Гособоронзаказ: как принимать участие в закупках по 275-ФЗ?

Участнику закупок

Настоящая статья посвящена особенностям закупок в сфере государственного оборонного заказа. В тексте мы собрали и систематизировали всю информацию по ГОЗ, которую должны знать поставщики. Знаете ли вы, что для выполнения каждого госконтракта по оборонзаказу, следует открывать специальный счет, а потом закрывать его после исполнения обязательств? А то, что исполнитель не может заработать больше, чем это разрешено? То есть сумма прибыли по ГОЗ ограничена и регулируется законодательными нормативами. Эти и другие интересные моменты мы разберем в статье. Разберемся, какие изменения произошли в 275-ФЗ, и какие произойдут в ближайшем будущем.

Что такое гособоронзаказ?

Все этапы участия в закупках по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются положениями 275-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Этот закон вступил в силу 1 января 2013 года, т.е. раньше на год, чем 44-ФЗ.

В ст.4-6 275-ФЗ приводится порядок формирования, утверждения и размещения ГОЗ. А в Постановлении Правительства РФ № 1255 от 26 декабря 2013 г. даны подробные указания, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ).

В рамках таких закупок Правительство РФ разыгрывает задания на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг  для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (п.1 ст.3 275-ФЗ).

Низкая конкуренция в сфере ГОЗ для некоторых поставщиков является определяющим фактором для участия. Другие же, наоборот, не желают погружаться в сложности изучения законодательства, а также опасаются пристального внимания со стороны контролирующих ведомств к своей организации.

Не нужно думать, что государство проводит процедуру для приобретения только вооружения и техники. Например, закупаться может еда для военнослужащих: картофель, крупы, тушенка и т.д.

Закупки по 275-ФЗ по алгоритму проведения и участия напоминают мероприятия по 44-ФЗ, но с некоторыми особенностями. Можно сказать, что нормы 275-ФЗ являются специальными по отношению к 44-ФЗ и преобладают над нормами Закона о госзакупках.

В качестве госзаказчиков выступают органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Также на благо гособоронзаказа трудятся  Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы и нанимают исполнителей для их выполнения.

Госзаказчики сотрудничают с головными исполнителями, с которыми заключают контракт. К ним в большинстве случаев относятся бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является РФ (например, воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.).

Головной исполнитель, со своей стороны, может передать исполнение обязательств исполнителю (субподрядчику второго порядка). Исполнитель также может привлечь для реализации контракта другого исполнителя (субподрядчика третьего порядка). Так формируется цепочка взаимоотношений между головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка, которая называется кооперацией головного исполнителя.

Как участвовать в закупках по 275-ФЗ?

Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.

Важный момент! В некоторых закупках по ГОЗ заказчики требуют предоставить в составе документации лицензию ФСБ России на работу с гостайной. Без нее вы не сможете осуществить никакие работы (будь это даже уборка помещений или замена окон).

Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).

Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.

Особенности гособоронзаказа

В рамках гособоронзаказа государство может приобретать не только высокотехнологичную, военную и секретную продукцию. Такие процедуры проводятся также для приобретения канцелярских товаров, оргтехники и расходных материалов.

Требования к участникам предъявляются вполне обычные:

  • не иметь задолженности по налогам и сборам;
  • не относиться к оффшорным компаниям;
  • не находиться в реестре недобросовестных поставщиков.

Наряду с этим ГОЗ имеет некоторые отличия от привычных нам процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ:

  • финансовая прозрачность и открытость между заказчиком, банком, головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка. Вся цепочка должна прослеживаться;
  • строгое обоснование цены контракта;
  • отчетность по первому требованию заказчика или контролирующих ведомств.

Остановимся подробнее на каждом из требований:

Финансовая прозрачность

У головного исполнителя и у каждого исполнителя второго и третьего порядка должны быть открыты счета в уполномоченном банке. Раньше необходимо было выбирать банк из перечня банков, опубликованного на сайте Центрального банка. Но теперь эта информация скрыта, и уполномоченным банком в оборонно-промышленной сфере является ПАО Промсвязьбанк (п.4.3 ст.3 275-ФЗ). Открывать счет надлежит для каждого контракта. Исполнителям четвертого уровня счет не требуется, об этом в законодательстве ничего не говорится.

  • Целью такого ужесточения мер является контроль за целевым расходованием выделенных средств. Деньги, полученные от госзаказчика, называются целевыми. Их нужно использовать только на выполнение конкретного гособоронзаказа, иное распоряжение деньгами будет считаться нарушением. После исполнения контрактных обязательств счет закрывается.

