Дистанционные онлайн-курсы по госзакупкам для начинающих: как выбрать подходящий курс и стать специалистом по закупкам?

Участнику закупок

Каждый специалист по госзакупкам прошел свой путь от понимания, что это выгодное и перспективное направление, до обучения и приобретения профессии. И перед каждым из них стояли волнующие вопросы:

— как не ошибиться с выбором курса?
— как не попасть к некомпетентным «учителям»?
— как найти недорогое, но эффективное предложение?
— смогу ли трудоустроиться после обучения?
— соответствует ли учебная программа курса моим запросам?

Вопросов возникает действительно много, и их список на этом не ограничивается. В статье расскажем, как правильно выбрать курс по обучению госзакупкам, и на что обращать внимание в первую очередь.

Кому нужны курсы по обучению госзакупкам?

Если вы новичок и почти ничего не знаете о госзакупках и тендерах, то вам очень сложно будет выбрать подходящий курс из многообразия предложений, представленных в интернете. Нужно будет произвести серьезный анализ критериев и отсеять школы, которые не соответствуют вашим запросам или не подходят по другим причинам.

На обучение в нашей онлайн-школе для поставщиков «Азбука тендеров» регистрируются ученики, которых условно можно разделить на несколько групп:

  • новички, которые хотят освоить профессию специалиста по госзакупкам/тендерного специалиста с нуля, не имея первоначальной подготовки и теоретических знаний, и в будущем оказывать услуги бизнесу по тендерному сопровождению за денежное вознаграждение;
  • начинающие исполнители (поставщики), у которых уже есть свой бизнес или фирма по производству товаров, и они хотят научиться участвовать в торгах, масштабируя тем самым свою деятельность и приобретая новый канал сбыта;
  • люди, которые в поисках заработка или новой профессии впервые узнали о госзакупках, но смогли понять смысл этой системы и оценить востребованность направления;
  • специалисты отделов закупок у заказчиков, которые захотели переквалифицироваться и перейти работать к поставщикам или в аутсорсинговое агентство или оказывать помощь бизнесу самостоятельно на фрилансе;
  • наши бывшие ученики, которые несколько лет назад проходили у нас обучение, но захотели прокачать свои компетенции, так как учебная программа курса постоянно корректируется с учетом последних изменений и обновлений системы госзакупок;
  • люди, которые пришли к нам по рекомендации своих знакомых, в том числе наших бывших учеников, потому что на жизненном примере увидели, что это перспективно, и на этом можно зарабатывать хорошие деньги.

Это самые распространенные у нас группы учеников, а, вообще, каждый человек проходит свой интересный и неповторимый путь, прежде чем оказаться в профессии.

С чего начать выбор дистанционного онлайн-курса?

Найти подходящую для себя онлайн-школу и записаться на обучение госзакупкам можно без первоначальной подготовки, то есть с нуля: опытные эксперты всему научат, все расскажут и покажут. А можно подойти к этому вопросу более ответственно и вооружиться теорией. Вот несколько рекомендаций, какую подготовку вы можете пройти самостоятельно:

1. Определитесь, на чьей стороне вы хотите работать. Есть 4 направления:

