Коммерческие тендеры России: виды, площадки для поиска, особенности участия

коммерческие тендеры России Участнику закупок

Коммерческие тендеры – это закупки, проводимые коммерческими структурами (частными лицами) по собственным правилам и на личные средства, которые позволяют при условии правильного их применения значительно повысить эффективность компании и ее конкурентоспособность на рынке.

Когда заходит речь о закупках, то у большинства людей в нашей стране это понятие ассоциируется исключительно с государственными или корпоративными закупками по 44 или 223 Закону соответственно. Однако данные виды закупок являются лишь разновидностью торгов в самом общем понимании. И в этом смысле коммерческие тендеры исторически являются самой первой такой разновидностью торгов.

Впоследствии, оценив все преимущества такого способа осуществления своих закупок, их взяло себе на вооружение государство. Но учитывая, что коммерческие тендеры России в настоящее время по объему значительно превосходят государственные, стоит в них разобраться более подробно.

Определение термина — коммерческие тендеры

Основной отличительной особенностью коммерческих тендеров является то, что они могут проводиться любым участником рынка, и юридическим лицом, и индивидуальным предпринимателем и обычным физическим лицом. При этом правила, порядок и условия полностью определяются организатором и все расходы, связанные с организацией тендера так же несет организатор.

Стоит отметить, что законодательство России содержит общие положения относительно правил проведения коммерческих тендеров, такие требования установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. И условия организатора должны им соответствовать. Но учитывая их общий характер, фактически все условия организатор может устанавливать самостоятельно, исходя из собственных представлений и потребностей.

При этом определение термина «тендер» российское законодательство не содержит. Но оно давно уже стало применяться в деловой практике и стало его обычаем. Сама этимология этого слова заключается в иностранном его происхождении. Синонимами в русском языке являются термины «торги» или «конкурс».

И, несмотря на индивидуальный подход, тендеры коммерческих организаций для многих участников представляются более простыми относительно государственных закупок и, соответственно, в этом сегменте выше конкуренция, но и выше рентабельность участия в них.

Поэтому отдельно рассмотрим более подробно, какие же выгоды несут в себе тендеры коммерческих компаний, для обеих сторон.

Выгоды организатора заключаются в первую очередь в удовлетворении своей потребности наилучшим способом из тех, которые может вообще предложить рынок. Так же в результате тендера отбраковываются неблагонадежные контрагенты или просто мошенники.

Практика коммерческих тендеров показывает, что в результате организатор получает такие условия и предложения, которые он бы никогда не получил путем прямого согласования условий с контрагентом.

Ну и в конечном итоге проведение тендера увеличивает прозрачность проводимых в компании бизнес процессов, повышает ее привлекательность для партнеров и клиентов, а так же исключает возникновение коррупционных факторов и злоупотребление сотрудниками компании своим должностным положением.

Для участника к положительным моментам стоит отнести возможность расширить свои рынки сбыта, узнать о существовании спроса на его продукцию или услуги, пополнить свою базу клиентов и сэкономить на собственной рекламе. Плюс все условия исполнения обязательств известны еще до подачи заявки на участие, что позволяет оценить свои возможности по участию в тендере.

Виды коммерческих тендеров

Участие в коммерческих тендерах во многом зависит от того, в каком виде они проводятся. И, несмотря на отсутствие детальной регламентации, коммерческие тендеры России осуществляются в соответствии с теми же принципами, по которым организуются государственные закупки.

Но если при проведении государственной закупки ваша заявка может быть отклонена по абсолютно несущественному основанию, то тендеры коммерческих организаций проводятся для осуществления закупки наилучшим для организатора способом, и на такие формальные нарушения требований организатор внимание, скорее всего, обращать не будет. Но поскольку формы, виды, условия и особенности тендера зависят исключительно от организатора, участникам необходимо предварительно ознакомиться со всеми этими условиями и стараться строго их соблюдать.

Коммерческие тендеры России характеризуются бесконечным разнообразием форм, порой встречаются весьма экзотические, но чаще всего используются всем известные и понятные формы. К таковым относят конкурсы и аукционы, которые могут быть как на повышение, так и на понижение. При этом не обязательно они могут быть открытыми. По решению организатора он может провести эти тендеры исключительно среди приглашенных им участниками, и тогда эти тендеры носят закрытую форму.

При этом эти тендеры могут быть многоступенчатыми, на каждой стадии организатор подробно изучит и предложение участника и непосредственно самого участника, чтобы убедиться в его репутации и благонадежности. Так же организатор в ходе тендера может напрямую столкнуть участников конкурентов, чтобы в результате переговоров получить для себя наилучшие условия.

В независимости от формы, по виду тендер может быть очным или электронным. Для электронного вида во множественном числе существуют электронные площадки коммерческих тендеров, которые позволяют проводить поиск коммерческих тендеров и осуществлять участие в коммерческих тендерах.

Для участия в тендере, проводимом в электронном виде необходимо два условия: электронная подпись и предварительная аккредитация. При этом стоит отметить, что если у вас есть электронная подпись для участия в государственных закупках, для тендеров коммерческих компаний она не подойдет. Поэтому этими вопросами необходимо озаботиться заранее, поскольку в случае необходимости вы можете не успеть подать заявку на интересующий вас тендер.

