкой цене и на выгодных условиях.
Согласно ч.2 ст.31 44-ФЗ право по установлению дополнительных требований к участникам некоторых видов закупок есть у Правительства РФ.
Что это за доптребования (ч.2.1 ст.31):
- достаточное количество денежных средств для выполнения работ по контакту;
- наличие технических и материальных ресурсов на праве собственности или в аренде;
- деловая репутация и опыт, связанный с предметом работ;
- квалифицированный штат работников.
Универсальная предквалификация по 44-ФЗ действует в госзакупках с 1 января 2022 года, когда произошли очередные масштабные изменения в контрактном законодательстве. Процедура предварительного отбора опытных участников применяется в закупках, НМЦК которых превышает 20 млн. ₽. Изменения в 44-ФЗ по этой теме были внесены в составе большого пакета оптимизационных поправок Федеральным законом № 360 от 7 февраля 2021 года.
С какой целью внедрена универсальная предквалификация:
- приобретение лучших товаров, работ и услуг в соотношении цена/качество;
- ограничение допуска к крупным контрактам неопытных компаний;
- снижение количества неисполненных контрактов и минимизация нарушений;
- борьба с профессиональными жалобщиками.
Важный момент! Универсальная предквалификация регулируется нормами ч.2.1 ст.31 44-ФЗ. Если к участникам в ходе проведения закупки не предъявляются дополнительные требования по Постановлению Правительства РФ № 2571 от 29 декабря 2021 года, то заказчик обязан осуществить универсальную предквалификацию с соблюдением определенных условий.
Случаи применения
Благодаря механизму отсеивания неопытных участников, госконтракты получают только исполнители со стажем. При этом увеличивается доля работ, выполненных добросовестно и без нарушений.
Для чего применяется универсальная предквалификация?
С 2022 года заказчики применяют предварительное отсеивание компаний без опыта при соблюдении 2-х условий:
- К участникам закупки не предъявляются дополнительные требования по ПП РФ № 2571 от 29 декабря 2021 года.
- НМЦ контракта превышает 20 млн. ₽. Если начальная стоимость закупки ниже, то отбор участников по опыту не осуществляется.
Универсальная предквалификация проводится всегда независимо от:
- Объекта закупки. Неважно, что закупает госучреждение: если начальная цена более 20 миллионов и в документации не прописаны дополнительные требования к кандидатам, то механизм отбора обязательно задействуется.
- Конкретного способа выбора победителя. Общий порядок выбора исполнителя изложен в ст.31 44-ФЗ и применяется для процедур, стоимость которых не ниже 20 млн. ₽, а также не предъявляются дополнительные требования. В частности, предварительная квалификация проводится в электронных аукционах и открытых конкурсах.
Теперь разберем, какие условия прописываются заказчиками для будущих исполнителей.
Требования универсальной предквалификации:
- компания должна иметь исполненные контракты по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ за предшествующую трехлетку;
- контракты должны быть исполнены без неустоек (штрафов, пеней), или неустойка погашена к моменту подачи заявки на текущую закупку;
- стоимость подтверждающего опыт контракта — не менее 20% от начальной цены текущей закупки.
Допустим, если заказчик проводит процедуру с НМЦК 20 млн. ₽, то цена контракта участника, которым он подтверждает свой опыт, должна быть не ниже 4 млн. ₽.
Если заказчик проверяет компанию на опыт, то в составе заявки данная компания должна доказать свою компетентность. Ключевые факторы:
- Контракт выполнен успешно: без неустоек или неустойка оплачена.
- Контракт выполнен по 44-ФЗ или 223-ФЗ в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
- Цена подтверждающего опыт контракта или договора – не менее 20% от текущей процедуры.
Стаж и компетентность компании повлияют не только на ее допуск к закупке, но и на право обжалования. Подавать жалобы смогут только те участники, которые доказали свой опыт и прошли спецквалификацию.
Ограничения для офшорных компаний
Согласно п.10 ч.1 ст.31 44-ФЗ исполнителем контракта не может стать офшорная компания. Также такие офшорные компании не должны числиться и на:
- участниках корпоративного юрлица или учредителях унитарного юрлица;
- представителях, которые напрямую или косвенно распоряжаются более чем 10% голосующих акций или частью уставного или складочного капитала общества.
Механизм деофшоризации ограничивает допуск к российским закупкам компаний, которые зарегистрированы на территории другой страны и платят налог в бюджет иностранного государства.
Отличия от предквалификационного отбора
Еще один механизм ограничения участников – это предквалификационный отбор по 44-ФЗ, который применяют при осуществлении конкурсных процедур.
В каких закупках встречается предквалификационный отбор:
- проводится конкурс с доптребованиями по ПП РФ № 2571 , и для исполнения контракта требуется участник с высоким уровнем квалификации. Например, работы по восстановлению музейных экспонатов, ремонту автомобильных дорог, техническому обслуживанию ж/д составов.
Скриншот с сайта https://zakupki.gov.ru/:
Отсеивание участников по квалификации на предварительном этапе происходит при проведении дорогостоящих процедур. Квалификация и опыт компании подтверждаются соответствующими документами. В отличие от предварительного отбора, никаких других документов прикладывать не нужно. Например, при осуществлении закупки на морскую перевозку товара по Постановлению № 2571 с применением предварительного квалификационного отбора участник, кроме ранее исполненных договоров, подает документы на владение транспортом, с помощью которого морская грузоперевозка будет выполнена.
Получается, что оба этих механизма – универсальная предквалификация и квалификационный отбор – служат для выбора опытных и квалифицированных исполнителей. Применяются они при разных способах размещения процедур. В первом случае – это ограничительная мера, а во втором – отдельный этап закупки.