Авансирование по 44-ФЗ в 2023 году: в каких госзакупках предусмотрены авансы?

Участнику закупок
Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Авансирование контракта – это хорошая финансовая поддержка поставщикам, выигравшим торги. В связи с пандемией, экономическим кризисом, санкциями, которые нарушили работу малого и среднего бизнеса, Правительство РФ предусмотрело ряд изменений в законодательстве, касающихся авансирования.

Заказчики вправе прописывать это условие в контракте, но с соблюдением определенного порядка для некоторых видов закупок. Главное, что нужно понять: предварительная оплата работ – это не обязанность заказчика, а его добровольное решение. Предоплата рассчитывается в виде процентного соотношения от НМЦК или цены контракта.

Действующее законодательство об авансе

Устанавливать или нет условие о предоплате контракта по 44-ФЗ — заказчик решает сам. Законодательство не обязывает его это делать, а только дает возможность выбора. На практике же заказчики неохотно прописывают это условие в договоре, но это уже отдельная тема для разговора.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.
Согласно гражданскому законодательству предоплата по договору может быть выплачена исполнителю как в 100%-ном размере, так и частями (ст.487, 711, 781 ГК РФ). В зависимости от конкретной закупки размер аванса может составлять от 50 до 100 %.

При частичном погашении предоплаты последний платеж заказчик совершает после того как поставщик успешно сдаст работу.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 505 от 29 марта 2022 поставщикам могут выплачивать повышенное авансирование до 90% — но не всем. Увеличенное авансирование может быть установлено практически для всех государственных и муниципальных контрактов. Примечание: До этого максимальное авансирование до 30% применялось только в закупках на строительство.

Авансирование по 44-ФЗ в 2023 году

С 1 января 2023 года правила авансирования государственных контрактов обновились. Правительство РФ поставило на паузу до конца 2023 года действие некоторых нормативов, касающихся авансирования.:

  • пп. «в(2)» и абз. 8 пп. «л(1)» п. 10 Правил предоставления субсидий из ПП РФ № 999 от 30.09.2014;
  • пп. «б» п. 18 и п. 20 Положения об обеспечении исполнения федерального бюджета из ПП РФ № 1496 от 09.12.2017 — о возможности авансирования до 30% от суммы госконтракта.

В 2023 году главные распорядители федеральных бюджетных средств, которые одновременно являются получателями бюджета, и их подконтрольные организации должны указывать в госконтрактах с казначейским сопровождением условие о выплате авансов 50-90%. Примечание: Авансы не могут превышать доведенных лимитов на исполнение контракта на поставку ТРУ.

 

Если доведенных средств не хватает для авансирования в текущем году, то в контракте следует отобразить условие о выплате оставшейся части авансирования до 1 февраля следующего года — без подтверждения поставки товаров, работ, услуг в объеме первого аванса.

Получатели бюджетных лимитов после согласования сторон могут изменить условия в заключенных до 1 января 2024 контрактах и увеличить размер аванса (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). При этом следует руководствоваться ч.6 ст.96 44-ФЗ при расчете ОИК для контрактов с авансированием.

Если в 2023 г. из федерального бюджета поступает субсидия для расходных обязательств по госконтрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства государственной собственности или субсидируют местный бюджет для софинансирования расходных обязательств по муниципальным строительным контрактам, то условием предоставления таких субсидий станет установление в контрактах с казначейским сопровождением авансовых платежей от 50% до 90%. Примечание: Правительство РФ и власти регионов вправе повысить предельный размер аванса.

Ввиду того, что авансирование применяется на усмотрение заказчика, он должен принимать решение, исходя из его целесообразности и ограничений, которые накладывает на него бюджет.
Минимальный размер предварительной оплаты в 2023 году составляет 50% от НМЦК.

Важный момент! Согласно п.10 ст.42 44-ФЗ заказчики должны указывать в извещении о закупке размер аванса. Чтобы его посмотреть, необходимо найти интересующую закупку в ЕИС и посмотреть в разделе «Общая информация»:

Это стало плюсом для поставщиков, так как многие из них при поиске закупок ориентируются на этот критерий. В связи с пандемией, экономическим кризисом, санкциями продажи мелкого и среднего бизнеса значительно просели, а выиграть контракт и еще до начала его исполнения получить деньги – хорошая поддержка со стороны государства. Сейчас даже не у всех бизнесменов есть деньги, чтобы начать какой-то проект. А авансирование, как стартовые деньги, сильно помогают при исполнении контракта.

