Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что это такое и как в него не попасть?

Участнику закупок
Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП) – интернет ресурс, публикующий сведения о неблагонадежных поставщиках, который ведет ФАС России.

Рынок государственных закупок является одним из самых крупных в России, общим ежегодным объемом около одиннадцати с половиной триллионов рублей, крупнее только корпоративные закупки. Такое колоссальное количество денежных средств естественным образом порождает крайне высокую конкуренцию среди участников закупок, в ходе которой не все представители бизнеса готовы использовать добросовестные методы борьбы.

Это чрезвычайно негативно влияет на общественные интересы, которые заключаются в исполнении государственного заказа в соответствии с установленными требованиями. Неисполнение победителем торгов взятых на себя обязательств приводит к невыполнению государством своих функций и обязанностей, формирует негативное представление общества о государстве, порождает социальные проблемы. Поэтому участники закупок, допустившие подобное поведение, вполне обоснованно должны быть отстранены от данного рынка. Механизмом, регулирующим данный вопрос, как раз и является рассматриваемый нами реестр недобросовестных поставщиков.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и для чего он нужен?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это специальный информационный сервис, являющийся одним из элементов единой информационной системы в сфере закупок, адрес расположения которого в сети Интернет знаком многим участникам закупок — zakupki.gov.ru.

Становление реестра недобросовестных поставщиков берет свое начало в 2006 году, в период действия Закона о размещении заказа, он же 94-ФЗ. В то время реестр недобросовестных поставщиков создавался на базе официального сайта ФАС (Федеральной антимонопольной службы РФ) и действовал вплоть до конца 2015 года, поскольку Закон о контрактной системе внедрил РНП в механизм единого информационного ресурса о закупках – ЕИС, а сведения, включенные в старый реестр, были действительны в течение двух лет после включения.

При этом, несмотря на схожесть и единое место расположения на самом деле существует два реестра РНП – это реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ.

Интересным моментом является тот факт, что реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ является намного более активно использующимся, в отличие от реестра недобросовестных поставщиков 223-ФЗ, поскольку в РНП 44-ФЗ на данный момент включены недобросовестные поставщики в количестве более 72 000 записей, а в РНП 223-ФЗ содержится всего около 1 100 записей. Это смотрится весьма неоднозначно, учитывая, что рынок 223-ФЗ больше рынка госзаказа почти в 2-2,5 раза, а список недобросовестных поставщиков меньше в 65 раз.

Это не говорит о том, что участники в корпоративных закупках являются более добросовестными, нежели участники государственного заказа, скорее, это говорит о наличии строгих критериев признания поставщика недобросовестным, закрепленных 44-ФЗ, чего не имеется в 223-ФЗ.

Несмотря на свое прямое предназначение, а именно не допуск участника на рынок государственных закупок, реестр недобросовестных поставщиков используется далеко не только государственными и муниципальными заказчиками. В силу того, что информация, содержащаяся в реестре, предоставляется безвозмездно и находится в открытом доступе, она активно используется всеми участниками бизнес-сообщества для проверки своих контрагентов. Тщательное внимание РНП уделяют также и банки при оценке своих потенциальных заемщиков и формировании условий кредитования. Все это свидетельствует о том, что внесение записи об организации в РНП несет в себе огромные репутационные и финансовые риски. Соответственно, необходимо знать условия и процедуры включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Но включение информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков не является окончательным и бесповоротным исключением организации с рынка госзаказа, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрено, что установление требования об отсутствии информации об участнике в РНП устанавливается на усмотрение заказчика, и является его правом. Соответственно, если заказчик не устанавливает данное требование, то участник и не должен ему соответствовать. Так же иные неконкурентные способы закупок остаются для участника открытыми.

Чем рискует компания, оказавшаяся в РНП?

  1. Компания-поставщик лишается возможности участвовать в закупках сроком на 2 года как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
  2. Теряет обеспечение заявки, которое подлежит возврату. Обеспечение заявки как раз выступает в роли защитного механизма для госучреждений от недобросовестных поставщиков, которые подают заявки, а потом становятся уклонистами, не заключая контракты.
  3. Лишается возможности обжаловать действия заказчика по процедурам, в которых указано требование по отсутствию информации о поставщике в РНП (п.3 ч.5 ст.105 44-ФЗ).
  4. Ухудшается репутация компании. РНП – это некий «черный» список, оказавшись в котором потом будет тяжело наладить заново сотрудничество с контрагентами, поскольку их это отталкивает.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков?

