Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
- Законодательная база
- Досудебный порядок
- Порядок подачи жалобы
- Сроки обращения
- Сопутствующие документы
- Сроки рассмотрения обращения
- Принятие решения
- На что можно жаловаться, а на что — нельзя
- Судебный порядок
- Сроки обращения
- Как грамотно подготовить иск?
- Какие документы нужно собрать?
- Рассмотрение дела и вердикт
- На что обратить внимание при досудебном и судебном обжаловании?
- Где найти решения ФАС?
Законодательная база
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:
- Через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.
Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Гражданский кодекс РФ.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.
Досудебный порядок
Не стоит сразу обращаться в суд, если можно попробовать урегулировать спорные моменты в досудебном порядке в вышестоящем ведомстве. Это значительно сэкономит ваши силы и время. Данная схема предполагает прохождение нескольких шагов:
Шаг № 1. Выберите подразделение ФАС.
Шаг № 2. Изложите свою жалобу в тексте письменного заявления.
Шаг № 3. Направьте свое обращение в вышестоящий антимонопольный орган.
Шаг № 4. Дождитесь, пока ФАС рассмотрит жалобу и вынесет решение по ее удовлетворению либо отказу.
Шаг № 5. Получите письменное уведомление о решении ФАС.
Порядок подачи жалобы
Досудебный процесс начинается на основании обращения заявителя, после чего происходит оценка действий ФАС.
В территориальных или коллегиальных органах ФАС работает апелляционная коллегия, куда попадает жалоба.
Обращение можно подать двумя способами: письменно или дистанционно (подписывается электронной подписью).
В тексте жалобы должны быть прописаны основные моменты:
- Сведения о подразделении ФАС, которое предположительно совершило правонарушение.
- Реквизиты документа, который является предметом разбирательств.
- Сведения об авторе заявления: для юрлица – наименование фирмы, адрес местонахождения, контакты; для физлица (ИП) – ФИО, эл. почта (если необходимо, чтобы на нее пришел ответ) адрес (для отправки письменного ответа).
- Описание правонарушений со ссылками на соответствующие НПА.
- Опись прилагаемых документов.
При дистанционной подаче жалобы её автор может дополнительно приложить электронные версии документов и материалов.
Образец досудебной жалобы:
Как можно подать жалобу?
- Самостоятельно посетить ФАС.
- Отправить с помощью интернета.
- Почтой.
- В отделении МФЦ или на сайте «Госуслуги».
Текст обращения должен соответствовать ряду требований:
- Разборчивость почерка.
- Уважительный стиль изложения (без ругательств, угроз, пропаганды терроризма);
- Указать свои фамилию, имя и отчество, так как в противном случае антимонопольный орган не ответит.
Сроки обращения
Время подачи досудебной жалобы составляет 30 дней с момента вынесения решения. Если не успеть в этот срок, то нужно будет направлять ее в суд. Данные сроки исчисляются с момента принятия полного решения. Оно изготавливается ФАС в течение 10-ти дней с момента оглашения резолютивной части.
Сопутствующие документы
Вместе с жалобой дополнительно подаются следующие документы:
- Документальное подтверждение правоспособности лица подписывать и подавать подобные документы (доверенность на отстаивание интересов или копия устава).
- Копию предписания или решения ФАС, являющегося предметом разбирательств.
- Иные документы, подтверждающие ущемление прав заявителя.
Сроки рассмотрения обращения
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года. Срок рассмотрения: 30 дней. Если от заявителя потребуются дополнительные материалы или сведения, то срок может быть еще продлен максимум на 30 дней. О такой необходимости заявитель получает письменное уведомление.
Срок рассмотрения для коллегиальных органов: 2 месяца (при возможности продления еще максимум на 30 дней).
При рассмотрении досудебного заявления действие оспариваемого документа не приостанавливается.
Принятие решения
При рассмотрении жалобы ФАС может вынести следующий итоговый вердикт:
- отказать в удовлетворении претензии;
- согласиться с предъявляемым нарушением;
- удовлетворить не все, а только некоторые пункты заявления.
Автор обращения обязательно получает письменное уведомление о принятом решении. Оно будет доступно для просмотра на официальном ресурсе антимонопольной службы. В отношении виновных лиц может быть вынесена «дисциплинарка».
При частичном или полном удовлетворении жалобы для выявления факта нарушения законодательства о государственной гражданской службе применяется дисциплинарное наказание либо иная ответственность. Лицо, ответственное за рассмотрение обращения пишет служебную записку на имя руководителя ФАС с указанием сути нарушения и виновников. Служебная записка будет являться основанием для принятия постановления о проведении надзорных действий в отношении госслужащих.
На что можно жаловаться, а на что — нельзя
Предметом обращения может стать:
- Несвоевременное размещение в ЕИС сведений о поступившей жалобе, или дате и «месте разбора».
- Нарушение сроков, в которые нужно было зарегистрировать и рассмотреть обращение.
- Несоблюдение положений закупочного законодательства при отказе в удовлетворении претензии.
Нельзя жаловаться на:
- Нарушения по заключенным контрактам.
- Неправомерные действия комиссии при оценке и рассмотрении заявок.
- Нарушения, которые уже были рассмотрены в судебном порядке, и было принято решение.
- Случаи, когда заявление уже рассматривалась надзорным ведомством, и по нему было принято постановление.