Открытость доходов и расходов

В рамках исполнения обязательств по ГОЗ всей цепочке исполнителей (включая и головного исполнителя) нужно будет предоставлять следующую информацию:

  • сумма дохода, заработанного на исполнении контракта;
  • сумма собственных затрат (без этой цифры затраты вам не возместят).

Важный момент! Запрещается устанавливать цену на ТРУ выше рыночной. Цену потребуется обосновать, если она превышает установленную стоимость более чем на 5%.

Отсутствие секретов перед ФАС, ФСБ и Казначейством.

Если контролирующие органы запросят любую документацию по контракту или сведения о каждом исполнителе (наименование, адрес, ИНН, КПП, контактную и иную информацию) у вас будет на это ровно 5 дней.

Также в закупках по ГОЗ действует национальный режим. Практически всегда запрещено предлагать иностранный товар. Постановление Правительства РФ № 9 от 14.01.2017 г.  устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС. Исключение — если продукция не изготовлена на территории ЕАЭС.

Особенности работы с отдельным счетом по 275-ФЗ

Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.

Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.

Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:

  • контракт с допсоглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.

Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.

К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.

Объясним на примере:

По контракту гособоронзаказа требуется поставить 30 метров проволоки. Но она продается в катушках по 100 метров. Исполнитель приобретает всю катушку, но на выполнение обязательства тратит только 30 метров. Излишек остается у него, который используется для выполнения других контрактов. Соответственно, учитывать эти расходы ему нужно раздельно, списать остаток материала на расходы по конкретному госконтракту исполнитель не может.

Регулирование цен на государственном уровне по ГОЗ

Основным нормативным документом, регулирующим цены на продукцию по ГОЗ, является Постановление Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017 г.

Методика государственного регулирования цен определена в ст.10 275-ФЗ. К ним относятся:

  • формирование перечня продукции с регулируемыми ценами (Распоряжение правительства РФ № 976-р от 14.06.2013);
  • утверждение правил определения НМЦК, цены контракта;
  • разработка методрекомендаций по определению по расчету цен;
  • иные методы по ст.10 275-ФЗ.

Обеспечение исполнения контракта

44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).

275-ФЗ установил такие особенности.  Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не  устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).

Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.

Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ  предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г.  В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.

Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.

Особенности расчетов и исчисление прибыли исполнителя

Головной исполнитель может исполнять контрактные обязательства 2-мя способами:

  • за свой счет приобретать товары и услуги напрямую у поставщиков и производителей. В этом случае средства с отдельного счета он может израсходовать исключительно на зарплату своих сотрудников.
  • необходимые для выполнения ГОЗ товары и услуги поставляются заказчику непосредственно исполнителями второго и третьего порядка. Напомним, что у каждого из них должен быть открыт отдельный счет в уполномоченном банке. Оплата таким исполнителям может производиться как до, так и после поставки.

До исполнения работ выплаты по гособоронзаказу регулируются Приказом Минфинансов. Ежегодно выпускается новый приказ. С 2019 г. действует Приказ № 259Н от 11.12.2018 г. Он разработан с перспективой на 2020-2021 гг. В этом законодательном нормативе определен ряд направлений траты целевых денег (Приложение № 4): выплаты рабочим, закупка работ и услуг, приобретение билетов, реклама и др.

Если головной исполнитель переводит на счет исполнителя предоплату, то в платежном поручении он указывает детальное назначение платежа, которое соответствуют укрупненным коду расходования денег из Приказа № 259Н

Если исполнитель получает средства после подписания акта, то головной исполнитель должен заполнить заявление на открытие счета по статье «прочие выполненные работы». И приложить обоснование того, что исполнитель работы выполнил. Для этой цели можно использовать фотоматериалы или видеофиксацию.

Для того, чтобы ограничить участие в ГОЗ перекупщиков, разработаны некоторые меры относительно прибыли поставщика. Эти меры регулируются на государственном уровне. В Постановлении Правительства РФ № 1465 от 2 декабря 2017 г. приведены методы по определению цен на продукцию и нормы прибыли коммерческих поставщиков.

Например, при применении затратного метода правила следующие:

  • если исполнитель сам является производителем изделий, то в качестве прибыли он может добавить 20% к себестоимости;
  • если комплектующие приобретаются, то норма прибыли будет только 1%.

Показатели себестоимости и прибыли головного исполнителя отмечаются в тексте контракта. Но если он на чем-то сэкономил и уменьшил сумму затрат, то сторонам потребуется подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.

Изменения в 275-ФЗ в 2020 году

Некоторые изменения упоминались в настоящей статье, но считаем необходимым собрать их в этом разделе и еще раз акцентировать на них внимание. Это поможет лучше разобраться в особенностях закупок по государственному оборонному заказу.