1) Работать у заказчика. В крупных закупающих организациях есть отделы по закупкам, где трудятся специалисты и выполняют каждый свои функции (подготовка документации, извещений, ТЗ, спецификаций, проектов контрактов и т.д.). Также в таких организациях есть закупочные комиссии (они принимают заявки участников и проверяют их на соответствие требованиям, принимают товар, проводят экспертизу груза и т.д.). В небольших организациях может работать один контрактный управляющий и отвечать за все этапы закупок.
2) Работать в компании поставщика. Руководители таких компаний берут к себе на работу специалистов по закупкам, так как не успевают сами выполнять все задачи по участию. Специалисты осуществляют поиск рентабельных контрактов, анализируют спрос, документацию, заказчиков, конкурентов, готовят заявки на участие в мероприятиях, готовят жалобы в ФАС, представляют интересы компании в судах и т.д.
3) Работать в аутсорсинговом агентстве. В таких агентствах объединяются специалисты, которые оказывают локальную либо полную («под ключ») помощь бизнесу по участию в закупках. Поставщики могут обратиться в такую компанию и делегировать ей какой-то отдельный этап участия или заказать полное сопровождение контракта.
4) Работать самостоятельно на фрилансе. В рамках этого направления вы работаете один и помогаете своим клиентам выигрывать контракты. Услуги, которые вы можете оказывать за комиссионное вознаграждение: оформление ЭП, регистрация в ЕИС, анализ закупки, подготовка заявки на участие, подача запросов на разъяснение положений документации и др.

2. Хотите ли вы выйти на торги с конкретным товаром или для вас подойдет веерное участие. Если у вас уже есть бизнес или вы производите товары/оказываете услуги, то зайдите на сайт www.zakupki.gov.ru и посмотрите, нуждаются ли заказчики в вашей продукции или услугах. В противном случае вы можете попробовать веерное участие (мультинишевание), то есть искать контракты с различными предметами закупки. Однако стоит понимать, что охватить все и сразу невозможно, поэтому определитесь с 2-3 областями, в которых сможете хорошо разобраться и выходить на торги, уже являясь конкурентоспособным участником.
3. Ознакомьтесь с 44-ФЗ (государственные закупки) и 223-ФЗ (корпоративные закупки). Это два фундамента, основываясь на которых заказчики проводят тендерные мероприятия. Начинать рекомендуем с закупок по 44-ФЗ, так как этот сегмент проработан законодателями более подробно, даются четкие инструкции по подготовке заявок и другим этапам участия. По мере приобретения опыта можете переходить к контрактам по 223-ФЗ.
4. Определитесь со своим статусом участника. Вам нужно будет оформить ИП или ООО. Некрупным исполнителям подойдет статус ИП. Предпринимателям легче будет участвовать в торгах, так как не нужен объемный пакет документов, например, для регистрации в ЕИС или при заключении контракта. Юрлицам везде нужно предоставлять более внушительный пакет бумаг.
5. Позаботьтесь об открытии спецсчета. Для участия в торгах не подойдет традиционный расчетный счет, нужно будет открыть спецсчет, с помощью которого вы будете вносить обеспечительные меры и получать оплату от заказчика. Поэтому заранее определитесь с банком в своей местности, который сотрудничает с участниками госзакупок и открывает такие спецсчета.

После того как вы проработаете все эти шаги, можно будет подойти к выбору онлайн-курса более детально и понимая, чего именно вы хотите от учебной программы.

Как правильно выбрать подходящий курс: топ-10 критериев

Чтобы не ошибиться с выбором курса или онлайн-школы, нужно иметь четкое представление, какими критериями они должны обладать.

