Типовой устав ООО от ФНС: что это такое, какой выбрать и как его использовать?

Участнику закупок

Любое ООО работает на основе утвержденного устава. На смену стандартным формам учредительных документов пришли типовые уставы (ТУ), разработанные Минэконмразвития. Это сделано в помощь организациям для упрощения работы, взаимодействия с контрагентами, банками.

Подобрать подходящий вариант можно, например, в онлайн-сервисе от ФНС. А если типовая форма не отвечает особенностям деятельности компании, то руководство может разработать свой собственный документ, однако он уже не будет считаться типовым.

Подробности читайте в статье.

Для чего и каким организациям нужен типовой устав?

Каждое общество с ограниченной ответственностью (ООО) работает по стандартизированным формам учредительных документов – типовому уставу ООО. Новое общество обязано выбрать подходящий вариант ТУ из утвержденного списка или разработать вариант устава самостоятельно.

Перечень был утвержден Минэкономразвития еще в 2018 году, а активно применять его начали с 25 ноября 2020 года.

На выбор от Министерства представлено 36 вариантов типовых уставов, и каждый руководитель (группа руководителей) выбирает наиболее подходящую для своей компании форму.

В ТУ прописываются нормы законов, на которых основывается общество в процессе своей работы.

Если юрлицу не подходит ни один из утвержденных типовых уставов, то оно вправе разработать свой устав. И для этого не нужно переоформлять ООО или заменять действующие учредительные документы типовыми.

Формы документов размещены в интернете и открыты для всех заинтересованных лиц. Например, найти список из 36 ТУ можно на сайте ФНС в онлайн-сервисе по выбору типового устава для ООО.

Если какой-то из вариантов соответствует особенностям деятельности компании, то его номер вносится в форму Р11001. В текст выбранной версии ТУ нельзя вносить коррективы, поэтому выбирать нужно со всей ответственностью.

Преимущества и недостатки типовых уставов

Плюсы
Располагаются в онлайне, поэтому можно быстро и без помощи юриста выбрать оптимальный вариант и сразу использовать в работе.
Формы разработаны Министерством экономразвития, а это значит, что исключены ошибки в документации и при регистрации ООО вы не получите отказ.
Не потребуется распечатка для оформления юрлица и дальнейшей деятельности. Номер выбранного документа отражается в заявлении по форме Р11001.
Устав не нужно изменять даже при внесении корректировок в данные о юрлице, т.к. ТУ не содержат ни название организации, ни адрес, ни род занятий. Для внесения таких изменений необходимо всего лишь предоставить в ФНС заявление по форме Р13014.
Минусы
Нельзя изменять пункты стандартизированной формы. Если появились расхождения между пунктом устава и реальной деятельностью общества, то нужно взять другой вариант ТУ или создать свой.
Не подходит юрлицам, в которых коллективный управленческий аппарат из нескольких директоров и (или) ревизионная комиссия. Если обществом руководит один человек, назначенный решением общего собрания, то он именуется генеральным директором.
Не подходит ООО, которые работают с печатью.
Решения выносятся на общем собрании представителей организации с определенным кругом лиц – это подтверждается либо заверением нотариуса, либо протоколом заседания присутствующих представителей. Первый вариант требует финансовых затрат и неудобен. Выбирать можно только из 2-х данных способов, третьего не предусмотрено.
Типовые учредительные документы не используются юрлицами, ведущими свою деятельность на основании лицензий.
Содержание ТУ строго регламентировано. Нельзя вносить изменения в текст документа и адаптировать под деятельность конкретной компании.
Разработкой форм занимается Минэкономразвития, которое в любое время может внести в них изменения. Поэтому в случае необходимости всегда сверяйтесь с актуальной версией ТУ.
Все документы организации должны быть приведены в соответствие с формулировками нового ТУ.