Последние изменения в 275-ФЗ произошли 8 января 2020 г. и коснулись следующих положений:

  1. ПАО «Промсвязьбанк» признан опорным уполномоченным банком на открытие отдельных счетов.
  2. Новые обязанности для заказчика и головного исполнителя.
  3. Новые полномочия для Правительства.

Что изменилось в 2020 году?

08.01.2020 г. начал действовать 517-ФЗ от 27.12.2019 г. Нормативный документ уточнил уполномоченного банка для оборонно-промышленного комплекса, которым стал ПАО «Промсвязьбанк», его 100% акций перешли в собственность РФ.

Также 517-ФЗ дополнил основные обязанности госзаказчика. В ст.7 275-ФЗ включили новые п.20 и 21, по которым заказчики теперь обязаны:

  1. Согласовывать с головным исполнителем, с которым заключает госконтракт, уполномоченный банк в порядке, утвержденном Правительством РФ.
  2. Обеспечивать заключение госконтрактов на сумму не меньше показателей, установленных Правительством по ч.9 ст.6 275-ФЗ, банковское сопровождение которых проводит ПАО «Промсвязьбанк».

А головных исполнителей обязали согласовывать с заказчиками выбор уполномоченного банка и оформлять с этим банком договор о банковском сопровождении.

Также 517-ФЗ уточнил полномочия Правительства в определении объемов денег для финансового обеспечения исполнения ГОЗ.

Что изменится в 2020 году?

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов разместили законопроект, который одновременно меняет 275-ФЗ и 99-ФЗ о лицензировании. В 275-ФЗ новой редакции планируется включить ст.13.1 об особенностях лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Эта статья будет состоять из 2-х частей:

В 1-й части указали, что лицензирование работ по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляется согласно положениям 99-ФЗ от 04.05.2011.

А во 2-й части заложили правило, что в положении о лицензировании деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники в качестве лицензионных требований могут устанавливаться лицензионные требования, которые направлены на обеспечение:

  • исполнения обязательств в отношении к оборонной продукции (работам, услугам), которая включается в состав ГОЗ по ч.2 ст.4 275-ФЗ и поставляемой по ГОЗ. Эти требования определены ст.5 184-ФЗ от 27.12.2002 г. ‎о техрегулировании и 102-ФЗ от 26.06.2008 г. об обеспечении единства измерений и распространяются, в том числе, и на средства измерения;
  • выполнения требований и мероприятий по защите гостайны и мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам, если выполнение работ (услуг) связано с использованием информации, составляющей гостайну по 5485-1-ФЗ ‎от 21.07.1993 г.;
  • выполнения требований п.2 ст.9 31-ФЗ от 26.02.1997 г. о мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • выполнения требований из нормативов, которые приняты для реализации 275-ФЗ, в части готовности соискателя лицензии или лицензиата выполнить ГОЗ, в том числе наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещений, техдокументации, испытательного, технологического оборудования и средств программного обеспечения, которые нужны для исполнения условий контракта;
  • соблюдения требований 160-ФЗ ‎от 09.07.1999 г. об иностранных инвестициях в РФ и 57-ФЗ от 29.04.2008 г. о порядке иностранного инвестирования в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, если такие инвестиции имеются;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата структурных подразделений, контролирующих качество оборонной продукции, которая реализуется по ГОЗ и разработки и внедрения для обеспечения качества и безопасности такой продукции, системы менеджмента качества, как того требуют законодательные нормативы;
  • наличия у соискателя лицензии или лицензиата военного представительства Минобороны.

Эти нормы лицензирования определены в Постановлении Правительства РФ № 581 от 13.06.2012 г.

А в ч.4 ст.1 99-ФЗ внесут п.7 о распространении этой нормы на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

Важный момент! Предположительно новая редакция 275-ФЗ о ГОЗ вступит в силу с сентября 2020 г.

В перечне документов, прилагаемых к законопроекту, имеется и проект постановления Правительства об изменении положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Этот норматив утвержден Постановлением Правительства № 581 ‎от 13.06.2012 г.

Поправки в 275-ФЗ обеспечат принцип целевого расходования средств для выполнения государственного оборонзаказа и прозрачность взаимоотношений с головными исполнителями.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Иван

    В статье есть неточности.
    Максимальная прибыль 5% и ценообразование в соответствии с постановлением 1465 устанавливается только в отношении продукциии,подлежащей госрегулированию (перечень в распоряжении 976-р)-как правило, военная и спецтехника.
    В отношении обычной бытовой техники в рамках ГОЗ, постановление 1465 не действует. Следовательно необходимо применять к НМЦК методические рекомендации Минфина 567.
    Также, в случае конкурентных торгов, ограничения по прибыли в отношении техники, не входящей в перечень 976-р, не действуют (ничем не регламентированы).

    Ответить