Ведением реестра недобросовестных поставщиков занимается непосредственно Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. Это стоит учитывать, поскольку многие ошибочно считают, что этим вопросом занимаются территориальные органы ФАС. Однако это не так.

Территориальные органы рассматривают поступившее заявление о включении организации в РНП, принимают решение по данному заявлению и направляют в ФАС, где данное решение дополнительно проверяется и принимается окончательное решение о включении информации об организации в РНП. Официальный сайт ФАС при этом более не содержит актуального реестра, вся информация реестра недобросовестных поставщиков находится по адресу — https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html. Полномочия ФАС по ведению РНП закреплены в части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе.

В 2022 году в ФАС рассмотрело более 7 тысяч обращений на включение компаний в РНП. Из них в реестр были добавлены сведения по 3 тысячам компаний.

Основания для включения сведений об участнике в РНП

Согласно ч.1.1 ст.31 44-ФЗ заказчик имеет право установить требование об отсутствии информации о поставщике в РНП. Соответственно, если поставщик, находящийся в РНП подаст заявку на участие в закупочной процедуре, то его заявка будет отклонена оператором электронной площадки в течение 1 часа после ее подачи.

Участникам закупок стоит помнить о том, что направление информации об участнике для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его злым умыслом, соответственно, даже если вины организации в допущении условий для направления информации нет, заказчик все равно должен направить эту информацию.

Основные усилия участника должны быть уже направлены не на взаимодействие с заказчиком, а на взаимодействие с территориальным органом ФАС, который и будет рассматривать ситуацию по существу.

Какие основания для включения сведений об организации в РНП?
Андрей Плешков
Во-первых, информация об участнике включается в РНП, если он стал победителем торгов, но уклонился от подписания госконтракта, при этом такой контракт в итоге был подписан, но со следующим после победителя участником.

Во-вторых, если участник стал единственным допущенным к участию в торгах, но уклонился от заключения контракта, то есть не исполнил своих законом возложенных обязанностей, например, предоставил обеспечение с нарушением установленных условий, или не предоставил его вовсе.

В-третьих, если госконтракт с участником был расторгнут по решению суда. Здесь стоит учитывать, что нарушения со стороны контрагента должны быть предельно существенными, чтобы суд принял подобное решение.

Так же информация об участнике направляется в реестр недобросовестных поставщиков, если заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, и по итогу контракт был расторгнут по инициативе заказчика, в связи с нарушениями его положений контрагентом.

Поскольку в выше обозначенных случаях требуется направлять информацию в РНП при расторжении контракта, то стоит отметить, что при расторжении контракта по обоюдному согласию сторон, этого делать не потребуется, на что было дополнительно обращено внимание в письме Минэкономразвития РФ № Д28и-436 от 26.02.2016 г.

Так же стоит отметить следующее. Обязанность по заключению контракта в соответствии с Законом о контрактной системе возникает не только у победителя торгов, но и у всех остальных участников, чьи заявки не были отозваны (участники, занявшие первые три места, отозвать свои заявки не могут).

Основные проблемы и сложности могут возникнуть у организаций с обеспечением исполнения контракта, поскольку любое неисполнение требования законодательства в этой сфере может повлечь включение в реестр. Помимо очевидного непредоставления обеспечения исполнения, существует так же несколько ситуаций, широко распространённых на практике, которые могут привести к включению участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Так, если организация предоставила обеспечение в виде перечисления денежных средств на счет заказчика и направила заказчику скан-копию платежного поручения, но денежные средства на момент подписания контракта не поступили на его счет, участник не признается надлежаще исполнившим свою обязанность по предоставлению обеспечения. Поэтому крайне рекомендуется заранее уточнять у заказчика по вопросу поступления денег на счет, и при возникновении такой ситуации немедленно обращаться в банк для скорейшего решения данной проблемы.

С независимой гарантией в качестве обеспечения исполнения контракта тоже есть сложности. Дело в том, что 44-ФЗ устанавливает ряд требований к ней, к которым банки относятся крайне негативно.

Поэтому многие банки стараются включить в НГ условия, которые помогут им в дальнейшем избежать исполнения своих обязанностей, и которые при этом противоречат требованиям законодательства. Так же подобные ошибки часто случаются по недосмотру банковских работников. В конечном итоге ответственность за данные нарушения понесет не банк, а контрагент. Если при проверке независимой гарантии заказчик выявит нарушение положений Закона 44-ФЗ, то для него это будет равнозначно не предоставлению обеспечения исполнения контракта, и соответственно информация об организации будет направлена в ФАС, чтобы они произвели внесение в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ информации о таком участнике.