Судебный порядок
Для обжалования решения ФАС можно обратиться в арбитражный суд. Судебный орган уполномочен отменять принятые ранее акты и признавать неправомерность действий/бездействия ответственных лиц. К таким нарушениям относятся: несоблюдение сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении полученного претензионного письма.
При оспаривании решения или предписания ФАС стороны должны придерживаться такой схемы:
- Определиться с компетентным органом.
- Подготовить исковое заявление и оплатить пошлину.
- Подать иск по почте или через секретариат с дополнительными документами.
- Суд принимает решение о факте правонарушения антимонопольного органа либо отказывает в удовлетворении обращения.
Сроки обращения
Оценивать правомерность действий/бездействия ФАС уполномочен суд.
Подведомственность и подсудность подобных дел указана в ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем сообщается, что дела о нарушении этапов закупки разбираются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение вызывает споры.
Сроки обращения: 3 месяца после принятия решения ФАС или выдачи соответствующего предписания по погашению долга (ст.52 135-ФЗ).
Лицо либо организация, выявившие правонарушения могут обратиться с заявлением в арбитражный суд в трехмесячный срок, как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством (ст.198 АПК).
Акты ФАС, вынесенные коллегиальной комиссией антимонопольного ведомства, можно оспаривать в суде в более сжатые сроки – 30 дней с даты их вынесения.
Если заявитель опоздал с подачей жалобы, то суд все равно может ее принять, если посчитает причины несоблюдения срока подачи уважительными.
Как только суд примет заявление, исполнение предписания ФАС «притормаживается» до момента выхода судебного постановления.
Как грамотно подготовить иск?
Алгоритм по составлению иска приведен в ст.199 АПК:
- Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
- Наименование подразделения ФАС и данные оспариваемого документа (решение, предписание, акт).
- Описание правонарушения антимонопольной службы со ссылкой на законодательство.
- Ясная суть претензии: отменить решение ФАС (акт, предписание), наказать виновных лиц.
Образец судебной жалобы:
Если участник закупки посчитал, что сведения о нем незаконно внесены в реестр недобросовестных поставщиков, то он вправе оспаривать решение ФАС в судебном порядке.
Образец жалобы на включение сведений об участнике закупок в РНП:
Какие документы нужно собрать?
Суд обязательно примет исковое заявление, если истец подготовил всю необходимую документацию:
- Квитанция о погашении пошлины. Цена пошлины — 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса.
- Исковое заявление.
- Уставная документация истца или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП.
- Документальное подтверждение получения иска ответчиком.
К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.
Рассмотрение дела и вердикт
На рассмотрение дела отводится определенный день. Заявитель должен быть на процессе «во всеоружии»: ознакомлен с судебной практикой по аналогичным разбирательствам, иметь свою мотивированную позицию. Это поможет быть более убедительным и поможет суду принять сторону истца.
Важный момент! Вынесенное судебное решение можно оспорить в апелляционной инстанции в течение 30-ти дней.
На что обратить внимание при досудебном и судебном обжаловании?
Итак, незаконная работа антимонопольных органов оспаривается в вышестоящих органах ФАС либо в суде. При выборе места разбирательств, следует учитывать:
- Досудебное обжалование не обязательно и подходит не для всех случаев.
- Вышестоящее подведомство ФАС чаще всего принимает сторону своих сотрудников, поэтому при отказе, возможно, понадобится обратиться в суд.
- Только жалоба, направленная в суд, приостановит действие предписания.
- Если опоздали с подачей заявления, только суд может его принять, если были уважительные причины.
Где найти решения ФАС?
В качестве примера приведем несколько ресурсов:
— официальный сайт Федеральной антимонопольной службы;
— сайт Единой информационной системы (ЕИС);
— сайты территориальных ведомств ФАС.
I. На официальном сайте ФАС (fas.gov.ru) зайдите в раздел «База решений»:
Зарегистрируйтесь, чтобы можно было зайти на страницу «Правовые акты». В левом столбце заполните все строки:
— сфера деятельности (контроль госзакупок);
— тип правового акта;
— управление (можно выбрать как центральный орган, так и территориальный);
— ИНН, ОГРН, сроки.
II. В ЕИС сервис по поиску является более простым. Откройте вкладку «Все разделы»:
В разделе «Контроль и аудит» кликните на строку «Жалобы», система перекинет Вас на страницу «Жалобы»:
Нажмите на строчку «Жалобы»:
Быстрый поиск (в правой колонке):
— закон (44-ФЗ, 223-ФЗ);
— статус;
— результат рассмотрения;
— сроки;
Расширенный поиск доступен при нажатии строки «Все параметры»:
— содержание жалобы;
— организации (указывается участник и контролирующий орган);
— дата (время поступления и обновления);
— результаты рассмотрения жалобы (обоснованность и вынесенное решение);
— информация о возврате жалобы (основание для возврата);
— информация об отзыве жалобы (основание для отзыва).
III. Отыскать вынесенные решения можно и на сайте конкретных территориальных антимонопольных служб.
База решений помогает участникам закупки:
— следить за ходом разбирательств;
— оценивать потенциального заказчика (анализировать уже проведенные торги и его добросовестность);
— изучить похожие дела, знание которых может пригодиться при отстаивании собственных интересов;
— найти конкретные документы – заключения заинтересованных участников процесса.
Если Заказчик с 2015 года не объявлял Закупок — как пожаловаться в ФАС от имени ООО?
Владимир, не понял взаимосвязи между тем, что заказчик не проводит закупки с 2015 года и жалобой в ФАС. На что именно Вы хотите пожаловаться в ФАС?