Преференции по 44-ФЗ: кто может ими воспользоваться?

Участнику закупок

Опытные поставщики, принимающие участие в закупках, знают, что такое преференции, и пользуются ими, если имеют такое право.  Для начинающих «игроков» скажем, что преференции – это льготы или преимущества, которые предусмотрели законодатели для некоторых групп участников.

В этой статье подробно расскажем о каждой из этих групп, и на какие преимущества они могут рассчитывать.  Также рассмотрим преференции, которые предоставляются в рамках ст. 14 44-ФЗ о национальном режиме.

Что такое «преференция» в контрактном законодательстве?

Государство оказывает поддержку определенным участникам торгов, которая изложена в виде, так называемых, преференций в тексте 44-ФЗ. Причем, отдельной статьи в Федеральном законе, в которой были бы собраны все виды преимуществ для всех групп участников, не существует.

Льготные условия положены 3 группам участников, требования к которым указаны в разных положениях 44-ФЗ:

1-я группа (ст.30 44-ФЗ) — субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО);

2-я группа (ст.28 44-ФЗ) — структуры уголовно-исполнительной системы (УИС);

3-я группа (ст.29 44-ФЗ) — союзы инвалидов.

Разберем глубже, какими преференциями могут пользоваться участники из названных групп.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% — 3-50 млн. руб.;
  • 1% — 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ

Вопрос № 1: Кто предоставляет преимущества организациям инвалидов? 

Ответ: заказчики, это их обязанность.

Вопрос № 2: Какие преимущества получают организации инвалидов?

Ответ: это поддержка в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в порядке, утвержденном Правительством РФ, которая распространяется на товары, работы и услуги, собранные Правительством РФ в соответствующих перечнях (ч.3 ст.29 44-ФЗ). Для более полной картины ознакомьтесь с Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 341.

Названные условия не относятся к закупкам с единственным поставщиком.

К организациям инвалидов относятся общероссийские общественные организации инвалидов (включая союзы общественных организаций инвалидов) и организации, уставный (складочный) капитал которых целиком сформирован из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).

Как понять, что организация относится к организациям инвалидов?

  • 4/5 членов общероссийских общественных организаций инвалидов (союзы) имеют статус «инвалида»;
  • уставной (складочный) капитал таких организаций на 100% состоит из вкладов организаций инвалидов:

— минимальная среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам – 50%;

— минимальная доля з/п инвалидов в фонде оплаты труда – 25%.

Как работает преференция 15% по 44-ФЗ?

Представьте, что заказчик проводит закупку, предметом которой является товар из перечня ПП РФ №341 от 15.04.2014 г., и в документации указал преференции для организаций инвалидов в размере 15%. НМЦ контракта составляет 200 тыс. руб.

Первый участник не относится к организации инвалидов и предложил исполнить контракт за 170 тыс. руб. А второй участник – организация инвалидов предложил цену 160 тыс. руб. Контракт выигрывает второй участник, он имеет право воспользоваться своим преимуществом в виде 15%, которое установил заказчик. Таким образом, контракт с победителем будет заключен по цене 160000 + 15% = 184000 руб.

У Вас может возникнуть вопрос: «А если бы второй участник предложил 180 тыс. руб., контракт был бы заключен по цене 180000 + 15% = 207000 руб.?» Отвечаем: нет, потому что по закону заказчик не может заключить контракт по цене выше НМЦК. То есть со вторым участником контракт был бы заключен по цене 200 тыс. руб.

Преференции УИС по 44-ФЗ

По аналогии с преференциями организациям инвалидов для предприятий уголовно-исполнительной системы:

  • предоставление преференций предприятиям УИС – это обязанность заказчика;
  • оказывается поддержка в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15%;
  • перечень товаров, работ и услуг для таких закупок утвержден Постановлением Правительства от 14 июля 2014 г. № 649;
  • данные условия не распространяются на закупки у единственного поставщика.

Какие учреждения и предприятия относятся к УИС, определило Правительство РФ в Постановлении № 89 от 01.02.2000 г.  в перечне о видах таких структур. Это базы материально-технического и военного снабжения, управления строительства, образовательные учреждения и др.