Но помимо участия, после того как вы осуществили аккредитацию на площадке, вы можете так же выступить в роли организатора и провести собственный тендер по своим правилам, электронные площадки коммерческих тендеров предоставляют такую возможность.

Но стоит оговориться, что в отличие от государственных закупок участие в коммерческих тендерах носит платный характер. Поэтому необходимо быть готовым, к тому, что на первоначальном этапе тендеры коммерческих компаний потребуют от участника понести некоторые расходы на участие в них.

Что необходимо учесть организатору коммерческого тендера?

В документации коммерческого тендера необходимо указать следующее:

  • технические характеристики и требования к качеству объекта закупки;
  • основные условия и правила тендера;
  • порядок подачи заявок на участие в тендере;
  • условия оценки поступивших предложений;
  • основные критерии, которые влияют на определение победителя;
  • существенные условия договора.

Для удобства участников и их концентрации на предлагаемых условиях, а не на заполнении бумаг, документация организатора может содержать образцы и формы подаваемых документов.

Поиск коммерческих тендеров, что следует знать?

Поиск коммерческих тендеров является самым недооценённым и при этом самым сложным этапом участия в коммерческом тендере, поскольку основные ресурсы уходят именно на поиск. И при этом нет гарантии, что необходимый тендер будет найден, либо будет найден уже слишком поздно, когда уже истек срок подачи заявок. И таким образом можно потратить ресурсы компании и ничего не получить взамен.

Основные сложности с поиском коммерческих тендеров возникают в связи с тем, что коммерческие электронные площадки существуют во множественном числе и никак не взаимосвязаны между собой. А ведь помимо поиска необходимо также проводить анализ рентабельности участия и готовить заявку. Именно по этой причине в сфере государственных закупок было принято решение о том, что все государственные закупки должны публиковать заказчиками в одном месте, на сайте закупок.

Помимо этого информация о тендере может публиковаться организатором не только на электронных площадках, но и в средствах массовой информации и на собственном корпоративном сайте. При таком раскладе эффективность ручного поиска стремится к отрицательным значениям. Учитывая все вышеизложенное, возникает закономерный вопрос: «Где искать коммерческие тендеры, чтобы это было быстро и эффективно?».

Ответом на данный вопрос на рынке появились различные сервисы и программные продукты, которые призваны решить эту проблему. Все что остается компании, это приобрести такую программу и установить интересующие критерии поиска. Программа на основе введённых данных осуществит сбор всех объявленных на данный момент тендеров, отберет подходящие и представит вам это в удобном и едином интерфейсе, что позволит вам за минимальное время осуществить только анализ предложенных тендеров.

Естественно, что только данный подход обеспечит вам рентабельность участия в тендерах и стабильность оборота, поскольку «бесплатный» или можно еще назвать «ручной» поиск не даст вам такого результата. Конечно, данные программы и сервисы стоят определенных денег. Но без их помощи вы никогда не сможете стать конкурентоспособным на рынке тендеров коммерческих компаний.

Это обусловлено, в том числе, следующим. В первую очередь вы ежедневно будете тратить свое время или время своих сотрудников на предмет мониторинга новых закупок. При этом вы сможете охватить не более нескольких десятков источников информации, и никто вам не гарантирует, что там появится интересующий вас тендер. Поэтому участие в коммерческих тендерах будет успешным только при условии использования соответствующих, профессиональных инструментов.

Можно выделить следующие, но не единственные поисковые сервисы, такие как meltor.ru, seldon.ru, tenderplan.ru, findtenders.ru.

Все программы и сервисы предоставляют бесплатный демо-доступ для того, чтобы у вас была возможность протестировать их функции и выбрать наиболее удобный для вас вариант.

Особенности участия в коммерческих тендерах

Формально в сфере государственных закупок, все процедуры направлены на обеспечение конкуренции и экономию бюджетных средств. Но на самом деле вся деятельность государственных заказчиков сводится к дословному следованию установленным нормам, и заявленные принципы не имеют никакой ценности для таких заказчиков. Отсюда следуют и все возникающие проблемы государственных закупок. И государство, желая побороть такое явление, все больше и больше регламентируют такую деятельность, что в итоге еще больше делает из государственных заказчиков просто формалистов.

У организаторов коммерческих тендеров ситуация ровно наоборот. При минимальном законодательном регулировании их интерес заключается исключительно только в экономии собственных средств и поиске лучших условий на рынке.

Отсюда следует, что главной особенностью участия в коммерческих тендерах является то, что участник может сконцентрироваться на своем предложении, а не на буквальном следовании установленным организатором правилам. Конечно, если нарушения таких правил не могут организатору дать возможности изучить участника или его предложение, то такая заявка, скорее всего, не будет рассмотрена организатором.

Стоит отметить, что наиболее актуальны и популярны коммерческие тендеры на строительство, поскольку строительство является сложным процессом, и без проведения тендера не всегда существует возможность найти лучшее предложение на рынке. Таким образом, коммерческие тендеры в условиях рыночной экономики и конкуренции это одна из лучших возможностей по удовлетворению своих собственных нужд.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. михаил

    Доходчиво

    Ответить