Отдельно стоит отметить, про расторжение контракта по решению суда. Поскольку такое расторжение не во всех случаях может быть произведено по причине нарушения поставщиком существенных условий контракта, то и не все случаи такого расторжения могут повлечь включение информации о контрагенте в РНП.

Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков: последовательность действий, информация

Сроки направления информации заказчиком в территориальный орган зависят от основания ее направления. Заказчику дается 2 рабочих дня после поступления ему решения из суда о расторжении контракта в связи с нарушением поставщиком условий контракта, чтобы подать обращение о включении его в РНП. Также заказчик может направить данное обращение в сроки, предусмотренные пп. «б», п.2 ч.6 ст.51, пп. «в» п.4 ч.14 ст.73, ч.16 и 22.2 ст.95 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства РФ № 1078 от 30.06.2021 года, в частности дается инструкция для заказчиков по направлению обращений на включение в РНП, а также требования к содержанию и форме обращения.

Если закупка осуществлялась в электронном виде, то заказчик формирует обращение через свой личный кабинет в ЕИС и подписывает его усиленной квалифицированной ЭП.

Если обращение формируется в связи с уклонением поставщика от заключения контракта, то данное обращение направляется через ЕИС одновременно с протоколом о признании поставщика уклонившимся от заключения обязательств.

За неисполнение обязанности по направлению такого обращения на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме 20 000 ₽. Информация, направляемая заказчиком и включаемая в РНП, содержит не только сведения об индивидуальном налоговом номере юридического или физического лица, но так же и сведения об учредителях юридического лица, членах его коллегиального органа.

Наличие оснований для направления информации в ФАС, еще не означает наличие оснований для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков. Информация, направленная заказчиком, подлежит рассмотрению по существу специально созданной территориальным органом ФАС комиссией, которая может оценить доводы и принять решение о не включении информации о поставщике, если посчитает их достаточно уважительными и установит отсутствие признаков недобросовестности в действиях участника.

Например, если участник не подписал вовремя контракт по причине сбоев в работе сети Интернет, или проблем с компьютерной техникой, то, скорее всего, это будет достаточным доводом для комиссии. Главное в такой ситуации, это сформировать полную доказательную базу добросовестности своих действий. Поэтому очень важно присутствие представителей поставщика на заседании комиссии. По общему правилу, сведения об участнике в реестре недобросовестных поставщиком действительны в течение двух лет со дня вынесения комиссией решения, которое можно обжаловать в течение трех месяцев в суде.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике в РНП?

При установлении требований об отсутствии сведений об участнике закупок в РНП, участник не должен предоставлять каких либо подтверждающих документов, поскольку оператор ЭТП самостоятельно должен проверить участника, для чего он может зайти в реестр недобросовестных поставщиков и проверить по ИНН присутствие сведений об участнике. Эта проверка осуществляется в автоматическом режиме.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Учитывая, что реестр недобросовестных поставщиков возник гораздо раньше введения в действие закона 223-ФЗ, опыт его внедрения и использования практически дословно был использован и для корпоративных закупок. Основания, порядок направления информации, порядок ведения реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, положения которого повторяют положения о реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ. Несмотря на идентичность, это все такие разные реестры, но заказчик по 223-ФЗ имеет право установить требование об отсутствии сведений об участнике и в РНП 44-ФЗ.

Постановление Правительства РФ № 1397 от 09.08.2022 года внесло изменения в ПП РФ № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков…». Появилось новое основание для расторжения договора с поставщиком. Так, в РНП в качестве основания для расторжения договора по 223-ФЗ будет указываться односторонний отказ заказчика от исполнения им обязательств, в отношении которого недружественные страны ввели санкции.

В РНП также будут включаться сведения о том, что сведения о поставщике внесены в него в связи с отказом от исполнения договора из-за введения в отношении заказчика санкций.

Даются разъяснения, что сведения о поставщике не включаются в реестр, если в процессе проверки установлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с введением санкций. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения договора по причине введения санкций в отношении заказчика.

Андрей Плешков
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
На этом статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье или нашем Телеграм-чате. В чате состоят опытные поставщики и представители госзаказчиков, которые охотно делятся своей практикой. Каждую среду проводим live-трансляции, на которых рассказываем последние новости из сферы госзаказа.
Оцените статью
Азбука тендеров
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.