15-процентная преференция реализована по аналогии с вышеприведенным примером для организаций инвалидов. Отличаются лишь перечни товаров, работ и услуг, у УИС — он свой.

И наконец, существует еще одна общая преференция для организаций инвалидов и структур УИС. Она работает следующим образом: если закупка проводится по нормам ст.28 и 29 44-ФЗ, и участником является учреждение УИС или организация инвалидов, а НМЦ контракта – более 20 млн. руб., то сумма обеспечения заявки не может быть больше 2% от НМЦК (ч.17 ст.44 44-ФЗ).

Для остальных процедур с НМЦК больше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки — 0,5% — 5% НМЦК.

Преференции при национальном режиме в 44-ФЗ

Государство поддерживает российских поставщиков, которые участвуют в госзакупках. Правила и ограничения, создающие благоприятные условия для отечественной продукции, изложены в ст.14 44-ФЗ о национальном режиме. Речь идет не только о товарах, работах или услугах, произведенных на территории нашей страны, но и произведенных на территории стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно 44-ФЗ национальный режим реализовывается в трех вариантах:

  1. Запреты;
  2. Ограничения;
  3. Условия допуска (преференции).

Запреты на участие в государственных закупках

Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:

  • ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 1236 от 16.11.2015 г. о программном обеспечении.

Если участник подает заявку, в которой в качестве предмета поставки указывает товары из названных перечней, его заявка не будет принята заказчиком.

Ограничения в закупках

Суть ограничения в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, содержащих иностранную продукцию, допускаются только в определенных случаях.

Перечни продукции, разрешенные к поставкам с ограничениями:

  • ПП № 102 от 05.02.2015 г. о медицинских изделиях;
  • ПП № 1289 от 30.11.2015 г. о некоторых лекарственных средствах;
  • ПП № 617 от 30.04.2020 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 832 от 22.08.2016 г. об отдельных видах пищевых продуктов;
  • ПП № 878 от 10.07.2019 г. о радиоэлектронной продукции.

Участник может предложить товар из названных списков, если, например, в РФ или странах-участниках ЕАЭС нет его аналога (или такой производитель всего один), или если заказчику поступили заявки только с иностранной продукцией.

Предоставление преференций

Преференции по 44-ФЗ призваны поддержать российского производителя или страну-участника ЕАЭС. Преимущества предоставляются в отношении цены.

В Приказе Минфина РФ № 126 от 04.06.2018 г. говорится о преимуществах, которые предоставляются в отношении продукции, произведенной на территории стран-участников ЕАЭС. Преференции действуют, если закупка проводится в виде конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Министерство финансов обязало участников предоставлять декларацию о стране происхождения предлагаемых товаров и возложило на них ответственность за предоставление ложной информации.

В Приказе Минфина № 126 содержатся Приложение 1 и Приложение 2, в которых приведены перечни товаров для предоставления преференций. Для конкурса, запроса котировок и запроса предложений заявки, содержащие продукцию из этих перечней,  рассматриваются и оцениваются с учетом 15-ти или 20-процентного понижающего коэффициента к цене, предложенной участником.

К списку из Приложения 1 применяется понижение на 15%, а для Приложения 2 — с 1 октября 2020 г. действует понижение на 20%.

При этом контракт с выигравшим участником заключается по предложенной поставщиком стоимости.

Если условия выполнения работ, которые предложили участники при проведении названных процедур, равны, и в закупке были предусмотрены преференции, то контракт заключается с тем участником, который имеет право на эти преференции.

В рамках проведения аукциона, если контракт выигрывает поставщик, чья продукция находится в Перечне товаров из Приказа № 126, произведенных на территории стран, не входящих в ЕАЭС, то сумма контракта будет снижена на 15% или 20% от предложенной им цены.

Когда преференции по не предоставляются?

В некоторых ситуациях названные преференции не предоставляются:

  1. Заказчик признал закупку несостоявшейся.
  2. Во всех заявках указаны товары, произведенные в странах ЕАЭС.
  3. Во всех заявках есть товары иностранного производства.

Участник, попадающий под получение преференций, имеет большие шансы на получение контракта.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.