Важный момент! С 2019 года у заказчиков отпала обязанность заполнять извещение при закупках с единственным подрядчиком, поэтому теперь в ЕИС не получится найти такие закупки с авансированием. Раз не публикуется извещение о закупке с ЕП, то и информация о таком авансировании в ЕИС недоступна.

От суммы аванса напрямую зависит размер обеспечения исполнения контракта. ОИК не может быть ниже предоплаты, поэтому обеспечительная мера повышается до суммы аванса, если до этого была ниже его.

Если заказчик посчитал необходимым применить в закупке условие о предоплате, то свое решение он должен прописать в контракте, а также сумму предоплаты и сроки по ее выплате в соответствии с п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ. Если в договоре заказчик не указал сроки выплаты, то это будет считаться нарушением.

Рекомендации заказчикам

Советы заказчикам, как прописывать предварительную оплату в договоре по 44-ФЗ:

  1. Точно указывайте сумму предоплаты. Не используйте минимальные и максимальные интервалы при определении аванса.
  2. Не соотносите требования с целями применения аванса, если это не предусмотрено законодательством. Данные условия говорят о несоблюдении закона 44-ФЗ и являются основанием для возможного возбуждения материалов по ч.4.2 ст.7.30 КоАП. Об этом сообщается в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015 г., Решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015 г.
  3. Если согласно контракту исполнитель должен выполнять работу этапами, то указывайте в документе авансирование в виде процента от каждого такого этапа. Так делать обязывает п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ.

Образцы формулировок в помощь заказчикам:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 50% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

• сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
• сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.

Плюсы и минусы

Заказчики тяжело принимают решение проводить торги с предварительной оплатой, так как этот момент имеет не только положительную, но и отрицательную сторону.

Несомненно, для исполнителя такой контракт будет чрезвычайно выгодным, потому что появляется возможность заранее продумать план работ, договориться с субподрядчиком о поставке нужных материалов или продукции. Исполнитель, получивший предоплату, не тратит на закупку расходников собственные денежные средства, а это очень удобно и экономит его бюджет, который можно направить на решение других задач.

К минусам предварительной оплаты работ относится повышенный риск неисполнения договора. Например, недобросовестный поставщик может получить 100%-ную предоплату по договору, но не исполнить свои обязательства. Несостоявшиеся работы были оплачены полностью, а это может повлиять на решение нарушителя уйти от ответственности.

Для таких виновных лиц в законодательстве предусмотрены меры в виде начисления пени, штрафов и включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Когда предоплата невозможна?

Есть категории товаров, в отношении которых запрещено использовать авансирование. Они перечислены в Распоряжении Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018 г. и предназначены для массового потребления.

В этот список вошли товары по 22 позициям ОКПД2. Среди них такие товары, как:

  • некоторые виды белья, одежды, занавесей, ковровых изделий;
  • некоторые виды канцелярских принадлежностей;
  • некоторые виды транспортных средств;
  • некоторые виды компьютеров, теле- и радиоприемников;
  • и др.

Также в Распоряжении № 21-р приведен и список услуг, в отношении которых авансирование невозможно. В основном, это услуги по ремонту отдельных групп техники и оборудования, мебели и предметов домашнего обихода:

Заключение

Таким образом, правила по авансированию в 2023 году обновились. Было увеличено минимальное значение аванса для некоторых групп товаров с 50 до 90%. Теперь ниже этой процентной ставки предоплата быть не может. Согласно Гражданскому законодательству максимальный размер предоплаты может составлять 100%. Но заказчикам нелегко принимать такое решение, так как высок риск нарваться на недобросовестного исполнителя.

Аванс может быть выплачен не только одним платежом, но и частями, если по условиям контракта предусмотрено поэтапное исполнение обязательств.

Законодательство контролирует меры авансирования, на которое, в частности, повлияла пандемия в нашей стране. Некоторые изменения были связаны именно с негативным влиянием на закупки коронавируса, кризиса, санкций. Поэтому и заказчикам, и поставщикам необходимо следить за актуальной информацией по этому вопросу.

Евгений Бобышев
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии "Азбука тендеров"
Телеграм-чат
Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях. Подписывайтесь на гостевой Телеграм-чат Тендерного клуба. У нас общаются и ведут горячие дискуссии поставщики, тендерные специалисты, представители заказчиков. Делитесь своим опытом или набирайтесь опыта у старших коллег. Каждую среду в прямом эфире проводим мастер-классы и делаем обзоры на последние новости из сферы госзакупок.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.