Цель типовых уставов для ООО – упрощение процесса регистрации новых компаний и приведение деятельности в соответствие с нормами законов. В результате процесс оформления и выбор необходимой формы не требует расходов и происходит значительно быстрее, чем по старой схеме. Однако даже утвержденные ТУ подходят не всем юрлицам. Кроме этого, регулятор в любое время может обновить версии ТУ.

В некоторых случаях лучше не опираться на утвержденные типовые формы, а разработать для своей компании подходящий для ее деятельности вариант. Компаний много, а моделей работы еще больше, и предугадать стандартные ситуации не под силу даже Министерству экономразвития. Каждый руководитель должен основываться на особенностях своей организации.


Какой типовой устав применять в ООО?

Типовые уставы – это различные вариации учредительных документов. При выборе оптимального варианта руководитель (группа руководителей) должен ответить на следующие вопросы:

  1. Как участнику выйти из общества или выход не предусмотрен?
  2. Требуется ли согласие других участников в случае передачи доли (части доли) одним представителем общества другому (-им) представителю (-ям)?
  3. Требуется ли согласие других участников в случае передачи доли (части доли) представителем общества третьим лицам?
  4. Имеют ли участники общества преимущества в случае продажи доли (части доли) другим участником общества или при отчуждении его прав третьим лицам.
  5. Нужно ли согласие представителей ООО при переходе доли участника его наследникам или правопреемникам?
  6. Каким образом осуществляется управление обществом: генеральный директор, локальное руководство каждого лица, равное коллективное управление?
  7. Каким образом фиксируются решения, принятые в ООО: нотариальное заверение, протокол заседания?

Как перейти на типовой устав новому и уже действующему ООО?

Только возникающим юрлицам при оформлении в отделении налоговой не нужно сопровождать комплект документов типовым уставом. На странице 4 в графе 8 заявления по форме Р11001 необходимо отразить номер ТУ, на котором вы остановились.

Действующим компаниям также не составит труда переключиться на типовой устав. Для этого необходимо провести общее собрание всех представителей компании и вынести решение о применении другой формы ТУ.

Если в обществе один участник, то он выносит единоличное решение.

Информация о принятом решении передается в ФНС с помощью заявления по форме Р13014.

Не допускается переписывание текста типовой формы. Если нормы ТУ больше не соответствуют деятельности компании, то есть 2 пути:

  1. Перейти на подходящий вариант ТУ.
  2. Самостоятельно разработать другой устав, который будет соответствовать деятельности компании.

Обе схемы предполагают аналогичные действия: применение другого устава фиксируется общим решением и обязательно необходимо уведомить налоговую о произошедших изменениях.

Где взять типовой устав?

В интернете можно найти немало онлайн-сервисов, которые оказывают услуги по оформлению ООО и переходу на типовой устав. Например, такие услуги оказывают компании Тинькофф, Росбанк и др. Помощь бесплатная и не занимает много времени.

Также бесплатно подобрать типовой устав для ООО можно в онлайн-сервисе от ФНС:

Пользователю необходимо будет пройти в системе 7 шагов и ответить на вопросы, которые помогут остановиться на оптимальной версии ТУ. Поэтому внимательно проанализируйте особенности деятельности своего общества перед выбором документа.

Если вы выбрали конкретный устав, то уже нельзя будет в дальнейшем поменять его текст. Но заменить один типовой устав другим никто не запрещал, вы всегда можете это сделать. Или разработайте свой адаптированный под компанию вариант.

Самостоятельно разработать свой устав общества можно на основании типовых уставов. Но помните, что ваш вариант не будет считаться типовым, и при регистрации его нужно предоставить в ФНС, предварительно заверив у нотариуса. В дальнейшем его, например, нужно будет предоставлять банкам, контрагентам и т.д.

Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Телеграм-чат
Друзья, оцените статью «звездочками», если было актуально. Переходите в наш Телеграм-чат, где еще больше полезных и нужных для работы материалов. В чате присутствуют представители бизнеса, банков, руководители компаний, участники закупок. Вы можете перенимать опыт старших коллег и делиться с новичками своими наработками.

 

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.