1. В первую очередь обращайте внимание на наличие лицензии, так как образовательная деятельность, включая и дистанционную, должна быть полностью легальной. Если онлайн-школа имеет лицензию, то, соответственно, к ней будет большее доверие. Оформлять лицензии онлайн-школы обязывает ч.1,2 ст.91 273-ФЗ «Об образовании», исключение составляют проекты, где только один преподаватель-ИП, и деньги поступают на его счет.
2. Учебная программа курса. Образовательная деятельность должна быть спланирована заранее и оформлена в специальной программе – это перечень тем, типов занятий, дат, домашних заданий и т.д. На основе учебной программы потенциальный ученик сможет сделать вывод, отвечает ли курс его потребностям или нет.
3. Экспертность преподавателей. Ваши наставники должны не просто интересно рассказывать тему, но и иметь опыт практической деятельности, то есть быть практиками. Это люди, которые не понаслышке знают о госзакупках, работали в прошлом (или продолжают работать) на стороне заказчика и поставщика, рассказывают случаи из своей профессии, которые помогают ученикам избегать ошибок.
4. Длительность курса. Хорошую профессию невозможно освоить за несколько дней или пару недель. В классических вузах студенты получают образование в среднем на протяжении 5 лет. Нужно понимать, что госзакупки – это очень серьезно, вам предстоит сотрудничать с государственными заказчиками и заключать контракты, разбираться в законодательстве и юридических тонкостях. Длительность хорошего онлайн-курса будет составлять от 2 до 6 месяцев.
5. Документ об окончании курса. После завершения обучения серьезные проекты выдают своим выпускникам дипломы, сертификаты или удостоверения о прохождении курса. Эти документы помогают специалистам-новичкам быстрее устроиться на работу и вызвать лояльное отношение к себе работодателей.
6. Наличие сайта и других ресурсов. Сайты хороши тем, что на них можно найти контакты ответственных лиц компании, написать в форму обратной связи или по указанному e-mail, а также почитать комментарии и отзывы учеников из прошлых потоков. Помимо сайта в проекте должны быть и соцсети. В них (ВК, Инстаграм) выкладываются актуальные новости проекта, информация о бонусах и акциях, дата и время начала марафона, анонсы полезных статей и др.
7. Чат проекта. Внутренний чат в онлайн-школах необходим для более оперативной помощи и поддержки учеников. Ученики добавляются к нему постепенно, поэтому новички всегда могут задать вопрос и получить быстрый ответ от старших товарищей. А опытные ученики могут закрепить свои знания, отвечая на вопросы молодых коллег. Также в чате на вопросы отвечают и наставники, проявляя свою экспертность.
8. Симбиоз теории и практики. Программа курса должна состоять не только из теории, но и из практических заданий. Вы можете досконально знать 44-ФЗ и 223-ФЗ, но эти знания будут бесполезны без практики.
9. Наличие консультационной поддержки после обучения. Каким бы прилежным учеником вы ни были в проекте, после обучения у вас обязательно появятся вопросы, поэтому хорошо, если в школе организованы консультации и помощь для выпускников. Виды консультационной поддержки:
1) разовая помощь – это когда помощь наставниками оказывается только по одной процедуре, то есть вы нашли для себя торги после обучения и только по ним можете задавать вопросы;
2) помощь на протяжении какого-то времени – самым эффективным периодом считается 2-3 месяца, когда бывший ученик может обратиться в течение этого времени с любым вопросом.
10. Предоставление шаблонов документов. Перед обучением задайте вопрос куратору, получите ли вы после обучения формы и образцы документов для дальнейшего использования в работе. Это могут быть образцы деклараций, запросов разъяснений, заявки по Форме-2, гарантийных писем, коммерческих предложений, заявлений на возврат обеспечительных мер, интеллект-карты и т.д.

Мы рассмотрели самые распространенные критерии, по которым следуем выбирать курс по обучению госзакупкам, но этот перечень гораздо больше. Обратите внимание также на стоимость курса, экспертность преподавателей, полноту и подробность материалов, возможность выбора узкой специализации, наличие индивидуальных занятий, время существования проекта.

Подведем итоги

Любой профессии нужно обучаться и профессия специалиста по госзакупкам и тендерам не исключение. Вы можете самостоятельно изучить тему госзакупок на начальном этапе, но эти знания сформируют только поверхностную базу, а далее нужно искать для себя бесплатный марафон, чтобы более углубленно изучить госзакупки и понять, как все устроено в этой сфере.

Помните, что теория без практики не принесет никакой пользы, свои профессиональные навыки нужно постоянно оттачивать, участвуя в торгах. У вас обязательно будут возникать вопросы, поэтому важно иметь рядом опытного наставника, который поможет обойти трудности.

Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Елена

    Спасибо большое за пройденный курс обучения, очень полезные знания!

    Ответить